Государство информационного общества. Электронное правительство США и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании внедрения системы электронного правительства на примере Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.

Задачи, которые следует решить в ходе исследования следующие:

Рассмотреть теоретические концепции электронного правительства
Проанализировать внедрение электронного правительства в органы государственной власти и в общество в целом
Рассмотреть опыт создания и функционирования электронного правительства на примере США
Рассмотреть опыт создания и функционирования электронного правительства на примере ФЦП “Электронная Россия”
Выявить проблемы связанные с реализацией Федеральной Целевой Программы по внедрению электронного правительства
Дать оценку развития электронного правительства в России

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретическая составляющая электронного правительства 6

1.1 Определение электронного правительства 7

1.2 Модели электронного правительства 10

Глава 2 Электронное правительство США 17

Глава 3 Электронное правительство Российской Федерации. Федеральная Целевая Программа “Электронная Россия” 26

Заключение 32

Список источников и литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа государство информационного общества.docx

— 77.31 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время можно выделить 4 основных модели «электронного правительства», получивших практическое воплощение в  США, Европе, Азиатско-тихоокеанском  регионе и России. Условно их можно  назвать так:

     ·континентально-европейская модель;

     ·англо-американская модель;

     ·азиатская модель;

     ·российская модель, которая представлена в целевой федеральной программе “Электронная Россия” (2002–2010 гг.)6

     Как уже было сказано выше, понятие  электронного управления охватывает широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц, но, тем не менее, на данный момент можно выявить три четких сектора. Это: госуправление-госуправление (G2G), госуправление-бизнес (G2B) и госуправление-граждане (G2C). Каждый из этих секторов представляет разную комбинацию мотивационных сил и инициатив. Разработчики концепций электронного правительства (каковыми, как и в случаях со многими другими web-инициативами, оказались американцы) прежде всего ввели в систему интернет-обозначений в дополнение к уже устоявшимся к тому времени символам B (business) и С (customers) еще и понятие G (government), сведя формализацию (а точнее, формулизацию) задачи построения электронного правительства в упрощенном виде к выражению G2G+G2B+G2C, где первое слагаемое означает линию связи между разными функциями, органами и уровнями государственной власти по всей ее вертикали, второе — совокупность контактов между правительством и бизнесом, а третье — взаимоотношения государства с населением (C = не только customers, но и citizens).7

     Сектор G2G представляет собой основной и самый главный сектор электронного правительства, проще говоря он является фундаментом. Говоря об электронном правительстве и в частности о внедрении сектора G2G, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. Отдельные же операции, скажем, пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, ни коим образом не характеризуют правительство как электронное.

     Здесь имеет место сугубо технический вопрос: существуют определенные Интернет-технологии (информационные сайты, электронная почта, электронные платежные системы и пр.) и применение этих технологий правительством может значительно расширить способности государства к исполнению своих функций. Однако сущность проблемы заключается в том, что зачастую простая имплантация элементов   электронного правительства в сложившиеся системы государственного управления не повышает их функциональности, а лишь придает видимость использования информационных технологий для улучшения качества и скорости документооборота, на деле представляя собой источник бесполезных и устаревших сведений, автоматизацию ненужных процедур, симуляцию взаимодействия власти и общества и пр. Информации накоплено много, но она часто не имеет никакой ценности и не используется в процессе принятия решений. Пассивный характер информационного накопления является характерной чертой традиционной стратегии внедрения электронного правительства.

     Эффективность использования стандартов заключается  в экономии значительных материальных и временных ресурсов за счет отсутствия необходимости повторно изобретать то, что уже изобретено и неоднократно проверено, и в возможности использования  чужого опыта и лучших практик  для решения поставленных задач.

     Также среди тех мер, которые необходимо осуществить, чтобы улучшить качество государственного управления, следует  особо выделить раскрытие государственной  информации организациям и гражданам.

     Раскрытие государственной информации автоматически  обеспечивает рост прозрачности государства. Работающая система раскрытия информации уменьшает возможности для коррупции  и злоупотреблений, лишая ведомства, ответственные за сбор и хранение ценной информации сделать её предметом торга. Кроме того, раскрытая информация означает возможность сократить временные издержки на получение информации по запросу и поиск её в официальных изданиях.

     На  сегодняшний день существует три  проблемы, не позволяющие должным  образом обеспечить процедуры раскрытия  государственной информации.

  • Нормативные правовые акты, определяющие, какая информация государства подлежит обязательному публичному раскрытию, какая является информацией с ограниченным доступом (например, государственной тайной) содержат неоднозначные нормы, позволяющие отказывать гражданам и организациям в доступе к несекретной информации. Кроме того, отсутствуют нормы, обязывающие государственные органы раскрывать информацию, не зафиксировано нормативно понятие «доступ к информации».
  • Не существует механизмов, обеспечивающих исполнение органами государственной власти нормативных правовых актов об обеспечении права граждан на доступ к информации государства. Эта задача в принципе не может быть решена с помощью публикаций в средствах массовой информации или издания ведомственных вестников: печатные издания становятся недоступны широкой аудитории вскоре после выхода, существует проблема ограниченного числа печатных площадей.
  • Необходимость раскрытия информации предполагает дополнительную нагрузку на чиновников и противоречит традиционной этике «закрытости» государственного служащего. 8

     Термин G2B (Government-to-Business, или «Государство для  бизнеса») очерчивает область взаимодействия государства и бизнеса с акцентом на активную сторону государственных  структур. Цель G2B-услуг – повышение  эффективности взаимодействия государства  и бизнеса с помощью активного  использования ИКТ, а также повышение  открытости государства для бизнеса.9 Использование G2B-услуг дает администрациям возможность круглосуточно предоставлять услуги и информацию гражданам независимо от места их нахождения.

     Использование Интернета органами управления как  одна из возможностей повысить эффективность  государственной власти вызывает особое внимание к инициативам в области  построения электронных взаимоотношений  государства и бизнеса со стороны  деловых кругов. Сектор G2B включает в себя как продажу излишних правительственных  товаров населению, так и закупки  товаров и услуг. Хотя не все прямо  зависят от использования информационной технологии, ряд различных методов  закупок используется в отношении сектора G2B. Подряд, базирующийся на результатах, — это метод, в рамках которого платеж, производимый подрядчику, базируется на фактических целях и результатах работы. Подряды по принципу участия в сбережениях — это подряды, в рамках которых подрядчик сам платит по производимым расходам по проекту, таким, как установка новой компьютерной системы, и получает оплату из сбережений, возникших из перехода с предыдущей системы на новую. Обратные аукционы, с другой стороны, базируются на использовании информационной технологии и могли бы стать часто используемым методом приобретения товаров, которые стандартизованы и легко оцениваются по качеству, такие, как компоненты устаревших технологий и закупок офисного оборудования. Осуществляемые через Интернет обратные аукционы предполагают открытое участие компаний в торгах друг с другом в реальном режиме времени с целью заполучить правительственный контракт. Цель обратных аукционов состоит в том, чтобы снизить цены до уровня рынка. Вследствие того, что упор делается на цену, обратные аукционы являются наиболее подходящим решением в тех случаях, когда качество и ожидаемое функционирование товара является ясным и легко оцениваемым.

     Третий  сектор электронного правительства - это госуправление-население (G2C). Инициативы G2C предназначены облегчать взаимодействие населения с органами госуправления.10 Цель этих инициатив состоит в том, чтобы пытаться сделать такие операции, как продление лицензий и удостоверений, оплата налогов и подача заявлений о пособиях быстрее и проще. Инициативы G2C также часто ставят своей целью расширить доступ к государственной информации посредством использования инструментов распространения информации, таких к примеру как web-сайты.

     Таким образом, электронное правительство – концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Состоит из трех основных модулей: G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам.

Глава 2 Электронное правительство  США

 

     В США под электронным правительством понимаются государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например туристами) и структурами, не входящими в  правительство. Такими структурами  могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.11

     Для США информационное общество — это  завершение процесса глобализации, который  напрямую связан с узакониванием  планетарной экономической, а может  быть, и политической власти транснациональных  корпораций. Информационное общество, технологии, Интернет, электронная  торговля являются идеальным инструментом экспансии США по всему миру, инструментом обеспечения глобальной конкурентоспособности  американских корпораций, эффективным  средством для распространения  стандартов, ценностей и самого американского  образа жизни. Это стратегия США  в отношении информационного  общества.

     В начале 2002 г. специальная рабочая  группа представила президенту конкретный план действий «E-Government Strategy», который должен на практике реализовать 3 принципа, выдвинутых Президентом:

  • ориентирование на граждан, а не на бюрократию;
  • ориентирование на результат;
  • рыночный подход, активное продвижение новаций.

     На  сегодняшний день можно констатировать несомненные успехи Администрации  США в области построения «электронного  правительства»: была реформирована  вся политика и структура государственного управления информационными потоками и информационными технологиями, в том числе:

  • задача создания «электронного правительства» стала национальной и одной из приоритетных;
  • властные полномочия по проведению политики создания электронного правительства были максимально сконцентрированы как на общефедеральном уровне, так и на уровне государственных учреждений;
  • создана система персональной ответственности за информатизацию государственных органов;
  • политика и практика создания электронного правительства были унифицированы и стали прозрачными и подотчетными.12

     В США основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих  обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией  относительно проблем государственного управления. Здесь проявляется ярко выраженная тенденция перехода от монологичной политико-административной власти к  диалогу между чиновниками и гражданами к форме “сервисной власти”.13 В рамках этой тенденции американское электронное правительство служит гражданам, предоставляет сервисные услуги и подотчетно им. В целом деятельность американского правительства проводится под лозунгом большей открытости, прозрачности и ответственности перед гражданами. В программе сделан акцент на решение следующих проблем:

  • расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг; обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;
  • создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг. 14

     Начало  электронному правительству в США  было положено созданием веб-сайта  Президента США в 1993 году.15 Типичный пример систем электронного правительства - это представление в Сети информации о работе государственных структур и оплата налогов через Интернет.

     В рабочую группу по электронному правительству вошло свыше 80 представителей от 46 правительственных агентств и бюро. Эта группа разработала документ “Стратегия электронного правительства”, направленный на повышение эффективности деятельности правительства. Рабочая группа пришла к выводу, что федеральное правительство может значительно улучшить эффективность обслуживания своих пользователей в предстоящий период от 18 до 24 месяцев, сосредоточившись на выполнении 23 высокоприоритетных общеправительственных инициатив, (впоследствии, как двадцать четвертая инициатива по электронному правительству, была добавлена обработка платежных ведомостей). Все предлагаемые инициативы позволят сэкономить несколько миллиардов долларов, уменьшая операционную неэффективность, сокращая затраты и избыточные расходы, в том числе и в подготовке излишнего количества документов. Эти инициативы обеспечат предоставление услуг гражданам в сроки, измеряемые в минутах или в часах, вместо сегодняшних дней или недель.

     Рабочая группа по электронному правительству  идентифицировала основные федеральные  проблемы, которые могут найти  свое решение в рамках концепции  электронного правительства и электронного бизнеса. Проведенный рабочей группой анализ показал, что главным препятствием к созданию электронного правительства, ориентированного на гражданина является избыточность и пересечение функций и видов деятельности в различных правительственных агентствах. Так, например из 28 видов бизнес-функций в среднем каждая функция выполняется в 19 агентствах, а каждое агентство в среднем вовлечено в выполнение 17 разных бизнес-функций. Для граждан это выливается в необходимость разрабатывать большое число дублирующих отчетов, требуя при этом от них посещения тысяч разных веб-сайтов и десятков центров вызовов для поиска нужной информации и получения требуемой услуги. Например, при необходимости получить субсидию для экономического развития требуется заполнить свыше 1000 различных форм в более чем 250 федеральных бюро и при этом каждая форма содержит большое число одинаковых данных.

Информация о работе Государство информационного общества. Электронное правительство США и РФ