Деиографическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования - анализ современного демографического состояния страны, оценка эффективности проводимой демографической политики.
Задачи исследования:
- Провести анализ демографической ситуации;
- Оценить масштабы демографического кризиса в России;
- Изучить концепцию демографической политики;
- Оценить эффективность демографической политики;
- Выработать способы улучшения демографической ситуации.

Содержание

Введение
1. Демографическая политика России
1.1 Роль современного государства в управлении демографическими процессами
1.2 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
1.3 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
2. Оценка современной семейно-демографической политики России
2.1 Анализ семейно-демографической ситуации современной России
2.2 Основные направления семейно-демографической политики в СКФО
2.3 Проблемы и инструмент государственной поддержки семьи и рождаемости
3. Эффективность проведения демографической политики России в области повышения
3.1 Социально-экономические возможности государства в области решения семейно-демографической проблемы
3.2 эффективность государственной политики в области повышения рождаемости и укрепления семьи
3.3 Оценка семейно-демографической политики проводимой в СКФО
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Демогр.политика.docx

— 99.35 Кб (Скачать документ)

Самый важный пласт политики - это группа мер, лежащих между  стимулами и ограничениями. Их еще  можно назвать социальными гарантиями: это то, что обеспечивает стабильность, предсказуемость условий, в которых  люди реализуют свои потребности.

Под инструментами семейной политики подразумеваются специальные  средства воздействия на семью как  социальный институт с целью обеспечения  необходимых условий для эффективного выполнения ею экономической, репродуктивной и воспитательной функций, а также  повышения качества жизни населения, определяющего позитивное социальное развитие семьи, личности, общества, через  создание соответствующих институциональных  механизмов.

Можно выделить следующие  группы инструментов семейной политики:

законодательное и институциональное  обеспечение (все юридически оформленные  акты, определяющие официальный статус супругов и детей, касающиеся охраны материнства и детства, браков и  разводов);

экономические меры (например, система социальных пособий на детей, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, «материнский» (семейный) капитал, налоговые льготы, льготные ипотечные  кредиты и другие меры);

мероприятия, создающие альтернативу непосредственному семейному уходу, прежде всего за ребенком (развитие широкой сети детских дошкольных учреждений);

помощь семье в проблемных ситуациях и работа по совершенствованию  семейных отношений (службы семьи);

пропагандистские и просветительские мероприятия (подготовка молодежи к  браку, лекционная работа среди населения, широкое обсуждение семейных проблем  средствами массовой информации).

На сегодняшний день в  России в условиях низкой рождаемости  и деформации семейных ценностей  правительство принимает активные меры по стабилизации демографической  ситуации. С 2007 г. был введен комплекс мер, включающий увеличение размеров пособий  по уходу за ребенком, дифференциацию пособия в зависимости от очередности  рождения детей, распространение права  получения этих пособий на неработающих женщин, введение компенсаций за посещение  ребенком детского дошкольного учреждения, реализация материнского «семейного»  капитала и др. [17].

Таким образом, роль государства  в управлении демографическими процессами значительна.

В России она проводится путём использования определённых мер и имеет различные направления (экономическое, социальное).

Конечно, в системе данной политики в России имеются и недостатки, но, тем не менее, кое-какие улучшения  уже заметны, к примеру, численность  населения в 2012 году наконец-то увеличилась, наметилась тенденция на увеличение рождаемости, такие изменения говорят  о влиянии российской политики на демографическую ситуацию, а значит, России надо двигаться в этом же направлении.

 

3. Эффективность  проведения демографической политики  России в области повышения

3.1 Социально-экономические возможности государства в области решения семейно-демографической проблемы

Демографическая ситуация свидетельствует  о возможностях развития государства, его жизнеспособности, социальном комфорте. В России идёт тенденция к снижению численности населения, поэтому  в стране необходимо проводить демографическую  политику. На демографическую ситуацию в стране сильно влияют экономические  и материальные факторы. В тоже время, на данный процесс сильно влияют и  сложившиеся в данном обществе устои, традиции и культура.

На протяжении последних 10 лет Россия проводит активную демографическую  политику, направленную на увеличение рождаемости. Данные мероприятия обусловлены  процессами, происходящими в 90 годах, когда графики рождаемости и  смертности пересеклись.

Сегодня встаёт вопрос о  возможности управления демографическими процессами, о том, на какие факторы  необходимо впервые обратить внимание, какие меры наиболее эффективны. В  настоящий момент в России демографические  проблемы стали рассматриваться  обособлено, без связывания общей  социально-экономической ситуацией  в стране. Несмотря на то, что на федеральном  и региональном уровнях государственные  органы активизировали свою деятельность, для масштабов проблемы этих усилий явно недостаточно. По словам И. Белобородова, директора Института демографических  исследований, рождаемость действительно  немного подросла, но 58 тысяч для 140-миллионной страны - в целом это  не те показатели, которым стоит  радоваться. Дело в том, что сейчас мы пожинаем плоды последнего советского беби-бума, который наблюдался в конце 1980-х годов. Рожденные тогда дети вступают ныне в репродуктивный возраст - за счет этого и идет некоторый прирост рождаемости в абсолютных числах.

Наряду с органами государственной  власти, существенный вклад в улучшение  демографической ситуации могут  внести и объединения работодателей, и органы местного самоуправления, а также неправительственные  организации. Опыт реализации различных  законопроектов в зарубежных странах  показывает, что большую роль играет консолидация интересов социальных групп, и, в конечном счете, всего  общества.

С другой стороны, большинство  исследователей считает, что такие  запретительные меры как усложнение процедуры развода, запрет на контрацепцию и аборты полностью недопустимы  как с моральной, так и с  правовой точек зрения, а, кроме того, не являются эффективными. В качестве мер, которые могут способствовать улучшению показателей могут выступать социальные пособия, льготы, призванные улучшить социально-экономическое положение семей, имеющих детей. Российские исследователи считают, что только при соответствующем практическом подходе к населению со стороны государства можно будет реально воздействовать на изменение демографического поведения и улучшение его в положительную сторону не только для самого государства, но и социальных групп.

Такие категории как рождаемость, продолжительность жизни и смертность определяются не только экономическими показателями, но и духовным состоянием общества, какую роль играет государство  в конструировании эффективной  демографической политики. Одним из главных препятствий к установлению процессов управления демографией в России служит отход государства от активного управления не только специфическими демографическими процессами, но и от стимулирования социально-экономического развития в классическом понимании государства, но в тоже время депопуляцию можно преодолеть при выявлении действительных причин демографического кризиса и воздействуя именно на них, не подменяя второстепенными факторами.

Управление демографическими процессами представляет важнейший  вид социального управления, его  относительно самостоятельный элемент.

Его специфика как особого  проявления общего отражает относительную  самостоятельность демографических  процессов, их место в системе  общественной жизнедеятельности. Управление демографическими процессами рассматривается  как организационное отношение, устанавливаемое обществом между  уровнем воспроизводства населения  и потребностями развития общественной практики. Демографическая политика - не однонаправленный поток, а двустороннее взаимодействие.

Соответственно целью  такого взаимодействия выступает создание оптимального соответствия в функционировании этих относительно самостоятельных  уровней общественной жизни. Таким  образом, можно отметить, что наиболее действенными принципами оказания влияния  на динамику населения через реализацию демографической политики являются активное взаимодействие между государством и обществом для улучшения  демографической ситуации. Реализуемые  меры поддержки семей с детьми, а также действие национального  проекта «Здоровье» поддержки призваны остановить нарастание демографического кризиса, создать предпосылки для  перехода к более активной демографической  политике. Уровень помощи, оказываемый  семьям, является недостаточным для  начала изменения репродуктивных установок  и повышения престижа с несколькими  детьми. Исправление текущей демографической  ситуации требует от общества принятия и реализации долговременной стратегии [15, С.147- 148].

3.2 Эффективность  государственной политики в области  повышения рождаемости и укрепления  семьи

Исследование показывает, что реализация последних мер  демографической политики дала ощутимый результат. Начиная с 2006 г., в России стало увеличиваться число регионов, в которых естественная убыль  сменилась естественным приростом. Если таких субъектов, согласно таблице 7, в 2005г. было 13, то в 2010 г. стало уже 24. Таким образом, в новое десятилетие  ХХI века Россия вступила с достаточно ощутимыми положительными результатами в увеличении рождаемости, сокращении смертности и улучшении демографической ситуации.

Таблица 7 - Положительные  коэффициенты естественного прироста населения в субъектах РФ 2005 и 2010гг. (на 1000 человек населения)

 

Регион

2005

2010

 

1

Ненецкий автономный округ

2,3

4,7

 

2

Республика Калмыкия

1,5

4,3

 

3

Астраханская область

-3,3

0,7

 

4

Республика Дагестан

9,6

11,8

 

5

Республика Ингушетия

10,2

22,8

 

6

Кабардино-Балкарская республика

-0,1

5,2

 

7

Карачаево-Черкесская республика

0,1

2,9

 

8

Республика Северная Осетия - Алания

-1,1

3,6

 

9

Чеченская республика

19,8

24,4

 

10

Республика Башкортостан

-3,4

0,6

 

11

Удмуртская Республика

-4,4

0,3

 

12

Тюменская область

3,2

7,1

 

13

Ханты-Мансийский автономный округ

6,4

9,6

 

14

Ямало-Ненецкий автономный округ

7,7

10,3

 

15

Республика Алтай

1,7

8,3

 

16

Республика Бурятия

-1,7

4,3

 

17

Республика Тыва

5,4

15,3

 

18

Республика Хакасия

-5,9

1,2

 

19

Забайкальский край

-3,7

2,1

 

20

Красноярский край

-4,9

0,1

 

21

Иркутская область

-5,1

0,8

 

22

Томская область

-3,8

0,5

 

23

Республика Саха (Якутия)

4,1

7,0

 

24

Чукотский автономный округ

3,9

0,9

 
         

Определенные успехи не могут  и не должны успокаивать руководство  страны, поскольку в демографической  сфере России по-прежнему остается достаточно много проблем, требующих  решения, а позитивные тенденции, обозначившиеся в последнее время, еще очень  неустойчивы и требуют закрепления.

Демографический кризис в  России имеет огромные масштабы, системный  характер и глубокие социальные причины. За период 1992-2008гг. население Российской Федерации сократилось на 8,2 млн. человек. По-прежнему в стране очень  высокие показатели смертности (самый  высокий - в Псковской области (21,2%о), а самый низкий в республике Ингушетия (4,5%о) (см. Приложение А)), и низкие показатели рождаемости (самый высокий в Чеченской республике (30,0%о), а самый низкий в Ленинградской области (8,8%о) (см. Приложение Б)).

Рождаемость в России впервые  опустилась ниже уровня простого воспроизводства  в 1967 году: суммарный коэффициент  рождаемости составил 2,03; в 2009 году этот показатель составил 1,5. При этом Россия имеет хорошо развитую систему  поддержки семей с детьми. Государственная семейная политика включает разнообразные пособия на детей, институциональную помощь в уходе за детьми дошкольного и школьного возраста, гарантии на работе для находящихся в декретном отпуске и др. Все меры были разработаны в разное время, в различном историческом и социально-экономическом контексте, поэтому отечественную семейную политику трудно назвать сбалансированной. [1, С. 111].

Демографические процессы детерминированы  следующими негативными социальными  факторами: бедность и коррупция, безработица  и низкая оплата труда, отсутствие социальной защищенности и уверенности в  «завтрашнем дне», разрушение семейных ценностей и недоступность медицинских  услуг, деградация моральных устоев и распространение асоциальных  форм поведения. Согласно рейтингам  международных сопоставлений по уровню потребления алкоголя Россия занимает 22-ое место в мире, по уровню жизни - только 65-ое место в мире (между  Ливией и Македонией), по индексу  восприятия коррупции - 143-е место (между  Индонезией и Того), по уровню бедности - 95-ое место в мире (между Индией и Алжиром). По методологии МОТ в 2009 г. в стране насчитывалось 6,3 млн. безработных (уровень безработицы в России составлял 8,6% экономически активного населения).

Социальные факторы накладывают  существенный отпечаток на демографическое  поведение населения. В результате социологического опроса ВЦИОМ были выявлены три ключевых помехи к рождению детей в России: материальные проблемы (59% россиян), жилищные проблемы (42%) и  страх за будущее своих детей (30%). Во-вторых, абсолютное число рождений по-прежнему ниже, чем абсолютное число  смертей, что приводит к убыли населения в результате естественного движения населения. В 2008 г. убыль российского населения составила 363 тыс. человек, даже положительный миграционный прирост в объеме 256 тыс. человек не смог «перекрыть» естественной убыли. В итоге население России сократилось в 2008 г. на 107 тыс. человек.

Информация о работе Деиографическая политика