Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:48, курсовая работа
Цели работы - охарактеризовать центр принятия политических решений, их характеристики и влиятельность.
Задачи:
охарактеризовать место политического решения в политической деятельности и требования к нему;
оценить возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия;
охарактеризовать методы принятия политического решения и создание механизма его реализации;
охарактеризовать типология политических систем;
описать модели принятия политических решений;
охарактеризовать методы принятия центрами политических решений Российской политике в СНГ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ 5
1.1.Место политического решения в политической деятельности и требования к нему 5
1.2.Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия 8
1.3.Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации 15
2.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И МОДЕЛИ ЦЕНТРОВ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 19
2.1.Типология политических систем 19
2.2.Модели принятия политических решений 22
3.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ ЦЕНТРАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В СНГ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ 5
1.1.Место политического
решения в политической
1.2.Возникновение
проблемы, требующей принятия
1.3.Методы принятия
политического решения и
2.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И МОДЕЛИ ЦЕНТРОВ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 19
2.1.Типология политических систем 19
2.2.Модели принятия политических решений 22
3.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ ЦЕНТРАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В СНГ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ВВЕДЕНИЕ
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений — это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.
По существу, данный процесс присутствует как на «входе», так и на «выходе» политической системы. При этом увеличение требований населения, социальное «возмущение» среды расширяют масштаб управления и повышают его роль в организации политической жизни. С другой стороны, эффективность реализации принятых решений непосредственно влияет на степень поддержки и авторитет режима правления.
В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.
Такого рода подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны, они подчеркивают громадную роль и прерогативы институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе, или, одним словом — значение тех внешних и внутренних факторов, которые выражают рациональность, технократизм этой формы политической деятельности людей. С другой стороны, несмотря на большую роль, которую играют в этом деле регламенты и институты, как правило, в процессе принятия решений господствуют неформализованные процедуры, зависящие отличного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей.
Таким образом, следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря, на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируе-мость. В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.
Эти два начала соотносятся и взаимодействуют на различных этапах принятия решений — подготовительном, собственно принятия решений, реализации принятых решений.
Цели работы - охарактеризовать центр принятия политических решений, их характеристики и влиятельность.
Задачи:
1.ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ
1.1.Место политического решения в политической деятельности и требования к нему
Политическое решение
правомерно рассматривать как центральный
элемент управления, состоящий в
определении цели и механизмов (средств)
ее реализации. Это своего рода, принимаемое
субъектом политического
Политическое решение – это всегдапроцесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.
Политическое решение – это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели.. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.1
Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества – явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую – антагонистических.
Политические решение
– это и осознанный выбор субъе
Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата – это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.
Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.3
Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.
Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Другими словами, политическое решение – это сложное диалектическое переплетение объективного и субъективного в политическом процессе. При этом у принимающего решение всегда будет большой соблазн – увеличить долю субъективного в объеме будущего решения. Надежным препятствием для такого соблазна служит соблюдение ряда требований:
• Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? – вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости – все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.
• Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: “вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня”.
• Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения – вот современный стиль деятельности серьезного политика.
• Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения – в особенности радикального характера – принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.
• Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности – таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.
В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере – принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.4
Концептуализация принятия решения предполагает:
• знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;
• выработку процедуры принятия;
• понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, “техники”, предполагающей организационный контекст;
• восприятие решения;
• предвидение возможных последствий принимаемого решения.
1.2.Возникновение
проблемы, требующей принятия
Необходимость принятия политического решения возникает, как уже было сказано, в условиях конкретной политической ситуации.
Рассмотрим, например, ситуацию когда общество находится в относительно стабильном состоянии, когда “верхи” и “низы” взаимно удовлетворены ранее принятыми политическими решениями, не предъявляют претензий друг к другу и не проявляют особой политической активности.5
Но такая политическая “идиллия” долго продолжаться не может. Под влиянием непрекращающегося общественного развития на сложившиеся отношения участников политических событий начинают действовать новые факторы. Например, в центр принятия политических решений стекается информация о неудовлетворенности интересов какого-либо участника политического события. Причины этому могут быть самые разные – недоработки предыдущих решений или их недовыполнение, новая экономическая ситуация в обществе, изменение политического курса правящей элиты, новые претензии участников политических событий и др.6
Причины разные, а вывод один – надо принимать решение на изменение ситуации. Субъекту руководства предстоит составить схему принятия решения на базе ответов на следующие вопросы:
1. Кто будет принимать решение?
2. В чем его смысл?
3. Когда принимать решение?
4. Как его принимать?
5. На каком уровне, где его принимать?
6. Характерные черты ситуации.
7. Класс (или подкласс) данного решения.
8. Почему оно должно быть
Принципиальная схема
Рис. 1. схема возникновения проблемной ситуации
Внимательное и непредвзятое отношение ко всем этим вопросам должно в итоге обеспечить высокий качественный уровень принимаемого политического решения. В то же время отметим, что все они весьма непросты. Для примера рассмотрим. Кто будет принимать решение?
К этим лицам, относятся индивидуумы, несущие государственную или юридическую ответственность за определенные политические решения; те, кто снабжает их информацией; те, кто определяет – какое из альтернативных решений должно быть принято во внимание; принадлежащие к наиболее могущественным экономическим. политическим, военным, общественным элитам; эксперты, принимающие участие в обсуждении проблемных ситуаций. Другими словами, решение готовит большая группа лиц – так называемая “команда” субъекта политики.7
Здесь возникает много дополнительных вопросов -как формируется такая “команда”, кто в нее входит, какие отношения складываются внутри “команды” и насколько ее состав адекватно отражает позицию и взгляды самого субъекта политики.
Процесс принятия политического решения распадается на отдельные этапы или стадии.
По этому вопросу есть несколько точек зрения. Герберт Саймон – один из первых американских политологов, применивших проблематику принятия решений в политологическом анализе – видел в решении определенную последовательность действий, выстроенных в следующем порядке: постановка проблемы, сбор информации, определение возможных альтернатив, выбор действующими лицами одной из альтернатив в соответствии с их иерархии ценностей.