Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа
Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.
Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные
отношения, входящие в эти группы,
и будут составлять предмет правового
регулирования. Это общественные отношения,
которые по своей природе могут
поддаваться нормативно-
Характер,
вид общественных отношений, составляющих
предмет правового
Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
Каждый
из этапов и юридических элементов
правового регулирования
Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.
Цель
механизма правового
Принято
считать, что прямая и непосредственная
цель механизма правового
Механизм
правового регулирования –
Механизм
правового регулирования –
В
связи с тем что механизм правового
регулирования – сложное
Названные
категории соотносятся как
Понятие
механизм правового регулирования
позволяет собрать и
Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.
Можно
выделить следующие основные элементы
механизма правового
Норма права;
Юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
Правоотношение;
Акты реализации прав и обязанностей;
Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В качестве своеобразных документов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций
Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права, первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.
Правовой
статус гражданина определяется прежде
всего конституционным
На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.
На этой второй стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.
Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.
Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
Так цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.
Стадия
реализации прав и обязанностей может
занимать длительный период, например,
в длящихся правоотношениях (состояние
в брачно-семейных, трудовых отношениях)
на этой стадии осуществляется защита
нарушенных прав и интересов субъектов,
устраняются препятствия на пути их достижения,
т.е. реализуется, правообеспечительная,
правоохранительная функции права.
Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.
Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем:
Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.
Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам.
Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются.
Основания возникновения индивидуального правового регулирования:
Юридические
нормы абстрактны, и поэтому не
в состоянии учесть все общественные
ситуации. Участникам общественных отношений
предоставляется возможность
Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества.
Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны - возникают пробелы, которые и урегулирует индивидуальное правовое регулирование.
Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:
Автономное правовое регулирование - при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы.
Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.
Субординационное индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие «индивидуальное правовое регулирование» не является общепризнанным, оно недостаточно разработано в теории права. В настоящее время нет ни одной монографии, специально посвященной данному виду правового регулирования.
Учебная
литература по теории государства и
права во многом отражает те тенденции,
которые сформировались в юридической
науке. Лишь некоторые из существующих
ныне учебников говорят об индивидуальном
правовом регулировании как