Центры принятия политических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

Цели работы - охарактеризовать центр принятия политических решений, их характеристики и влиятельность.
Задачи:
охарактеризовать место политического решения в политической деятельности и требования к нему;
оценить возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия;
охарактеризовать методы принятия политического решения и создание механизма его реализации;
охарактеризовать типология политических систем;
описать модели принятия политических решений;
охарактеризовать методы принятия центрами политических решений Российской политике в СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ 5
1.1.Место политического решения в политической деятельности и требования к нему 5
1.2.Возникновение проблемы, требующей принятия политического решения и основные этапы процесса его принятия 8
1.3.Методы принятия политического решения и создание механизма его реализации 15
2.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И МОДЕЛИ ЦЕНТРОВ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 19
2.1.Типология политических систем 19
2.2.Модели принятия политических решений 22
3.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ ЦЕНТРАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В СНГ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Работа состоит из  1 файл

Центры принятия политических решений.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними.

Демократический тип  политической системы характеризуется:

• широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью  развитого среднего класса;

• участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства;

• парламентским способом выражения  воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.

• демократической политической культурой.

Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.15

Авторитарный тип политической системы характеризуется:

• концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;

• максимальным расширением компетенции  исполнительной власти;

• ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов;

• неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения;

• жесткой реализацией номенклатурного  принципа, т.е. расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.

Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение  деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод граждан и т.д. являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная характеристика и особенность данного типа политической системы.16

Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой  регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до образа жизни, поведения и мышления каждого человека.

Тоталитарный тип политической системы характеризует:

• сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного  правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта);

• механизм властных структур на однопартийной  основе во главе с единоличным  лидером, жесткой иерархической  субординацией и суровой дисциплиной;

• подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру;

• тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической  жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии  в системе власти, вмешательство  в личную жизнь граждан;

• навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;

• социально-политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.

Тоталитарная политическая система  общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.

Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий  спектр вариаций внутри этих типов: например, демократический тип политической системы может быть представлен  элитарно-демократической, революционно-демократической  и другими ее формами; авторитарный тип может выступать в популистской или президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (например, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка. В развивающихся странах наблюдается существование различных переходных типов политических систем.17

Формирование, функционирование и эволюция политических систем разных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (или  со средой) предстает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния реальных политических систем, политических режимов, форм политического руководства и политического участия.

 

2.2.Модели принятия политических решений

 

 

Эффективность социального управления зависит от многих факторов: информационно-управленческой модели и технологии принятия политических решений, социально-психологических ролей членов правительственной команды, построения и распределения функций в аппарате правящей команды и т.д. Кроме того, особое значение приобретают в условиях создания правового демократического государства проблемы общения правительства с общественностью, средствами массовой информации - то, что специалисты называют "паблик рилейшинз. 
Рассмотрим организационно-технологические, информационные и социопсихологические факторы, влияющие на работу правящей команды национального, регионального или местного уровня. Имея определенные разногласия, они одновременно характеризуются общими параметрами оценки эффективности работы правительственной структуры любого уровня государственности и объекта управления (страны, региона, партии, общественной организации и т.д.).18

Информационное обеспечение  работы правящей команды 
При организации работы любой правительственной структуры возникает множество проблем, связанных с построением информационных потоков, которые нужно "замкнуть" на упомянутый центр принятия решений. При этом желательно учесть, что информирование, скажем, президента должно быть таким, чтобы он получал действительно важную информацию в необходимых для работы объемах. Но одновременно нельзя допустить, чтобы он "захлебнулся" в потоках несущественной информации. 
Сбор, обработка и интерпретация информации - важнейшие этапы, поскольку от достоверности информации зависит характер принятых решений, а значит - и эффективность управления любым объектом. 
Строя информационную сеть системы управления, прежде всего надо позаботиться об источниках социальной информации, адекватно освещать происходящее во всех сферах общественной жизни. Например, в масштабах государства желательно наладить систему информирования правительства со стороны органов государственной статистики, экономики, труда и социальных вопросов, промышленности и сельского хозяйства, так называемых силовых структур, научно-исследовательских учреждений, финансируемых из бюджета и т.д.

Информационная система  должна реализовывать три цели:

• предупредительную (отслеживать  события, выходящие за пределы обычного "сигнала тревоги");

• образовательную (подавать необходимые факты вместе с откровенной компетентным оценке специалистов, которым можно доверять).

• прогнозную (узнавать о возможных действиях и времени  их появления, прогнозном влиянии этих действий на изменение ситуации).

А объемы информации могут быть фантастическими. Например, информационная сеть структур национальной безопасности США ежедневно обрабатывает около 500 тыс. сообщений. В этом океане информации действительно можно очень легко "утонуть". Выход один - шифрование при предварительной обработке информации. Таким образом, читая телеграммы с грифами "молния", "срочно", "текущая", уже на предварительном этапе можно судить об информации. Например, отметка на сообщении "угроза" приводит в состояние боевой готовности всю систему национальной безопасности США.19

Через "фильтры" Белого дома ежедневно проходят тысячи посланий, которые анализируют работники  так называемой ситуационной комнаты  администрации президента с помощью  компьютеров, программное обеспечение  которых позволяет принимать  или находить сообщения по ключевым признакам (название страны, фамилия политика, важная тема т.п.).

Это относительно информации, поступающей закрытыми, служебными каналами. Но не следует забывать о  таких источниках, как средства массовой информации. Недаром же специалисты по разведывательной службы утверждают, что 90% информации стратегического характера можно взять из открытых источников: газет, журналов, телевидения, радио, компьютеров. 
Например информационно-исследовательская службы, скажем администрации президента или правительства, должна ежедневно готовить стандартный пакет информационных сообщений средств массовой информации для своего руководителя. Эти сводки новостей должны быть без купюр вышестоящих чиновников администрации, ибо внедрение внутренней цензуры может сыграть не на пользу и "подставить" руководителя, уполномоченного принимать ответственные решения. 
Например, "Возведение новостей Белого дома" для президента США (начиная с Р. Никсона и доныне) объемом 18-20 страниц готовится на основе сообщений 7 телеграфных служб, всех телевизионных программ США, 7 газет восточного побережья, 500 провинциальных газет (еженедельно), 350 зарубежных изданий и 75 основных зарубежных теле- и радиостанции под рубрикой Реакция зарубежных СМИ. Эти сводки новостей готовятся четыре раза в день: в 7.00, 11.30, 15.00 и 17.30 (три последних являются дополнениями к основной сводке, которую ночью готовят для президента работники информационной службы администрации).20

Если президент находится  в поездке, сводки новостей выходит  под названием "Вестник президентского самолета. 
Оперативность подготовки этих материалов такова, что журналист, который сопровождает президента, может прочитать резюме своей статьи, которую он передал в свою газету и которая недавно вышла в свет (этот дайджест передается и на борт президентского самолета.

Напоследок заметим, что  информация должна передаваться без  искажений. Если новость никак нельзя назвать положительной, ее все равно  нужно включать в дайджест. В течение  последнего года президентства Р. Никсона, которого увел с должности так называемый "Уотергейт" (уголовное дело, возбужденное в связи с антиконституционными действиями работников его администрации), по свидетельству одного из работников Белого дома, возведение напоминало ежедневный некролог. Редактор дайджеста предложил прекратить его выпуск, однако президент и глава его администрации А. Хейг отрицали и настаивали на продолжении этой работы. Р. Рейган пошел еще дальше. В его "Вестник по пятницам" еженедельно включали больше 60 карикатур, некоторые из них были довольно злыми и язвительными.

Следовательно, можно  еще раз подтвердить важность получения руководством правдивой  информации, которая является основой  для принятия адекватных правительственных  решений.

Выбор модели и технологии принятия правительственных решений

Управление работой  правительственной структуры (администрации  президента, правительства, министерства, ведомства и т.д.) предусматривает  построение структуры управления, налаживание  информационных потоков, отработку  модели и процедур принятия правительственных (политических, экономических и др.) решений.

Структура объекта управления строится с учетом таких факторов, как правовое поле регламентации  деятельности этого объекта управления, функции, которые он выполняет, традиции работы объекта управления и т.д. 
Под правовым полем понимают полномочия, например, президента страны или правительства, которые определены конституцией или другими законодательными актами (законами, постановлениями, указами, распоряжениями. Согласно этому возникает проблема реализации тех или иных функций управления указанным объектом управления. Итак, учитывая определенные юридические ограничения и необходимость реализации управленческих функций, создается структура объекта управления. 
Скажем, в законодательном акте зафиксированы полномочия президента в области решения вопросов гражданства. Понятно, что для того, чтобы реализовать эти функции, нужно создать соответствующую службу, отдел или другое структурное подразделение, которое бы предварительно прорабатывало документы, поступающие в адрес президента, и готовило проекты решений (резолюций, ответов). Аналогично создаются и структурные подразделения других сфер компетенции определенного объекта управления: политической, экономической, внешних связей, связей с общественностью, прессой и т.д.

Вообще процесс принятия любого политического, правительственного или иного решения предусматривает  прохождение следующих этапов:

• сбор, обработка и  интерпретация информации;

• выделение альтернативных проектов решений;

• выбор на основе принятых процедур окончательного варианта решений из имеющихся альтернатив;

• реализация на практике принятого решения;

• контроль за выполнением  определенного решения;

• корректировки (в случае необходимости) этого решения. Поскольку  мы уже рассмотрели информационные аспекты работы правительственных структур, можем переходить к изучению процедур принятия решений. По мнению социопсихолога А. Джорджа, существуют три основные модели принятия решений: формальная, соревновательная и коллегиальная. 
Формальная модель предусматривает наличие четко построенной иерархии системы коммуникации и процедур прохождения информации, отход от которых не допускается.

Информация о работе Центры принятия политических решений