Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:10, реферат
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Введение 3
1. Понятие фискальной политики 4 1.1 Дискреционная фискальная политика 4
1.2 Автоматическая фискальная политика 4
1.3 Виды фискальной политики 5
2. Инструменты фискальной политики 7
2.1 Сущность налогов 7
2.2 Эффект мультипликатора 8
3. Особенности фискальной политики в РБ 9
3.1 Реформирование бюджетной системы в РБ 9
Заключение 15
Литература 17
7.2 Эффект чистого экспорта.
Эффект, которому мы дадим название эффекта чистого экспорта, действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. При рассмотрении эффекта вытеснения, мы сделали вывод о возможном повышении ставок процента из-за стимулирующей фискальной политики, что вызывает сокращение инвестиций и, следовательно, подрывает фискальную политику. Предположим, что мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая приносит в политику более высокие ставки процентов. Такие ставки процента привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где ставки процента предположительно остаются на прежнем уровне. Но зарубежные финансовые инвесторы должны получить в свое распоряжение доллары, прежде чем купить искомые иностранные ценные бумаги. Увеличение спроса на товар – в данном случае доллары – вызовет рост его цены. Таким образом, цена долларов, выраженная в других валютах, возрастет, другими словами доллар подорожает. Поскольку для покупки наших товаров нужно будет больше единиц иностранной валюты, иностранцам наш экспорт будет представляться более дорогим; следовательно он будет сокращаться.
Возврат к нашему анализу совокупного спроса и предложения на рис.б, теперь уже обозначенном как случай г), поможет уяснить этот пункт. Стимулирующая фискальная политика, предназначена увеличить совокупный спрос с АD1 до АD2 , может повысить уровень внутренних ставок процента и в конечном итоге сократить наш чистый экспорт в результате действия только что описанного механизма. Сокращение чистого экспорта как компонента совокупного спроса отчасти будут противодействовать стимулирующей фискальной политике. Кривая совокупного спроса переместится с АD1 к АD2’ а не к АD2. следовательно, влияние чистого экспорта на фискальную политику находится в одном ряду с уже отмеченными факторами времени, политические проблемы, вытеснения и инфляции, что значительно осложняет “управление” совокупным спросом. В таблице, указанной ниже, подведен итог воздействия чистого экспорта, вызванного фискальной политикой. В частности, в колонке 1 обобщены рассуждения, которые мы только что привели на рис г.
Но при этом необходимо
помнить, что воздействие
Таблица. Фискальная политика и воздействие чистого экспорта.
Стимулирующая фискальная политика
|
Сдерживающая фискальная политика |
Проблема: спад, медленный рост
|
Проблема: инфляция |
Стимулирующая фискальная политика
|
Сдерживающая фискальная политика |
Более высокая внутренняя ставка процента
|
Более низкая внутренняя ставка процента |
Возросший внешний спрос на доллары
|
Снизившийся внешний спрос на доллары |
Подорожание доллара
|
Обесценивание доллара |
Сокращение чистого экспорта(совокупный спрос снижается, отчасти противодействуя стимулирующей фискальной политики) |
Увеличение чистого
экспорта(совокупный спрос увеличивается,
отчасти противодействую |
8. Фискальная политика Республики Беларусь.
Общее содержание налогов проявляется в их участии в распределении или перераспределении национального дохода. Налоговые отношения имеют односторонний характер, так как процесс движения стоимости не сопровождается эквивалентным обменом.
Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, они - часть денежных доходов членов общества, отчужденная и присвоенная государством посредством принуждения. Аккумулируемая посредством налогов и превращения в государственную собственность, часть национального дохода используется государством для укрепления своих позиций. Не случайно во всех политических баталиях как в прошлом, так и в настоящем, в центре всегда стоит вопрос о том, чтобы поставить под свое влияние налоговую систему, добиться права собирать налоги и управлять ими. Те, кто приходит к власти, нередко недооценивают, какой огромной силой обладают налоги, способные не только возвести на трон, но и свергнуть с него. В развитых странах отношение к налогам определяет уровень компетентности государственных деятелей и общую культуру нации.
Как экономическая категория, налоги обладают устойчивыми внутренними свойствами, закономерностью развития и отличительными формами проявления. Имея много общего с другими финансовыми категориями, налоги обладают специфическими признаками, имеют собственную форму движения, то есть свои функции. Общепризнанно выделять две функции, присущие налогам: фискальную и экономическую. Но в литературе можно встретить и большее количество функций.
Фискальная функция - основная, она присуща налогам во всех странах. С ее помощью образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильнейшее воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. Обе функции находятся в тесной взаимосвязи, и их выделение необходимо для лучшего уяснения сущности налогов.
Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юридических и физических лиц посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью государственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по собственной инициативе будет расставаться с частью своего дохода, и порой достаточно солидной его частью.
Из истории известно, что правовое регулирование налогов имело место в древних и рабовладельческих государствах. Налоги были предметом исследования многих видных ученых еще в античные и феодальные времена, не говоря уж о последующем периоде. Уже в древности были сформулированы основные принципы налогообложения, необходимость правового регулирования налоговых отношений, появились первые налоговые законы, трансформировавшиеся позднее в налоговые законодательства всех стран мира.
Таким образом, налоги - это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков. Подчеркнем - индивидуально безвозмездные. Для всех членов общества они возмездные, так как поступившие в виде налогов денежные средства используются государством для удовлетворения общественно значимых потребностей, таких, как оборона, управление, фундаментальная наука и некоторых других.
9. Налоговая система Республики Беларусь.
В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Это общее правило. Национальные налоговые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и методам изъятия налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреплена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г.
В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. К сожалению, законодательство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций возложены на налоговые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему государства.
Налоговая система Республики Беларусь строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству.
Какие же это принципы? Во-первых, принцип равноправия, означающий, что государство не выделяет налогоплательщиков в зависимости от масштабов их деятельности, получаемых доходов и принадлежностей к той или иной форме собственности. В этом отношении белорусское налоговое законодательство пошло дальше налогового законодательства бывшего СССР, которое по отношению к предприятиям негосударственной формы собственности было более жестким (применялись более высокие ставки налогов). В налоговых системах некоторых развитых стран для целей налогообложения выделены плательщики с различными уровнями доходов и прибыли.
Во-вторых, это принцип стимулирования зарабатывания средств Закону о бюджете Республики Беларусь на 1997 г.). Это, в частности, сборы с пользователей, налоги на продажу, сборы и услуги, налоги, связанные с рекламной деятельностью, целевые сборы.
Налоги уплачиваются юридическими и физическими лицами. Это дает основание разграничить налоги по субъективному составу на налоги, уплачиваемые только юридическими лицами, только физическими, и налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. К первым относятся налог на прибыль, ко вторым - подоходный налог. Индивидуальное предпринимательство обусловливает слияние в одном лице юридического и физического лица. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, становятся плательщиками отдельных налогов, если их деятельность адекватна деятельности юридического лица. Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся производственной и коммерческой деятельностью, становится плательщиком налога на добавленную стоимость. Особенности такого налогообложения, в основном, регулируются на уровне подзаконных актов Государственного налогового комитета.
В зависимости от характера использования, налоги подразделяются на налоги общего и целевого назначения. Первые зачисляются в бюджеты различных уровней и не привязываются к финансированию определенных расходов. Большинство налогов в Республике являются общими. Это - налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы. Целевое назначение имеет место Чрезвычайный налог; его поступления идут на финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Обязательные отчисления в социальные внебюджетные фонды, входящие в налоговую систему, являются исключительно целевыми налогами.
Налоги подразделяются также на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник за конкретным бюджетом. Так, налог на недвижимость, платеж за землю, экологический налог, подоходный налог полностью зачисляются в соответствующие местные бюджеты. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности. Так как в республике весь дефицит бюджета относится на республиканский бюджет, то регулирующие доходные источники обеспечивают сбалансированность только местных бюджетов. Распределение сумм этих налогов происходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Размер процентных отчислений ежегодно устанавливается в законе о бюджете на новый финансовый год. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относится налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.
Основная масса налогов уплачивается налогоплательщиками регулярно в сроки, установленные законодательством, то есть имеют постоянный характер. Такие налоги принято определять как регулярные. Подавляющее большинство налогов, сборов и обязательных отчислений относятся к регулярным налогам. Разовый характер носит пошлина государственная и таможенная. Уплата пошлины зависит от желания, потребности гражданина в услугах государственных органов, взимающих при этом государственную пошлину. Таможенную пошлину уплачивают те, кто ввозит или вывозит товары с таможенной территории Республики Беларусь.
Налоговую систему государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой практике применяется три основных способы взимания налогов: кадастровой, у источника, по декларации. Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах. При втором способе налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах. По декларациям уплачивают в настоящее время подоходный налог отдельные категории граждан и индивидуальные предприниматели. Возможна комбинация нескольких способов изъятия налога, это, в частности, касается подоходного налога.
Обязательным элементом, раскрывающим правовую природу налога, является установление налогов. Под этим понимается указание на круг плательщиков, объекты обложения, ставки, порядок исчисления и уплаты налога, льготы по налогу и некоторые другие элементы, которые будут детально рассмотрены в следующем параграфе.
Налоговая система Республики Беларусь - один из важных элементов экономической системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике налоговая система испытывает двойную нагрузку. С одной стороны, она должна стимулировать развитие экономики, придание ей соответствующей структуры отраслей и производств, а с другой - она испытывает постоянное воздействие со стороны государства, нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах. Существует непосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой нагрузкой на предприятия и население. Эффективная налоговая система может состояться при грамотном регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиям времени налоговом законодательстве.