Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:19, лекция

Описание

Прокуратура всегда была и остается важным неотъемлемым атрибутом политической системы почти каждой существующей страны. Во избежание искажения «родословной» отечественной прокуратуры необходимо знать исторические корни, закономерность возникновения и развития органов прокуратуры, понять первоначальный генетический код, заложенный основателем при учреждении данного института, поскольку, не зная прошлого, нельзя понять истинный смысл настоящего и цели будущего.

Работа состоит из  1 файл

ТТема 2 - переработать.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

  Во-первых, прокуратура согласно статье 28 Указа  о прокуратуре не вмешивается  в деятельность организаций. Возбуждение  прокурором дела в интересах организации следует рассматривать как вмешательство в ее деятельность. Организация как самостоятельный субъект права сама должна решать вопрос либо об обращении в суд за защитой нарушенных или оспариваемых ее прав, либо о необращении, что основывается на действии принципа диегюзитивности. Поэтому-то совершение гражданского правонарушения не приводит автоматически к возникновению гражданского процесса. Недостаточно одного только факта - гражданского правонарушения - для того, чтобы дело было возбуждено, необходимо на то волеизъявление самого заинтересованного лица. Возбуждение дела по инициативе других субъектов закон допускает лишь при определенных условиях.

  Во-вторых, неправомерно было бы допускать возбуждение  дела прокурором на основании обращения  к нему самой организации, поскольку даже в интересах граждан прокурор вправе предъявить иск только при наличии предусмотренных в части 3 статьи 55 ГПК условий. Организация - всегда лицо правосубъектное (правоспособное и дееспособное), поэтому она способна самостоятельно защищать в судебном порядке свои права и законные интересы.

  В-третьих, предоставление организации (любого вида) возможности защищать свои права и законные интересы посредством возбуждения прокурором дела наносит ущерб интересам государства и общества, поскольку в этом случае исковое заявление не будет оплачиваться государственной пошлиной.

  Представляет  интерес порядок урегулирования вопроса о возбуждении гражданского дела прокурором в российском законодательстве. В частности, пункт 3 статьи 35 Закона РФ от 17 января 1992 г. (в редакции 17 ноября 1995 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает: «Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства» (выделено нами — З.Б).

  Представляется  целесообразным аналогично решить указанный  вопрос и в законодательстве РК.

  В научной литературе нет однозначного мнения по вопросу о процессуальном положении прокурора при предъявлении им иска и возбуждении граж-данского дела. Взгляды разных авторов по данной проблеме можно свести к трем группам:

  прокурор, предъявивший иск, занимает положение  стороны в 
процессе (С. Н. Абрамов, А.Ф. Козлов); определенные основания для 
такого мнения вытекают из статьи 213 ГПК РК: прокурор, не являю 
щийся стороной по делу и вступивший в уже начатый процесс, дает 
заключение по существу дела в целом после судебных прений;

  прокурор  является «истцом в процессуальном смысле», по 
скольку он не состоит в спорных материальных правоотношениях с 
ответной стороной (А.А. Добровольский, М.С. Шакарян, В.Н. Щеглов);

  прокурор - самостоятельный субъект гражданских  процессу 
альных правоотношений. Закон наделяет прокурора определенными 
полномочиями, которые не присущи ни сторонам, ни другим участ 
вующим в деле лицам. Прокурор участвует в гражданском судопро-

  изводстве как представитель государства (К.С. Банченко-Любимова, Ю.И. Лутченко, Н.В. Ченцов).

  Обоснованной  мы считаем последнюю точку зрения. Прокурор в соответствии с законом представляет интересы государства в суде. Это одна из основных должностных обязанностей прокурора. Его нельзя отождествлять со стороной в процессе, по крайней мере, по трем причинам:

  во-первых, в отличие от стороны в процессе прокурор защищает не собственные права и интересы, а права и законные интересы другого лица либо общественный, государственный интерес;

  во-вторых, объем полномочий прокурора не идентичен  процессуальным правам и обязанностям стороны. При этом, как указывалось в литературе, многие процессуальные права прокурора одновременно являют-сяето обязанностями, что совершенно не присуще правам стороны;

  в-третьих, закон квалифицирует прокурора  как самостоятельную процессуальную фигуру, — напр., в статье 44 ГПК прокурор перечисляется в составе лиц, участвующих в деле, наряду со сторонами, третьими лицами и т.д.

  Прокурор  может возбуждать не только дела искового производства, но и дела особого искового производства, а также особого

  производства.

  Дача  прокурором заключения (вступление прокурора в процесс, начатый по инициативе других лиц). Прокурор вправе вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе суда для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов (ч. 2 ст. 55 ГПК).

  В соответствии с действующим законодательством  участие прокурора в гражданском судопроизводстве для дачи заключения обязательно в следующих случаях:

  1) когда это предусмотрено законом  (ч. 2 ст. 55 ГПК). В частности, такое предписание предусмотрено при рассмотрении дел следующих категорий: об оспаривании гражданином законности нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 284 ГПК); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим (ст. 299 ГПК); о лишении родительских прав (п. 2 ст. 68 ЗоБС); об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 71 ЗоБС); об отмене усыновления /удочерения/ ребенка (п. 2 ст. 96 ЗоБС). В научной литературе предлагается закрепить рассмотрение ряда других дел с обязательным участием прокурора (напр., об установлении отцовства);

  когда необходимость участия прокурора  признана судом (ч. 2 ст. 55 ГПК). Суд, как  правило, разрешает вопрос об участии в процессе прокурора и привлечении его при подготовке дела судебному разбирательству. При этом судом учитывается характер и сложность гражданского дела, его общественная значимость и иные обстоятельства. О необходимости участия в деле прокурора суд выносит определение и направляет его прокурору, извещая о времени и месте рас 
смотрения дела;

  когда Генеральный прокурор РК или вышестоящий  прокурор дает указание на необходимость  участия прокурора в рассмотрении конкретного дела. В соответствии с Указом о прокуратуре указания Генерально 
го прокурора РК являются обязательными для исполнения всеми со трудниками органов и учреждений прокуратуры РК (подпункт 4 ст. 11), указания прокурора области обязательны для всех подчиненных работ 
ников (подпункт 2 ст. 13). А также в силу того, что прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, Указ о прокуратуре закрепляет обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам деятельности для нижестоящих прокуроров (п. 1 ст. 3, подпункт 1 п. 1 ст. 16).

  Прокурор  может давать заключение по отдельным  вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и по существу дела в целом.

  Структура выступления прокурора с заключением по существу 
дела в судебном заседании достаточно подробно раскрыта В.Н. Щег 
ловым13. :

  Заключение  прокурора состоит из трех частей. .        *:

  Первая  часть включает в себя: .

  показ общественной значимости рассматриваемого дела, недопустимости правонарушения, необходимости соблюдения законности;

  правовую  квалификацию спорного материального  правоотношения (определение норм права, регулирующих рассматриваемое судом  спорное правоотношение); толкование подлежащих применению 
правовых норм;

  выяснение круга фактов, имеющих юридическое  значение для дела, а также их правовые последствия;

  4) разбор доводов истца, ответчика  и других участвующих в деле

  лиц.

  Вторая  часть должна содержать:

  анализ  и оценку доказательств с выводами о каждом юридиче 
ском факте (об их наличии или отсутствии, о характере и времени 
совершения данных фактов);

  отношение к оценке доказательств и к  выводам о фактах, пра 
вах и обязанностях, сделанных сторонами и другими участвующими в

  деле  лицами.

  Третья  часть должна содержать ответы на вопросы:

  1) подлежит ли иск удовлетворению (полному, частичному) или

  отклонению;

  необходимо  ли немедленное исполнение судебного  решения; 
есть ли основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения 
либо для обеспечения исполнения решения;

  есть  ли необходимость в вынесении  судом частного определе 
ния и др.

  Подчеркнем, что заключение прокурора должно быть основано на тщательном анализе  и исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а также  подлежащих применению норм материального и процессуального права.

  Суд может не согласиться с заключением  прокурора по делу, если посчитает, что выводы прокурора являются необоснованными  или незаконными.

  Вопрос 3. Участие прокурора в судах  первой, апелляционной, кассационной и  надзорной инстанций

  Прокурор  может участвовать в суде первой инстанции путем возбуждения дела либо вступления в начатый процесс для дачи заключения. Как лицо, участвующее в процессе, прокурор вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, а также совершать другие процессуальные действия и выполнять обязанности, предусмотренные статьей 47 ГПК.

  

  177

  Различие  в объеме полномочий прокурора при  производстве дела в суде первой инстанции связано с формой его участия в процессе. Такое различие характерно и для комплекса прав и обязанностей прокурора при его участии в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

  Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми  процессуальными правами, а также несет все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения (ч. 5 ст. 55 ГПК). Прокурор, к примеру, вправе изменить предмет либо основание иска, увеличить или уменьшить размеры исковых требований, а также отказаться от иска. Однако к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, поскольку он не является субъектом спорного материального правоотношения.

  Если  гражданское дело было возбуждено прокурором, то он не имеет права давать заключение по данному делу (ст. 213 ГПК).

  Прокурор, вступивший в начатый процесс  и участвующий в нем для  дачи заключения по делу, пользуется процессуальными  правами и несет процессуальные обязанности в соответствии со статьей 47 ГПК.

  Прокурор  участвует в апелляционном, кассационном или надзорном производстве путем возбуждения названных видов пересмотра судебных актов или вступления в уже начатое производство в суде вышестоящей инстанции по апелляционной, кассационной или надзорной жалобе сторон и других лиц, имеющих право на обжалование судебного акта.

  Право принесения апелляционного и кассационного  протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела.

  Производство  по пересмотру решения и определения  суда, не вступивших в законную силу, может возбуждаться Генеральным прокурором, его заместителями, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами и их заместителями, прокурорами районов и приравненными к ним прокурорами и их заместителями в пределах своей компетенции путем принесения ими апелляционных или кассационных протестов, независимо от их участия в рассмотрении дел (ч. 3 ст. 332 ГПК). В пункте 2 статьи 30 Указа о прокуратуре содержится уточнение, что опротестование незаконного и необоснованного решения (определения) суда первой инстанции, не вступившего в законную силу, составляет обязанность вышеперечисленных прокуроров вне зависимости от того, участвовали они в деле или нет, и в какой форме было это участие.

  На  вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения и постановления) вправе приносить протесты в судебно-надзорные органы Генеральный прокурор РК, заместители Генерального прокурора, Главный военный прокурор РК, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

Информация о работе Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры