Государство информационного общества. Электронное правительство США и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании внедрения системы электронного правительства на примере Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.

Задачи, которые следует решить в ходе исследования следующие:

Рассмотреть теоретические концепции электронного правительства
Проанализировать внедрение электронного правительства в органы государственной власти и в общество в целом
Рассмотреть опыт создания и функционирования электронного правительства на примере США
Рассмотреть опыт создания и функционирования электронного правительства на примере ФЦП “Электронная Россия”
Выявить проблемы связанные с реализацией Федеральной Целевой Программы по внедрению электронного правительства
Дать оценку развития электронного правительства в России

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретическая составляющая электронного правительства 6

1.1 Определение электронного правительства 7

1.2 Модели электронного правительства 10

Глава 2 Электронное правительство США 17

Глава 3 Электронное правительство Российской Федерации. Федеральная Целевая Программа “Электронная Россия” 26

Заключение 32

Список источников и литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа государство информационного общества.docx

— 77.31 Кб (Скачать документ)

     Рабочая группа также идентифицировала ключевые барьеры, которые должны быть устранены  для успешной реализации федерального электронного правительства. К числу  основных барьеров относятся барьеры, связанные с культурой, архитектурой, доверием, ресурсами, а также с  сопротивлением акционеров.

     Кроме того, предложены две инициативы, имеющие  фундаментальное значение для успешной реализации каждого из отдельных  проектов, входящих в общую программу  трансформации федерального правительства  в электронное. Первая инициатива e-Аutentification направлена на построение и укрепление доверия для того, чтобы содействовать широкому распространению электронного взаимодействия между обществом и правительством и между правительствами разных уровней путем установления общего решения факта «идентичности ». Эти решения будут направлены на аутентификацию в сфере обеспечения безопасности, защиты собственности и внедрения электронной подписи во всех инициативах развития электронного правительства. Вторая инициатива E-Government Architecture направлена на то, чтобы достичь две основных цели. Одна цель состоит в разработке архитектуры, которая должна рассматриваться как архитектура федерального предприятия и которая должна использоваться в каждой инициативе «электронное правительство», представляя собой ядро стандартизованных моделей для формирования конкретных технологических решений. Вторая цель состоит в том, чтобы собрать и проанализировать различную информацию об архитектуре и структуре бизнеса и данных, используемых федеральным правительством и на этой основе выработать новые предложения по развитию инициатив электронного правительства и сократить существующую избыточность. В первую очередь эти усилия будут сконцентрированы на четырех ключевых областях, включающих национальную безопасность, экономическое стимулирование, социальное обслуживание и внутреннюю деятельность офисов.

     Президентское видение преобразования правительства  на первое место ставит необходимость  реформирования деятельности правительства, имея в виду сферу бизнеса и  сферу обслуживания людей. Именно поэтому  в основе реформирования правительства  лежат три следующих фундаментальных  принципа:

  • ориентироваться на граждан, а не на бюрократию;
  • обеспечивать конкретность и результативность своих действий и программ;
  • использовать рыночные механизмы и активно поддерживать инновации через развитие.16

     Электронное правительство является одной из общеправительственных инициатив. Перед федеральным правительством стоит задача улучшить и удешевить  свои услуги путем создания ориентированного на людей электронного правительства, которое значительно повысит  эффективность федерального правительства  и увеличит его значимость для  всех граждан страны. Необходимость перехода к электронному правительству очевидна, так как правительство является одним из самых крупным потребителей информационных технологий. Однако 45 млрд. долларов, которые правительство США потратило на ИТ в 2002 году, не привели к сопоставимому увеличению производительности в общественном секторе американской экономики. Это вызвано 4 причинами:

  • правительственные учреждения обычно оценивают свои ИТ с позиции их использования для обслуживания собственных потребностей и не принимают во внимание потребности граждан;
  • в 90-е гг. правительственные учреждения использовали ИТ для автоматизации своих рабочих процессов (как пишущие машинки и калькуляторы), а не для создания новых и более эффективных решений;
  • многие правительственные учреждения воспринимают ИТ как угрозу и часто идут на расточительные и излишние инвестиции, для того чтобы сохранить свое командное положение;
  • в большинстве случаев правительственные учреждения не обеспечивают возможностей совместной работы своих ИТ-систем.17

     В настоящее время особое внимание федеральное правительство США  уделяет:

  • электронной торговли между государственными организациями и министерствами, проведению электронных торгов на поставку товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;
  • обеспечению доступа населения к правительственной и административной информации;
  • использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;
  • решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные веб-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению.18

     В целом можно сказать, что электронное  правительство США в настоящее  время находится на уровне агентства  по требованию, что означает использование  стратегии, ориентированной на внешнюю  деятельность, но относительно низкий уровень развития электронного управления. Следующий за этим уровень - полностью  электронное правительство. Что  касается новых возможностей, то развитие электронного правительства упростит для граждан получение высококачественных услуг от федерального правительства  и одновременно уменьшит стоимость  этих услуг.

     Переключение  федеральных регулирующих процессов  на онлайновые технологии обеспечит  гражданам упрощенный доступ ко многим важным политическим решениям: улучшит  информированность граждан и  повысит эффективность действий правительства. Порталы электронного снабжения и управления грантами будут делать транзакции с правительством или получение финансовой помощи от правительства проще, прозрачнее, быстрее и более исчерпывающими. Работа по управлению цепочками поставок даст возможность государственным  структурам избежать ненужных действий и сохранить ресурсы.

     В целом можно сказать, что развитие электронного правительства обеспечит:

  • высокое качество обслуживания клиентов безотносительно к тому, как граждане вступают в контакт с агентством - по телефону, лично или через веб-сайт;
  • снижение расходов и уменьшение трудностей в осуществлении бизнеса с правительством;
  • сокращение правительственных операционных расходов;
  • предоставление доступа к правительственным сайтам и приложениям людям с ограниченными возможностями;
  • повышение прозрачности и ответственности правительства.

     Одновременно  отмечается, что не решены проблемы в таких областях, как защита персональных данных, безопасность работы в сети, создание интерфейсов для людей  с физическими недостатками, хотя и здесь имеется определенный прогресс. Таким образом, проведенное  исследование правительственных сайтов показывает, что:

  • в 2001 году уже 6% сайтов предоставляли возможность выбора языка;
  • штаты США сильно различаются по уровню электронизации своих правительств. Наиболее продвинутыми оказались правительства штатов Индиана, Мичиган, Техас, Теннесси, Вашингтон, Калифорния;
  • велико различие в электронизации деятельности различных правительственных органов федерального уровня. Наиболее передовыми являются такие ведомства, как Управление продовольственных и лекарственных продуктов, Министерство сельского хозяйства, Федеральная комиссия по связи, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство здравоохранения;
  • в целом сайты федерального правительства функционируют более эффективно и качественно, чем сайты правительств штатов;
  • вырос такой показатель, как ответы на запросы граждан: в 2001 году ответы были получены на 91% запросов, тогда как в 2000 г. - только на 80% запросов.

     Очень интересно и отношение американцев  к электронному правительству. Если в 2000 году электронное правительство  в большинстве случаев рассматривалось  как революционная идея, то согласно исследованию, проведенному в 2001 году, эта революция уступает место  рабочей деятельности. Электронное  правительство, особенно в штатах и  на местных уровнях, быстро развивается  и распространяется. В частности, исследование последнего года показало, что примерно один из десяти американцев, посещающих сайты правительств штатов и местных властей, делают это впервые. Электронное правительство становится для многих американцев важным средством интерактивного взаимодействия со своими правительствами и властями - большинство пользователей Интернет (76%) и почти половина всех граждан Америки (51%) в настоящее время посещают правительственные сайты. Американцы позитивно относятся к идее электронного правительства, причем у них растет уверенность, что электронное правительство может быть реализовано, и они охотно готовы увеличить свои инвестиции в электронное.19

     В целом можно сделать вывод, что  американцы удовлетворены существующим состоянием электронного правительства. Большинство считают, что на правительственных  сайтах содержится достоверная информация, которой можно полностью доверять, в отличие от информации на частных  сайтах. При этом население считает  посещение сайтов правительства  полезным и безопасным. Несомненное  лидерство США в области формирования национального информационного  пространства обусловлено тем, что  федеральные власти отчетливо сознают  доминирующую роль ИКТ в развитии своей экономики и повышении  ее конкурентоспособности на мировом  рынке. Американское правительство  ведет целенаправленную политику поддержки  науки, высоких технологий вообще и  информационно-коммуникационных в  частности.

Глава 3 Электронное правительство  Российской Федерации.  Федеральная Целевая  Программа “Электронная Россия”

 

     “Никакой  прогресс и модернизация невозможны без Информационных Технологий: это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране.” – именно со слов Дмитрия Медведева на заседании совета по развитию информационного общества хотелось бы начать главу, посвященную электронному правительству России.

     Упрощение государственных услуг, которого с  нетерпением ждут все граждане страны, предполагалось получить путем реализации концепции “единого окна”. Принцип “единого окна” — это часть административной реформы суть которого состоит в упрощении процедуры выдачи различных документов гражданам и организациям. Реализация данного проекта подразумевает экономию времени и сил для заявителя, а также снижение риска коррупции. “Единое окно” — безусловно, это шаг вперед и для властей и для предпринимателей. Бизнес поддерживает идею административной реформы, направленную на экономию времени и сил, а также снижение риска коррупции. Но в том виде, в котором действует эта система на сегодняшний день, она не совсем отвечает смыслу, заложенному создателями и разработчиками.20

     ФЦП "Электронная Россия" реализуется  с 2002 года и действует до 2010 года. Программа реализуется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и  межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует  Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

     Государственным заказчиком – координатором Программы  является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

     Государственными  заказчиками по отдельным мероприятиям Программы являются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство  по образованию, Федеральная служба охраны Российской Федерации.

     Первая  редакция ФЦП “Электронная Россия” была утверждена правительством в 2002 году. Главными целями проекта являлись развитие информационных и коммуникационных технологий в области государственного управления, а также совершенствование законодательства в сфере ИКТ, развитие системы подготовки специалистов по ИКТ, создание электронной торговли и многое другое. В последующие 9 лет на ее реализацию из федерального бюджета планировалось выделить 39 млрд рублей. Однако программа забуксовала. Представители различных министерств и ведомств не раз высказывали в СМИ мнение, что задача программы – слишком глобальна: построение в России информационного общества требует не менее глобальной информатизации, повышения компьютерной грамотности населения, бюджетоемких научных исследований.

     В 2006 году ФЦП “Электронная Россия” претерпела существенные изменения. Произошла смена курса: от проведения «информатизации ради информатизации» к объединению и эффективному использованию информационных систем. Федеральная программа стала напрямую связана с административной реформой, стала одним из основных инструментов ее реализации. Программа направлена на улучшение государственного управления посредством внедрения электронного правительства.

     Программа ставит перед собой выполнение следующих  задач:

·повышение качества и эффективности государственного управления;

·расширение возможности доступа граждан к информации;

Информация о работе Государство информационного общества. Электронное правительство США и РФ