Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:09, курсовая работа
Цель исследования - анализ современного демографического состояния страны, оценка эффективности проводимой демографической политики.
Задачи исследования:
- Провести анализ демографической ситуации;
- Оценить масштабы демографического кризиса в России;
- Изучить концепцию демографической политики;
- Оценить эффективность демографической политики;
- Выработать способы улучшения демографической ситуации.
Введение
1. Демографическая политика России
1.1 Роль современного государства в управлении демографическими процессами
1.2 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
1.3 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
2. Оценка современной семейно-демографической политики России
2.1 Анализ семейно-демографической ситуации современной России
2.2 Основные направления семейно-демографической политики в СКФО
2.3 Проблемы и инструмент государственной поддержки семьи и рождаемости
3. Эффективность проведения демографической политики России в области повышения
3.1 Социально-экономические возможности государства в области решения семейно-демографической проблемы
3.2 эффективность государственной политики в области повышения рождаемости и укрепления семьи
3.3 Оценка семейно-демографической политики проводимой в СКФО
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Разумеется, что данный перечень является не самым полным. Но они вполне логичные и последовательные.
2.2 Основные направления семейно-демографической политики в СКФО
Значения и динамика большинства
демографических показателей
Достаточно высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности в СКФО, согласно таблицам 5 и 6 и рисункам 7 и 8, позволили обеспечить позитивную динамику показателя естественного прироста населения
Таблица 5 - Общие коэффициенты рождаемости в регионах СКФО (число родившихся на 1000 человек населения)
№ |
Регион |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
|
1 |
СКФО |
17,0 |
17,1 |
17,2 |
|
2 |
Республика Дагестан |
18,3 |
18,5 |
17,5 |
|
3 |
Республика Ингушетия |
18,3 |
18,7 |
27,3 |
|
4 |
Кабардино-Балкарская республика |
13,5 |
13,6 |
14,6 |
|
5 |
Карачаево-Черкесская республика |
14,9 |
14,5 |
12,8 |
|
6 |
Республика Северная Осетия - Алания |
14,2 |
14,3 |
14,5 |
|
7 |
Чеченская республика |
29,3 |
29,1 |
30,0 |
|
8 |
Ставропольский край |
12,2 |
12,1 |
11,9 |
|
Рисунок 7 - Динамика рождаемости в субъектах СКФО в 2008 - 2010гг.
Самый отстающий регион СКФО по рождаемости - Ставропольский край, здесь отмечаются самые низкие показатели.
Таблица 6 - Общие коэффициенты смертности в СКФО (число умерших на 1000 человек населения)
2008г. |
2009г. |
2010г. |
||
СКФО |
8,7 |
8,9 |
8,5 |
|
Республика Дагестан |
5,9 |
6,1 |
5,7 |
|
Республика Ингушетия |
3,1 |
3,7 |
4,5 |
|
Кабардино-Балкарская республика |
9,1 |
9,4 |
9,4 |
|
Карачаево-Черкесская республика |
11,1 |
11,0 |
9,9 |
|
Республика Северная Осетия - Алания |
11,4 |
11,4 |
10,9 |
|
Чеченская республика |
4,5 |
5,3 |
5,6 |
|
Ставропольский край |
13,4 |
13,2 |
12,4 |
|
Самые высокие показатели прироста населения наблюдались в республиках Чечня, Ингушетия, Дагестан. Низкий естественный прирост отмечался только в Кабардино-Балкарской республике. В Карачаево-Черкесской республике прирост населения начался с 2004 года, в республике Северная Осетия - с 2006года, а в Ставропольском крае - с 2008 года.
Более одной трети общей
численности населения Северо-
- разработка и реализация
социальных программ, направленных
на гармонизацию и укрепление
семейных отношений в первые
годы супружеской жизни,
- участие в федеральных
и областных конкурсах
- разработка и издание
информационно-методических
- информационно-методическая поддержка деятельности клубов молодой семьи;
- проведение систематического
мониторинга по изучению
- изучение, апробирование
и внедрение новых методик
и технологий в области
- разработка и издание
информационно-методических
- повышение уровня
- формирование позитивного
общественного мнения, пропаганда
семейного образа жизни,
Для осуществления указанных
направлений деятельности необходимы
организация мониторинга
Также серьёзной проблемой
округа является низкий уровень здравоохранения.
Во всех субъектах округа отмечается
нехватка больниц и поликлиник, а
также врачей и среднего медицинского
персонала. Наиболее востребованными
видами медицинской помощи являются
онкология, сердечнососудистая хирургия,
травматология и ортопедия, нейрохирургия
и офтальмология. Потребность в
высокотехнологичной
В 2009 году начал функционировать Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который является современным хорошо оснащенным медицинским учреждением. Необходимо отметить, что центр еще не полностью вышел на запланированные проектные мощности. Повышение активности по направлению пациентов в центр в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, может значительно повысить доступность многопрофильной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителям этого округа.
Обеспеченность врачами в Северо-Кавказском федеральном округе ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году значение этого показателя составило 38 человек на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 44,1 человека на 10 тыс. населения). Обеспеченность средним медицинским персоналом в указанном федеральном округе также ниже, чем в среднем по России. В 2009 году значение этого показателя составило 81,6 человека на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 94,1 человека на 10 тыс. населения). Особого внимания заслуживает проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Среди наиболее актуальных проблем средних общеобразовательных школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база. Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в Северо-Кавказском федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, сокращается.
Выделяют следующие
- охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности
государственной системы
- создание условий для
активного включения детей в
социально-экономическую,
Основные задачи демографической политики:
1. обеспечение безопасного
материнства и рождения
2. профилактика и снижение
детской и подростковой
3. создание государственной
системы выявления, развития и
адресной поддержки одаренных
детей, сохранение
4. профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
5. совершенствование системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
6. проведение эффективной
реабилитации и адаптации
7. обеспечение полноценной
жизнедеятельности детей-
8. профилактика социального
сиротства, постепенный
9. обеспечение профессиональной
подготовки и социальной
Один из главных приоритетов
государственной
2.3 Проблемы и инструмент государственной поддержки семьи и рождаемости
Прежде всего, следует отметить, что увеличение рождаемости невозможно без укрепления института семьи, без поднятия качества брачных отношений.
Женщинам трудно решиться на рождение вторых и последующих детей, если они не уверены в прочности своих отношений. В настоящее время проблемы семьи и формирование семейной политики являются одним из главных направлений социальной политики государства. Поэтому демографическая политика, направленная на повышение рождаемости должна охватывать как институт семьи, так и иные социальные сферы.
В последние годы в России
сформировались определенные позитивные
тенденции государственной
Пока решение проблемы
семейно-демографического характера
не является приоритетной проблемой
и не является общенациональным делом.
Многие представители бизнеса и
СМИ не прониклись всей значимостью
для государства данной проблемы,
и, как следствие, не участвуют в
изменении демографической
Принципиальная особенность российской семейной политики заключается в воздействии на формирование и функционирование семьи, на динамику процессов не прямо, а опосредовано - через демографическое, брачное, репродуктивное, потребительское поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры семейной политики воздействуют как на формирование соответствующих потребностей, обуславливающих специфику брачного и репродуктивного поведения так и на создание условий для их реализации.
Меры семейной политики могут,
с точки зрения их влияния на поведение,
выступать как стимулы или
как ограничения. Задача стимулов и
ограничений - изменить поведение, создав
преимущества тем, чье поведение
будет в большей степени