Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, доклад

Описание

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.docx

— 117.71 Кб (Скачать документ)

1) Государство  как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного  правления, устройства, политического  режима.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:       

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);      

 2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);      

 3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);       

 4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);      

 5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;      

 6. обязательность членства в государстве;      

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;      

 8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Дополнительные признаки:      

9. единый государственный язык как средство общения;       

 10. единая оборонная внешняя политика;      

 11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

Основные  теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.

Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние

Внешние

  • · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • ·Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
  • ·Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • ·Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем

Формы выполнения функций:

  • Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационно идеологическая).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления

Форма государственно-территориального устройства

Политический  режим

Способ организации  верховной государственной власти

Способ взаимосвязи  территориальных образований государства, закрепленный конституцией

Совокупность методов  и способов осуществления в стране государственной власти и управления

1.                   Монархия

  • абсолютная (Саудовская Аравия);
  • дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
  • парламентская (Великобритания)

В истории так  же сословно-представительская (XV-XVIII вв.)

2.                   Республика

  • президентская (США);
  • полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия);
  • парламентская (ФРГ).

1.    унитарная

- однонациональная (Франция),

- многонациональная (Китай);

2.    федеративная (определенный суверенитет территориальных образований)

- территориальная (США),

- национальная (Россия);

3.    конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария).

1.  демократический;

2.  недемократические:

  • тоталитарный;
  • авторитарный.

Форма государственного правления

Монархия (с греч. единовластие):

  • Абсолютная:
    • Теократическая (Халифат);
  • Ограниченная:
    • Сословно-представительная;
    • Конституционная:
      • Дуалистическая;
      • Парламентарная;

Республика (лат. res publica, «дело народа»)

  • Парламентская;
  • Президентская;
  • Смешанная;

Смешанные формы  правления:

  • Монархическая республика;
  • Республиканская монархия.

Форма государственного устройства

Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

  • Централизованное;
  • Децентрализованное;
  • Сложное;
  • Простое;
  • Национальное.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):

  • Территориальная (административная);
  • Национальная;
  • Национально-территориальная;
  • Централизованная;
  • Симметричная;
  • Конституционная;
  • Договорная;
  • Дуалистическая;
  • Кооперативная.

Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):

Политический  режим

Демократический:

  • Социально-демократический;
  • Либерально-демократический.

Антидемократический:

  • Аристократический;
  • Олигархический;
  • Авторитарный;
  • Деспотический;
  • Тиранический;
  • Тоталитарный.

Мона́рхия  —форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю,царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Теократическая (Халифат) - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (юридическое определение).

Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Ограничение власти монарха связано  с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными  органами (Собор, парламент, Генеральные  штаты, сейм и т.п.)

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, какконституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

Конституционные монархии делятся  на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет[прим. 1].

В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним (см. Парламентаризм). Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, — однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом.

Примеры дуалистической монархии: Кувейт, ОАЭ, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко.

Парламентарныемонархии: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония, Камбоджа, Таиланд,Бутан, Лесото, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренада, Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис.

Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение. По состоянию на 2005 год в мире из 190 государств 140 являются республиками[1].

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления правительство  формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия,Турция, Германия, Греция, [[Израй ль]] и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской ипарламентской республиками.

Информация о работе Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима