Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:19, лекция
Прокуратура всегда была и остается важным неотъемлемым атрибутом политической системы почти каждой существующей страны. Во избежание искажения «родословной» отечественной прокуратуры необходимо знать исторические корни, закономерность возникновения и развития органов прокуратуры, понять первоначальный генетический код, заложенный основателем при учреждении данного института, поскольку, не зная прошлого, нельзя понять истинный смысл настоящего и цели будущего.
Прокуратура
... осуществляет свои полномочия независимо
от
других государственных органов, должностных
лиц и подотчетна
лишь Президенту республики.
Генеральный
прокурор Республики Казахстан в течение
срока
своих полномочий не может быть арестован,
подвергнут приводу,
мерам административного взыскания, налагаемым
в судебном поряд
ке, привлечен к уголовной ответственности
без согласия Сената, кро
ме случаев задержания на месте преступления
или совершения тяж
ких преступлений. Срок полномочий Генерального
прокурора - пять
лет. <...>
Конституционный Совет РК в постановлении от 6 марта 1997 г. № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» указал: «Из конституционной нормы пункта 1 статьи 83 вытекает, что представлять интересы государства в суде может только прокурор (прокуратура)».
Указ о прокуратуре конкретизирует положения Конституции. В нем определяются компетенция, организация, порядок деятельности прокуратуры республики и правовое положение прокурора в гражданском судопроизводстве.
Статья
4 Указа о прокуратуре
печения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента РК и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени
государства:
выявляет
и принимает меры к устранению
нарушений Кон
ституции, законодательных актов и актов
Президента РК;
осуществляет
надзор за законностью оперативно-
деятельности, дознания и следствия, административного
и исполни
тельного производства;
представляет интересы государства в суде;
опротестовывает
законы и другие правовые акты, противоре
чащие Конституции и законам РК;
в
порядке и в пределах, установленных
законом, осуществляет
уголовное преследование.
Реализация органами прокуратуры предоставленных им полномочий должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями закона. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд (ст. 8 Указа о прокуратуре). Приведенная норма исходит из содержания статьи 76 Конституции. Судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 28 Указа о прокуратуре задачами прокурорского надзора являются:
обеспечение
прав и свобод человека и гражданина,
соответст
вия законодательству правовых актов
и действий органов, организа
ций, должностных лиц и граждан;
принятие
мер к выявлению и устранению
любых нарушений
законности, причин и условий, способствовавших
таким нарушениям,
восстановлению нарушенных прав.
Существенным по своему содержанию является норма о том, что прокуратура не подменяет другие государственные органы и не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан (п. 2 ст. 28 Указа о прокуратуре).
Прокурор представляет интересы государства в суде в ходе гражданского судопроизводства, участвуя при рассмотрении дела в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом он осуществляет свои полномочия в соответствии с Указом о прокуратуре, а также гражданским процессуальным и иным законодательством РК.
В случае несогласия прокурора с решением по делу или иным актом суда (судьи) по мотиву их несоответствия закону либо необоснованности он вправе подать протест в целях пересмотра дела и отмены либо изменения принятого судебного акта.
Прокурор
вправе в пределах своей компетенции
опротестовывать как
Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда дела, по которым решения и иные акты суда вступили в законную силу.
Прокурорский надзор за законностью исполнительного производства — одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры. В соответствии с подпунктом 4 статьи 43 Указа о прокуратуре прокурор осуществляет надзор за законностью исполнения судебных решений по гражданским делам.
Полномочия прокурора по обеспечению законности исполнительного производства определены в подпунктах 1 и 2 статьи 44 Указа о прокуратуре. При осуществлении этих своих полномочий прокурор в пределах своей компетенции вправе:
требовать
точного и единообразного применения
Конституции,
законов и международных договоров РК
о правах человека, гуманном
обращении с арестованными и осужденными;
истребовать
и проверять исполнительные производства
по де
лам о защите прав и интересов гражданина,
государства, а также по
искам и заявлениям прокурора.
К сожалению, надзорные функции прокуратуры не получили регламентации в Законе об исполнительном производстве.
Вопрос 2. Основание и формы участия прокурора в гражданском процессе
Основанием вступления в дело прокурора в гражданский процесс является обеспечение законности в судопроизводстве, а также необходимость защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов (ч. 1-3 ст. 55 ГПК).
«Высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров» (ч. 1 ст. 55 ГПК). Содержание указанной процессуальной нормы следует понимать в соответствии с постановлением Конституционного Совета РК от 31 июля 1997 г. № 3/4 «Об истолковании постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. "Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан"». Согласно указанному постановлению прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики. При осуществлении высшего надзора прокурор вправе опротестовывать и приостанавливать подзаконные правовые акты, принятые с нарушением действующего права РК, в том числе и акты судебных органов, в порядке, установленном Указом о прокуратуре и процессуальным законодательством. Акты судебных органов — приговоры, решения, постановления и определения по конкретным судебным делам - являются правовыми актами применения норм права и обладают обязательной юридической силой на всей территории республики, если они приняты в соответствии с действующим правом РК. Следовательно, осуществление прокуратурой высшего надзора за точным и единообразным применением законов судами следует понимать: во-первых, как возможность опротестования судебных актов в тех случаях, когда прокурор по результатам их изучения приходит к выводу о несоответствии этих актов закону либо их необоснованности; во-вторых, как возможность приостановления исполнения судебных актов. Реализация указанных прав прокурора должна осуществляться в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
При этом необходимо отметить, что принесение протеста прокурором является лишь отражением мнения прокурора о неправомерности судебного акта, проверка же его законности и обоснованности осуществляется вышестоящей судебной инстанцией. Протест прокурора рассматривается как одно из средств возбуждения деятельности суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по пересмотру судебных актов.
Прокуроры, таким образом, в соответствии с действующим законодательством РК участвуют в рассмотрении гражданских дел суда-
ми,
опротестовывают судебные акты, если
признают их незаконными или
В соответствии со статьей 44 ГПК прокурор является лицом, участвующим в деле.
Законом
предусмотрены две формы
предъявление иска, заявления в суд;
вступление
в процесс, начавшийся по инициативе
других лиц.
Возбуждение дела по иску (заявлению)
прокурора. Прокурор
вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов. Иск о защите прав, свобод и законных интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Иск в защиту интересов недееспособного гражданина может быть заявлен прокурором независимо от просьбы заинтересованного лица (ч. 3 ст. 55 ГПК).
Дело о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар может быть возбуждено в суде только по заявлению прокурора (ч. 1 ст. 309 ГПК).
При предъявлении иска (заявления) прокурором в защиту прав и законных интересов конкретного субъекта (гражданина или организации) должны соблюдаться требования, предусмотренные законом (условия права на предъявление иска и порядок его реализации).
Вместе с тем существуют особенности обращения прокурора в суд с иском (заявлением) в защиту прав и законных интересов других лиц либо интересов государства:
прокурор
освобождается от уплаты государственной
пошлины
и вообще от несения судебных расходов
(подпункт п) ст. 9 Закона о
государственной пошлине, ст. 115 ГПК);
поскольку
прокурор является лицом дееспособным
и ему зако
ном предоставлены полномочия на обращение
в суд и ведение дела,
подпункты 3 и 4 части 1 статьи 154 ГПК в отношении
прокурора не
действуют;
в
заявлении, поданном прокурором в защиту
государственных
или общественных интересов, должно содержаться
обоснование того,
в чем заключается государственный или
общественный интерес, ка
кое право нарушено, а также ссылка на
закон или другой норматив
ный правовой акт. В случае обращения прокурора
в защиту законных
интересов гражданина в исковом
заявлении должно содержаться
обоснование причин невозможности предъявления
иска самим граж-
данином; к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий согласие гражданина на обращение прокурора с иском в суд, кроме случаев подачи заявления в защиту интересов недееспособного лица (ч. 4 ст. 150 ГПК).
При этом необходимо учитывать следующее разъяснение, содержащееся в постановлении № 9 Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 30 июня 2000 г. «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением № 15 Пленума от 30 октября 2000 г.: Требования статьи 136 ГПК о досудебном (претензионном) урегулировании имущественных споров не распространяются на иски прокурора, предъявляемые в интересах государства, или юридического лица, гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если затрагиваются интересы государства.
Если истец не поддерживает требования, заявленного прокурором, то суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения, если не затрагиваются права, свободы и законные интересы третьих лиц (ч. 4 ст. 55 ГПК).
Отказ прокурора от иска, предъявленного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 5 ст. 55 ГПК). Но в этом случае, если истец настаивает на рассмотрении дела и не освобожден от уплаты государственной пошлины, он обязан ее уплатить в общем порядке
(ч. Зет. 104 ГПК).
Статья 55 ГПК устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов организаций.
Данную норму процессуального права следовало бы, на наш взгляд, исключить из ГПК в силу следующих обстоятельств.
Информация о работе Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры