Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, доклад

Описание

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.docx

— 117.71 Кб (Скачать документ)

8) приоритет в государственном  регулировании гражданских отношений  метода запрета над методом  дозволения.

это означает, что в правовом государстве  по отношению к гражданам действует  принцип: "Разрешено все то, что  не запрещено законом". Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей  как единственный ограничитель  свободы индивида. Правовое государство  не создает абсолютной свободы  личности. Свобода каждого кончается  там, где нарушается свобода  других.

Социальное государство

Утверждение правового государства  явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его  создатели полагали, что обеспечение  каждому негативной свободы (свободы  от ограничений) и поощрение конкуренции  пойдут на пользу всем, сделают частную  собственность доступной для  каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и  приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы.

Глубокое фактическое неравенство  обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных  прав в привилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его  классическом либеральном варианте явились теория и практика социального  государства.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства  восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности  многие правители, например римские  цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу "хлеба и зрелищ".

Однако основное бремя обеспечения  слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах.

Деятельность современного социального  государства многогранна. Это перераспределение  национального дохода в пользу менее  обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника  на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для  всех образования, правоохранения, культуры и т.д.

Соотношение социального  и правового принципов

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно  дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в том, что  оба они призваны обеспечивать благо  индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу  и основополагающие, главным образом  гражданские и политические права  личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства  и гарантий против деспотии. Второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

Противоречия же между ними проявляются  в том, что правовое государство  по своему замыслу не должно вмешиваться  в вопросы распределения общественного  богатства, обеспечения материального  и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно  занимается этим, хотя и стремится  не подрывать такие основы рыночного  хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство  ориентируется на обеспечение каждому  достойных условий жизни в  первую очередь в результате повышения  эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства  стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального  принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие  к ним либералы - на социальном принципе.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового  государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве  широкого комплекса естественных  неотчуждаемых и демократических  прав человека, их обеспечение  реальными материальными и иными  гарантиями, надежной защитой от  каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную,  исполнительную и судебную: ветви  власти должны быть независимы  друг от друга и должны действовать  в соответствии с конституционно  закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе  и во исполнение которого создаются  и реализуются все подзаконные  акты;

5) при федеративном устройстве  государства демократическое распределение  компетенции между субъектами  федерации. Понятие «правовое  государство» предусматривает не  столько подчинение государственной  власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и  точно определены формы, пути и механизмы  деятельности государства, пределы  свободы граждан, гарантируемые  правом.

Общие требования, которым  должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав  и свобод человека;

3) равенство всех перед законом  и судом.

Эффективное функционирование правового  государства предполагает наличие  у него равноправного партнера, каким  выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу  абсолютной свободы частных лиц  в отношениях друг с другом. Оно  предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором  взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и  осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ 
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Структура гражданского общества

  • -Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  • -общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  • -союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  • -научные и культурные организации, спортивные общества;
  • -муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  • -независимые средства массовой информации;
  • -церковь;
  • -семья

Важными факторами становления гражданского общества являются:

1) экономические – многоукладная  экономика, разнообразие формы  собственности, регулируемые рыночные  отношения;

2) политические – децентрализация  властных полномочий, разделение  властей, политический плюрализм,  доступ граждан к участию в  государственных и общественных  делах, верховенство закона и  равенство всех перед ним;

3) духовные – отсутствие монополии  одной идеологии и мировоззрения;  свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство  взаимно дополняют друг друга  и зависят одно от другого. Без  зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового  демократического государства, поскольку  именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового  государства. Он включает три основных элемента:

  • осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
  • создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
  • функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства и  гражданского общества.

Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов  взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства  и эффективно функционирующего, уравновешивающего  и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание  функций государства, искусственное  упразднение их или неспособность  эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. 

 

3)Происхождение, сущность и функции политических партий. Типы политических партий. Партийные и избирательные системы, их типология, основные тенденции развития.

Сущность , основные признаки политических партий.

Информация о работе Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима