Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:10, реферат
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Введение 3
1. Понятие фискальной политики 4 1.1 Дискреционная фискальная политика 4
1.2 Автоматическая фискальная политика 4
1.3 Виды фискальной политики 5
2. Инструменты фискальной политики 7
2.1 Сущность налогов 7
2.2 Эффект мультипликатора 8
3. Особенности фискальной политики в РБ 9
3.1 Реформирование бюджетной системы в РБ 9
Заключение 15
Литература 17
Исходя из рисунка ясно, что если налоговое поступление энергично изменяется вслед за изменением величины ЧНП, наклон линии Т на рисунке будет крутым и вертикальное расстояние между Т и G - то есть дефициты или излишки - будут больше. И наоборот, если налоговые поступления будут изменяться очень незначительно при изменениях ЧНП, наклон будет отлогим и элементы встроенной стабильности будут незначительными.
Не вызывает сомнение, что встроенная стабильность, обеспечиваемая нашей налоговой системой, смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП. Все, что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции инфляции или спада сколь либо значительных масштабов требуется дискреционные фискальные мероприятия со стороны конгресса - то есть изменение налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.
5.2 Бюджет при допущении полной занятости.
Устроенная
стабильность - то есть варьирование налоговых
поступлений пропорционально
Главная идея состоит в том, что здесь невозможно сказать ничего существенного о фискальном положении правительства – то есть правильно ли конгресс манипулировал налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Конкретный бюджетный излишек или дефицит отражает не только возможные текущие решения о расходах и налогах, но уровень равновесного ЧНП (то есть точку, где находится экономика на горизонтальной оси на рисунке). Следовательно, при условии, что налоговые поступления варьируют пропорционально ЧНП, основополагающая проблема сравнения дефицитов или бюджетных излишков в год 1 и год 2 состоит в том, что величина ЧНП может быть совершенно различна в каждый из этих периодов.
Экономисты разрешили эту проблему, введя понятие бюджета при допущении полной занятости (бюджета полной занятости). Упрощенно говоря, бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года.
6. Оценка
эффективности фискальной
К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе существования соответствующей фискальной политики.
6.1 Проблемы времени.
Осуществление фискальной политики требует
решения некоторых проблем
Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов, дают представление о направление развития экономики, экономика может уже иметь 4-ех или 6-и месячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.
Колеса демократического правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты.
Кроем того, имеет место также временной лаг между тем моментом, когда конгресс принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Хотя можно довольно быстро ввести изменения ставки налогов, правительственные расходы на общественные работы – такие, как строительство плотин, сооружение дорог и т.д., - включают длительные плановые периоды и еще более долгие сроки строительства. Поэтому такие расходы имеют весьма сомнительную пользу в противодействия коротким – скажем от 6 до 18 месяцев – спадам. Из-за возникновения проблем подобного рода дискреционная политика ориентируется в основном на изменения налогов.
6.2 Политические проблемы.
Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
Экономическая стабильность
не является единственной
Дефициты имеют тенденцию
быть политически привлекательными,
а бюджетные излишки в
Некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранным. Некоторые экономисты выдвинули теорию о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. То есть они полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизацию экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика, как мы ее описали, может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний.
Это возможное извращение фискальной политики является одновременно очень беспокоящим и по своей природе очень трудно доказуемым. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны и непоследовательны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.
6.3 Эффект вытеснения.
Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дискретная) фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом. Предположим, что экономика находиться в состоянии спада и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, то есть цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы варьируют обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. В терминах рисунка (налоги и равновесный ЧНП) увеличение (перемещения вверх) правительственной компоненты совокупных расходов может вызвать снижение (перемещение вниз) компоненты частных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика бала бы полностью неэффективной.
Хотя лишь немногие будут подвергать сомнению описанную логическую схему, но масштабы этого эффекта вытеснения являются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантной координат кривой спроса на инвестиции. Если кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать – они могут даже увеличиться, - хотя ставка процента возрастает.
Органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить денежное предложение в достаточной степени, чтобы уравновесить вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная ставка процента не должна измениться, и эффект вытеснения будет полностью элиминирован. В 80-е годы органы денежной политики ограничивали положения денег и, как следствие этого, эффект вытеснения, порожденный большими дефицитами 80-х годов, мог быть весьма значительным. По сравнению с этим в 60-е годы экономические органы были жестоко настроены стабилизировать ставку процента. Следовательно, они должны были бы стремится увеличить предложение денег в ответ на повышение ставки процента, вызванные правительственным заимствованием. В результате вытеснение, возможно, было весьма малозначительным.
6.4
Совокупные предложения и инфля
До настоящего момента все наши
рассуждения относились исключительно
к вопросам спроса. Давайте теперь
обратимся к проблемам
«Инфляция и мультипликатор».
Модель «Совокупный спрос –
совокупное предложение»
7.Фискальная политика в
Мы до этого времени говорили о сложностях осуществления фискальной политики, проводимой в условиях закрытой экономики. Дополнительные сложности возникают, когда мы начинаем учитывать то обстоятельство, что наша экономика представляет собой часть широкой мировой экономики.
7.1 Шоки, имеющие корни за рубежом.
Из предшествующего рассмотрения известно, что те события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, которые влияют на наш чистый экспорт, влияют и на нашу экономику. Формулируя это в терминах нашего сегодняшнего анализа, мы может быть подвержены действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить наш ЧНП и обесценить мероприятия нашей фискальной политики. Например, мы ожидаем спад и изменили правительственные расходы и налоги до размеров достаточных, для того чтобы увеличить совокупный спрос и ЧНП без того, чтобы вызвать инфляцию (как при переходе от АD1 до АD2) в рисунке:
Приняв в качестве условия упрощенную кривую совокупного предложения, мы видим в случае а) действие фискальной политики в чистом виде. В случае б) предполагается, что некоторая часть частных инвестиций вытесняется стимулирующей фискальной политикой, так, что эффект самой этой политики ослабляется. В случае в) более реалистичная кривая совокупного предложения напоминает нам о том, что, когда экономика близка к состоянию полной занятости, часть воздействия стимулирующей фискальной политики проявится в ускорении инфляции, а не в возрастании реального производства и занятости. В случае г) – графически выглядит идентично случаю б) – фискальная политика вызывает рост ставки процента.
Теперь предположим, что
экономика стран, являющихся нашими
основными торговыми