Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, доклад

Описание

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.docx

— 117.71 Кб (Скачать документ)

        Неотъемлемой  частью политической системы  современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация,  которая борется за власть или за  участие в осуществлении ее.  При социологическом анализе первостепенной задачей будет способность партий  удовлетворять потребность людей в ассоцииации друг с другом.  

      В основании деятельности  партий могут лежать различные   групповые  потребности, и предъявляемые  к высшим государственным институтам.  Тем самым через партии население  заявляет о своих групповых  требованиях.  Правящие структуры  тоже используют партии для  обращения к народу за поддержкой  или решения тех или  иных  вопросов.    Деятельность  партии  является  важным механизмом распределения  и перераспределения властных  ресурсов.

  От других  политических  институтов партию отличает свойственные  ей функции в отношениях власти  и наиболее характерные способы   их осуществления,  определенная  внутренняя организация и структура,  наличие политической программы  действия той или иной идеологической  системы ориентации, а также ряд  других менее значимых признаков.

    Функции партии , которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе,  выражают необходимость двух групп задач: внутренних и внешних.  К внутренним функциям относится набор членов,  положение партийной кассы,  регулирование имущественных или других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами.

  Осуществление же внешних  основополагающих задач предполагает:

- борьбу за завоевание и использование  политической власти в интересах  той или иной группы населения,  основываясь на своих программах  по решению, как внутренних, так  и международных проблем.         

- обеспечение связи масс с  государственными структурами и  инстутуцианализацию политического участия граждан,

- отбор  и  рекрутирование  политических  лидеров и элит на всех этапах политической системы , участие с их помощью управлением делами общества.

- согласование собственных интересов  целей,  программ с  другими  участниками политического процесса.

- осуществление политической социализации  граждан. Основным спо собом осуществления этих функций является  выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии выдвигают своих лидеров и пытаются склонить к поддержке своего кандидата,  как можно большее число населения.

   Партии, которые одержали  победу на выборах,  или сумевшие  провести в законодательные органы  своих представителей, получают  возможность участвовать в формировании  правящей элиты,  в подборе   и установке  управленческих  кадров.  Прежде всего, через  них партии

получают возможность участвовать  в принятии легетивных решений.

Происхождение партий.

  Соперничество политических  групп, объединенных вокруг влиятельных  семей или популярных лидеров,  в течение многих веков составляло  характерную, существенную черту  политической истории. Но такие  организации, которые мы называем  политическими партиями, возникли  в  Европе  и в Соединенных  Штатах не ранее начала 19 века.

Например,  в тексте американской Конституции,  Декларации прав  и  свобод  гражданина,  в других политических документах конца 18 в. нет  даже упоминания о политических партиях.

  Первые возникли в Древней  Греции и представляли собой  небольшие группировки ,  большей частью не имели организационной структуры. Они выражали интересы значительной части господствующего класса.

    В период буржуазной  революции XVII - XVIII в.в   партии  ,  как

политические организации не проводили  самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений.

        Формирование  партий было довольно  длительным  и  сложным процессом.  Первоначально  активно действовали только в  период избирательных компаний.  Они не имели постоянно действующих  местных организаций.

        Политические  партии  с  привычными  для   нас   признаками (оформленное  членство в партии, партийные  билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением  массового  рабочего движения.  Существующие сейчас политические  партии по организационной структуре  можно отнести к двум основным  типам: организационно оформленным  и организационно неоформленным.  В партиях первого типа члены  партии получают партийные билеты  и платят партийные взносы.  В организационно неоформленных партях нет официального членства, а для того, чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата.  Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США.  Там в 30-е годы XX века формируется современная двухпартийная модель,  для которой характерны основные признаки:

- массовое вовлечение избирателей  в политический процесс,

- исследование  реформаторских  методов  ведения государственных  дел,

- возрастание роли партийных  лидеров в общественной жизни, 

- динамизм политических отношений. 

 Наибольший рост  численности  партий в России пришелся на  подъем революционного движения  в 1905 г. начало этому процессу  открыл царский манифест от 17 октября.

  В политической  жизни России  в первой четверти XX века в  разные периоды функционировало  87 партий. 

  Сейчас в мире действует  более 500 партий и общественных  организаций.

        Общее, что  присуще современным политическим  партиям и что отличает  их  от партии начала и первой  половины 19 в.,  - наличие партийного  аппарата,  т.е. организованной  группы людей, для кото рой  партийная,  политическая  деятельность  является профессией.

  Структура партийного аппарата  отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.

        Каждая партия  создавалась для защиты интересов  определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к  себе все новые и новые слои  избирателей В результате партии стали в большинстве своем объединениями,  в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии,  как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- груп-

пы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

        Существование  в  партии нескольких фракции,  направлений, не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику  более гибкой, поскольку  помогают  ей сохранить свое влияние  среди разнообразных групп избирателей,  учитывать многообразие социальных, экономических  , политических интересов в обществе.

  Политика партии вырабатывается  в  ходе  внутрипартийной   борьбы между различными фракциями  и течениями.

        Те слои  общества,  среди которых партия  пользуется  наибольшим влиянием  и которые поддерживают ее  на протяжении длительного времени,  составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие  ей голоса на выборах,- ее электорат.  Традиционной социальной базой  социал-демократических партий в  Европе был рабо-

чий  класс;  либерально-демократических  поддерживали средние слои (служащие,  интеллигенция, мелкие предприниматели  и т.д.); аграрные партии опирались  на крестьянство;  партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку  крупных собственников, части крестьянства и средних слоев.

  Примерно в середине 20 в.  ситуация изменилась.  Крупные партии получают на выборах голоса избирателей ,  принадлежащих к различным группам населения.  Так,  за  социал-демократов  голосуют  не только рабочие,  но и служащие,  интеллигенция,  мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабо-

чие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

Функции политических партий.

 В современном обществе действует множество институтов, организаций и учреждений, являющихся составной частью его политической системы. Все они тесно связаны между собой и «никогда не существовали сами по себе, взятые в чистом, изолированном виде». Как уже отмечалось, партии занимают среди них особую роль. В отличие от других организаций и движений (молодежных, экологических, антивоенных и др.), отстаивающих интересы определенных социальных слоев населения посредством воздействия на соответствующие органы, партии в центр своей деятельности ставят борьбу за власть парламентским либо внепарламентским путем, связанным с насильственным свержением прежней власти. Они имеют высокую степень организации и стремятся в борьбе за влияние на власть реализовать свои цели. Такая целенаправленная деятельность партий предполагает наличие у них строго определенных функций.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в  политической системе,  выражают необходимость  решения двух групп  задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям можно отнести:

  • Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.
  • Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.
  • Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы). 
  • Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

Внешние функции имеют более  сложную структуру: 

1. Социальные функции – одни  из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему.  Таким образом, социальные функции включают в себя:

  • Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;
  • Разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.
  • Социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;
  • Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.

2. Идеологические функции - связаны   с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

Современные крупные партии имеют  свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития.

3. Политические функции - в первую  очередь связаны с:

  • Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок;
  • Организацией различных форм участия в политической деятельности;
  • Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
  • Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции.

4. Управленческие функции –  осуществляются после победы  на выборах, когда партии участвуют  в формировании правительства  или берут на себя ответственность  по управлению государством, которая  выражается в ответственности  за деятельность лиц, выдвинутых  ею. Поэтому партия должна контролировать  деятельность своих лидеров независимо  от надзора политических институтов.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально – классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

Информация о работе Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима