Деиографическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ современного демографического состояния страны, оценка эффективности проводимой демографической политики.
Задачи исследования:
- Провести анализ демографической ситуации;
- Оценить масштабы демографического кризиса в России;
- Изучить концепцию демографической политики;
- Оценить эффективность демографической политики;
- Выработать способы улучшения демографической ситуации.

Содержание

Введение
1. Демографическая политика России
1.1 Роль современного государства в управлении демографическими процессами
1.2 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
1.3 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
2. Оценка современной семейно-демографической политики России
2.1 Анализ семейно-демографической ситуации современной России
2.2 Основные направления семейно-демографической политики в СКФО
2.3 Проблемы и инструмент государственной поддержки семьи и рождаемости
3. Эффективность проведения демографической политики России в области повышения
3.1 Социально-экономические возможности государства в области решения семейно-демографической проблемы
3.2 эффективность государственной политики в области повышения рождаемости и укрепления семьи
3.3 Оценка семейно-демографической политики проводимой в СКФО
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Демогр.политика.docx

— 99.35 Кб (Скачать документ)

Разумеется, что данный перечень является не самым полным. Но они  вполне логичные и последовательные.

2.2 Основные направления семейно-демографической политики в СКФО

Значения и динамика большинства  демографических показателей СКФО существенно отличается от средних  показателей по России. В последнее  время в результате возросшей  рождаемости, снижающейся смертности и интенсивных миграционных потоков  общая демографическая ситуация в СКФО стабилизировалась. На начало 2010 года численность СКФО составила 13,437 млн. человек. А в период с 1990 до конца 2009 года численность населения  увеличилась на 1,68 млн. человек. Естественный прирост населения Северно-Кавказского  Федерального округа составил 75,6 тыс. человек. Кроме того, в структуре  населения довольно высокую долю занимает население трудоспособного  возраста. А предполагаемый прирост  населения в СКФО к 2020 году составит около 800 тыс. человек. Высокий уровень  рождаемости предполагает увеличение доли детей в общей численности  населения округа. Особенно заметно  увеличилась доля молодёжи в республиках  Чечня, Ингушетия, Дагестан. Показатель смертности в СКФО самый низкий по России - 8,7 человека на 1000 человек населения (в среднем по России - 14,6 человека на 1000 человек населения). Самые низкие показатели смертности зафиксированы  в республиках Ингушетия, Чечня, Дагестан. В остальных субъектах  СКФО этот показатель также ниже среднероссийского.

Достаточно высокий уровень  рождаемости и относительно низкий уровень смертности в СКФО, согласно таблицам 5 и 6 и рисункам 7 и 8, позволили  обеспечить позитивную динамику показателя естественного прироста населения

Таблица 5 - Общие коэффициенты рождаемости в регионах СКФО (число  родившихся на 1000 человек населения)

 

Регион

2008г.

2009г.

2010г.

 

1

СКФО

17,0

17,1

17,2

 

2

Республика Дагестан

18,3

18,5

17,5

 

3

Республика Ингушетия

18,3

18,7

27,3

 

4

Кабардино-Балкарская республика

13,5

13,6

14,6

 

5

Карачаево-Черкесская республика

14,9

14,5

12,8

 

6

Республика Северная Осетия - Алания

14,2

14,3

14,5

 

7

Чеченская республика

29,3

29,1

30,0

 

8

Ставропольский край

12,2

12,1

11,9

 
           

Рисунок 7 - Динамика рождаемости  в субъектах СКФО в 2008 - 2010гг.

Самый отстающий регион СКФО по рождаемости - Ставропольский край, здесь отмечаются самые низкие показатели.

Таблица 6 - Общие коэффициенты смертности в СКФО (число умерших  на 1000 человек населения)

 
 

2008г.

2009г.

2010г.

 

СКФО

8,7

8,9

8,5

 

Республика Дагестан

5,9

6,1

5,7

 

Республика Ингушетия

3,1

3,7

4,5

 

Кабардино-Балкарская республика

9,1

9,4

9,4

 

Карачаево-Черкесская республика

11,1

11,0

9,9

 

Республика Северная Осетия - Алания

11,4

11,4

10,9

 

Чеченская республика

4,5

5,3

5,6

 

Ставропольский край

13,4

13,2

12,4

 
         

Самые высокие показатели прироста населения наблюдались  в республиках Чечня, Ингушетия, Дагестан. Низкий естественный прирост  отмечался только в Кабардино-Балкарской республике. В Карачаево-Черкесской республике прирост населения начался  с 2004 года, в республике Северная Осетия - с 2006года, а в Ставропольском крае - с 2008 года.

Более одной трети общей  численности населения Северо-Кавказского  федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). Поэтому  в данном регионе в целом и  в каждом его субъекте, в частности, должна проводиться грамотная и  эффективная поддержка молодых  семей, которая должна основываться на следующих направлениях:

- разработка и реализация  социальных программ, направленных  на гармонизацию и укрепление  семейных отношений в первые  годы супружеской жизни, помощь  в становлении и развитии молодой  благополучной семьи;

- участие в федеральных  и областных конкурсах проектов  и программ по профилю деятельности  Учреждения;

- разработка и издание  информационно-методических материалов  в помощь молодой семье;

- информационно-методическая  поддержка деятельности клубов  молодой семьи;

- проведение систематического  мониторинга по изучению проблем  молодой семьи путем социологического  исследования;

- изучение, апробирование  и внедрение новых методик  и технологий в области комплексной  поддержки молодой семьи;

- разработка и издание  информационно-методических материалов  для специалистов, работающих с  молодежью, молодыми семьями;

- повышение уровня профессиональной  компетенции в области семейной  психологии специалистов, работающих  с молодыми семьями;

- формирование позитивного  общественного мнения, пропаганда  семейного образа жизни, повышение  престижа социально-благополучной  молодой семьи через средства массовой информации .

Для осуществления указанных  направлений деятельности необходимы организация мониторинга основных аспектов жизни местной молодежи и разработка стратегии молодежной политики в СКФО.

Также серьёзной проблемой  округа является низкий уровень здравоохранения. Во всех субъектах округа отмечается нехватка больниц и поликлиник, а  также врачей и среднего медицинского персонала. Наиболее востребованными  видами медицинской помощи являются онкология, сердечнососудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия  и офтальмология. Потребность в  высокотехнологичной медицинской  помощи по указанным видам полностью  соответствует структуре заболеваемости и объемам оказания медицинской  помощи в целом по Российской Федерации.

В 2009 году начал функционировать  Северо-Кавказский многопрофильный  медицинский центр Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, который  является современным хорошо оснащенным медицинским учреждением. Необходимо отметить, что центр еще не полностью  вышел на запланированные проектные  мощности. Повышение активности по направлению пациентов в центр  в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского  федерального округа, может значительно  повысить доступность многопрофильной  специализированной и высокотехнологичной  медицинской помощи жителям этого  округа.

Обеспеченность врачами  в Северо-Кавказском федеральном  округе ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году значение этого показателя составило 38 человек  на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 44,1 человека на 10 тыс. населения). Обеспеченность средним медицинским персоналом в указанном федеральном округе также ниже, чем в среднем по России. В 2009 году значение этого показателя составило 81,6 человека на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 94,1 человека на 10 тыс. населения). Особого внимания заслуживает проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Среди наиболее актуальных проблем средних общеобразовательных школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база. Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в Северо-Кавказском федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, сокращается.

Выделяют следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей  в СКФО:

- охрана и укрепление  здоровья детей и подростков;

- профилактика социального  неблагополучия семей с детьми;

- повышение эффективности  государственной системы поддержки  детей, находящихся в особо  сложных обстоятельствах, в том  числе детей-инвалидов, детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- создание условий для  активного включения детей в  социально-экономическую, культурную  жизнь общества.

Основные задачи демографической  политики:

1. обеспечение безопасного  материнства и рождения здоровых  детей, охрана здоровья детей  и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья;

2. профилактика и снижение  детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

3. создание государственной  системы выявления, развития и  адресной поддержки одаренных  детей, сохранение национального  генофонда страны, развитие интеллектуального  и творческого потенциала России;

4. профилактика социального  неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

5. совершенствование системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;

6. проведение эффективной  реабилитации и адаптации детей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации;

7. обеспечение полноценной  жизнедеятельности детей-инвалидов  и их интеграции в общество;

8. профилактика социального  сиротства, постепенный переход  от воспитания детей в учреждениях  интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

9. обеспечение профессиональной  подготовки и социальной защищенности  выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [16].

Один из главных приоритетов  государственной демографической  политики в СКФО - это поддержка  семьи и рождаемости. Приоритетным вниманием пользуются многодетные  семьи. При этом в системе мер  государственной поддержки особое место занимает выплата пособий.

2.3 Проблемы и инструмент государственной поддержки семьи и рождаемости

Прежде всего, следует  отметить, что увеличение рождаемости  невозможно без укрепления института  семьи, без поднятия качества брачных  отношений.

Женщинам трудно решиться на рождение вторых и последующих  детей, если они не уверены в прочности  своих отношений. В настоящее  время проблемы семьи и формирование семейной политики являются одним из главных направлений социальной политики государства. Поэтому демографическая  политика, направленная на повышение  рождаемости должна охватывать как  институт семьи, так и иные социальные сферы.

В последние годы в России сформировались определенные позитивные тенденции государственной политики по отношению к семье. На основе соответствующих  положений Конституции Российской Федерации принимаются определенные меры по реформированию законодательства в интересах семьи, женщин и детей. Ратифицирован ряд международных  документов в этой области. Принятые государством меры законодательно закрепили  основные социальные гарантии для лиц  с несовершеннолетними детьми, трудящихся с семейными обязанностями (пособия  на детей, налоговые, пенсионные, другие льготы). В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные  с их трудоустройством и увольнением, улучшением условий труда. Часть  этих льгот распространена на одиноких мужчин, воспитывающих детей. Принципиально  важным является рассмотрение в некоторых  государственных документах семьи  в качестве субъекта права, обладающего  по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через своего представителя права и юридические  обязанности.

Пока решение проблемы семейно-демографического характера  не является приоритетной проблемой  и не является общенациональным делом. Многие представители бизнеса и  СМИ не прониклись всей значимостью  для государства данной проблемы, и, как следствие, не участвуют в  изменении демографической ситуации. Между тем, очень важно в бизнес структурах поддерживать работников с детьми, продвигать образ семьи с несколькими детьми, развивать семейные ценности и т.д.

Принципиальная особенность  российской семейной политики заключается  в воздействии на формирование и  функционирование семьи, на динамику процессов  не прямо, а опосредовано - через  демографическое, брачное, репродуктивное, потребительское поведение, через  принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры семейной политики воздействуют как на формирование соответствующих  потребностей, обуславливающих специфику  брачного и репродуктивного поведения  так и на создание условий для  их реализации.

Меры семейной политики могут, с точки зрения их влияния на поведение, выступать как стимулы или  как ограничения. Задача стимулов и  ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение  будет в большей степени соответствовать  общественным потребностям, декларируемым  целям политики, или помехи - тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение  весьма короткое время, со временем население  адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые.

Информация о работе Деиографическая политика