Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:09, курсовая работа
Цель исследования - анализ современного демографического состояния страны, оценка эффективности проводимой демографической политики.
Задачи исследования:
- Провести анализ демографической ситуации;
- Оценить масштабы демографического кризиса в России;
- Изучить концепцию демографической политики;
- Оценить эффективность демографической политики;
- Выработать способы улучшения демографической ситуации.
Введение
1. Демографическая политика России
1.1 Роль современного государства в управлении демографическими процессами
1.2 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
1.3 Сущность, направления и цели демографической политики в Российской Федерации
2. Оценка современной семейно-демографической политики России
2.1 Анализ семейно-демографической ситуации современной России
2.2 Основные направления семейно-демографической политики в СКФО
2.3 Проблемы и инструмент государственной поддержки семьи и рождаемости
3. Эффективность проведения демографической политики России в области повышения
3.1 Социально-экономические возможности государства в области решения семейно-демографической проблемы
3.2 эффективность государственной политики в области повышения рождаемости и укрепления семьи
3.3 Оценка семейно-демографической политики проводимой в СКФО
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Самый важный пласт политики
- это группа мер, лежащих между
стимулами и ограничениями. Их еще
можно назвать социальными
Под инструментами семейной
политики подразумеваются специальные
средства воздействия на семью как
социальный институт с целью обеспечения
необходимых условий для
Можно выделить следующие группы инструментов семейной политики:
законодательное и институциональное обеспечение (все юридически оформленные акты, определяющие официальный статус супругов и детей, касающиеся охраны материнства и детства, браков и разводов);
экономические меры (например, система социальных пособий на детей, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, «материнский» (семейный) капитал, налоговые льготы, льготные ипотечные кредиты и другие меры);
мероприятия, создающие альтернативу
непосредственному семейному
помощь семье в проблемных ситуациях и работа по совершенствованию семейных отношений (службы семьи);
пропагандистские и
На сегодняшний день в
России в условиях низкой рождаемости
и деформации семейных ценностей
правительство принимает
Таким образом, роль государства в управлении демографическими процессами значительна.
В России она проводится
путём использования
Конечно, в системе данной политики в России имеются и недостатки, но, тем не менее, кое-какие улучшения уже заметны, к примеру, численность населения в 2012 году наконец-то увеличилась, наметилась тенденция на увеличение рождаемости, такие изменения говорят о влиянии российской политики на демографическую ситуацию, а значит, России надо двигаться в этом же направлении.
3. Эффективность
проведения демографической
3.1 Социально-экономические возможности государства в области решения семейно-демографической проблемы
Демографическая ситуация свидетельствует о возможностях развития государства, его жизнеспособности, социальном комфорте. В России идёт тенденция к снижению численности населения, поэтому в стране необходимо проводить демографическую политику. На демографическую ситуацию в стране сильно влияют экономические и материальные факторы. В тоже время, на данный процесс сильно влияют и сложившиеся в данном обществе устои, традиции и культура.
На протяжении последних 10 лет Россия проводит активную демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости. Данные мероприятия обусловлены процессами, происходящими в 90 годах, когда графики рождаемости и смертности пересеклись.
Сегодня встаёт вопрос о
возможности управления демографическими
процессами, о том, на какие факторы
необходимо впервые обратить внимание,
какие меры наиболее эффективны. В
настоящий момент в России демографические
проблемы стали рассматриваться
обособлено, без связывания общей
социально-экономической
Наряду с органами государственной власти, существенный вклад в улучшение демографической ситуации могут внести и объединения работодателей, и органы местного самоуправления, а также неправительственные организации. Опыт реализации различных законопроектов в зарубежных странах показывает, что большую роль играет консолидация интересов социальных групп, и, в конечном счете, всего общества.
С другой стороны, большинство исследователей считает, что такие запретительные меры как усложнение процедуры развода, запрет на контрацепцию и аборты полностью недопустимы как с моральной, так и с правовой точек зрения, а, кроме того, не являются эффективными. В качестве мер, которые могут способствовать улучшению показателей могут выступать социальные пособия, льготы, призванные улучшить социально-экономическое положение семей, имеющих детей. Российские исследователи считают, что только при соответствующем практическом подходе к населению со стороны государства можно будет реально воздействовать на изменение демографического поведения и улучшение его в положительную сторону не только для самого государства, но и социальных групп.
Такие категории как рождаемость,
продолжительность жизни и
Управление демографическими процессами представляет важнейший вид социального управления, его относительно самостоятельный элемент.
Его специфика как особого
проявления общего отражает относительную
самостоятельность
Соответственно целью
такого взаимодействия выступает создание
оптимального соответствия в функционировании
этих относительно самостоятельных
уровней общественной жизни. Таким
образом, можно отметить, что наиболее
действенными принципами оказания влияния
на динамику населения через реализацию
демографической политики являются
активное взаимодействие между государством
и обществом для улучшения
демографической ситуации. Реализуемые
меры поддержки семей с детьми,
а также действие национального
проекта «Здоровье» поддержки призваны
остановить нарастание демографического
кризиса, создать предпосылки для
перехода к более активной демографической
политике. Уровень помощи, оказываемый
семьям, является недостаточным для
начала изменения репродуктивных установок
и повышения престижа с несколькими
детьми. Исправление текущей
3.2 Эффективность
государственной политики в
Исследование показывает,
что реализация последних мер
демографической политики дала ощутимый
результат. Начиная с 2006 г., в России
стало увеличиваться число
Таблица 7 - Положительные коэффициенты естественного прироста населения в субъектах РФ 2005 и 2010гг. (на 1000 человек населения)
№ |
Регион |
2005 |
2010 |
|
1 |
Ненецкий автономный округ |
2,3 |
4,7 |
|
2 |
Республика Калмыкия |
1,5 |
4,3 |
|
3 |
Астраханская область |
-3,3 |
0,7 |
|
4 |
Республика Дагестан |
9,6 |
11,8 |
|
5 |
Республика Ингушетия |
10,2 |
22,8 |
|
6 |
Кабардино-Балкарская республика |
-0,1 |
5,2 |
|
7 |
Карачаево-Черкесская республика |
0,1 |
2,9 |
|
8 |
Республика Северная Осетия - Алания |
-1,1 |
3,6 |
|
9 |
Чеченская республика |
19,8 |
24,4 |
|
10 |
Республика Башкортостан |
-3,4 |
0,6 |
|
11 |
Удмуртская Республика |
-4,4 |
0,3 |
|
12 |
Тюменская область |
3,2 |
7,1 |
|
13 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6,4 |
9,6 |
|
14 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
7,7 |
10,3 |
|
15 |
Республика Алтай |
1,7 |
8,3 |
|
16 |
Республика Бурятия |
-1,7 |
4,3 |
|
17 |
Республика Тыва |
5,4 |
15,3 |
|
18 |
Республика Хакасия |
-5,9 |
1,2 |
|
19 |
Забайкальский край |
-3,7 |
2,1 |
|
20 |
Красноярский край |
-4,9 |
0,1 |
|
21 |
Иркутская область |
-5,1 |
0,8 |
|
22 |
Томская область |
-3,8 |
0,5 |
|
23 |
Республика Саха (Якутия) |
4,1 |
7,0 |
|
24 |
Чукотский автономный округ |
3,9 |
0,9 |
|
Определенные успехи не могут
и не должны успокаивать руководство
страны, поскольку в демографической
сфере России по-прежнему остается
достаточно много проблем, требующих
решения, а позитивные тенденции, обозначившиеся
в последнее время, еще очень
неустойчивы и требуют
Демографический кризис в России имеет огромные масштабы, системный характер и глубокие социальные причины. За период 1992-2008гг. население Российской Федерации сократилось на 8,2 млн. человек. По-прежнему в стране очень высокие показатели смертности (самый высокий - в Псковской области (21,2%о), а самый низкий в республике Ингушетия (4,5%о) (см. Приложение А)), и низкие показатели рождаемости (самый высокий в Чеченской республике (30,0%о), а самый низкий в Ленинградской области (8,8%о) (см. Приложение Б)).
Рождаемость в России впервые опустилась ниже уровня простого воспроизводства в 1967 году: суммарный коэффициент рождаемости составил 2,03; в 2009 году этот показатель составил 1,5. При этом Россия имеет хорошо развитую систему поддержки семей с детьми. Государственная семейная политика включает разнообразные пособия на детей, институциональную помощь в уходе за детьми дошкольного и школьного возраста, гарантии на работе для находящихся в декретном отпуске и др. Все меры были разработаны в разное время, в различном историческом и социально-экономическом контексте, поэтому отечественную семейную политику трудно назвать сбалансированной. [1, С. 111].
Демографические процессы детерминированы
следующими негативными социальными
факторами: бедность и коррупция, безработица
и низкая оплата труда, отсутствие социальной
защищенности и уверенности в
«завтрашнем дне», разрушение семейных
ценностей и недоступность
Социальные факторы