Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, доклад

Описание

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.docx

— 117.71 Кб (Скачать документ)

Хотя мы знаем, что прибыли, получаемой от "хорошей работы" экономики, не присуще понятие совести, все  же ответственность перед теми, кто  создает эту прибыль, возрастает. Сокращение сферы деятельности государства  в управлении обществом прямо  и последовательно ведет к  росту значимости гражданского общества и в конечном итоге требует  установления такого равновесия, которое  нуждается в точном и гармоничном  сотрудничестве во имя общественного  прогресса.

Общественная  организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные  добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Общественные движения в зависимости  от коренных своих целей имеют  различное значение в обществе. Как  правило, различают:

- общественные движения неполитического  характера, то ость те, которые  не участвуют в борьбе за  власть и не ставят своей  целью изменить или укрепить  существующую систему политических  отношений в данном обществе;

- общественные движения политического  характера, то есть те, которые  пытаются изменить существующие  условия, закрепить их путем  оказания влияния на правительство,  либо же путем борьбы за  власть.

К общественным движениям неполитического  характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистское движение на начальных этапах его развития и  др. Роль этих общественных движении в  политической системе общества, как  правило, невелика. В современных  условиях всеобщей политизации общественной жизни ни одно общественное движение не может полностью устраниться  от решения политических вопросов. Определять неполитический характер того или иного общественного движения можно только относительно. На определенных этапах своего функционирования, в  связи с решением конкретных задач  неполитического характера общественные движения могут носить не политический характер, в дальнейшем ситуация может  меняться - меняется и характер движения.

Таким образом, в современных условиях любое общественное движение в большей  или в меньшей степени носит  политический характер.

Динамика развития общественной организации  берет свое начало от общественного  движения с последующим постепенным  усилением организационных принципов. Следует отметить, что всегда существует опасность усиления централизации  управления, на практике это приводит часто к перерастанию общественной организации в бюрократическую.

"Традиционными" общественными  организациями являются: профсоюзные,  женские, молодежные и т.д. Все  они формировались на основе  соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между  общественными организациями и  общественными движениями провести  практически невозможно. В современных  условиях, когда в деятельности  общественных организаций как  традиционных, так и вновь образованных, все более проявляется бюрократизм,  они становятся менее привлекательными  для широких слоев населения.  В политической системе общества  все большее значение имеют  общественные движения политического  характера. Отсутствие строгих  организационных принципов, бюрократической  машины управления способствует  активному вовлечению граждан  в политическую жизнь страны  через их участие в различного рода общественных движениях. Тем более, что основными принципами деятельности общественных движений являются: добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие участников.

Внутренняя динамика развития общественных движений включает несколько этапов. Традиционно выделяют первый этап - этап создания предпосылок движения. Предпосылки создаются либо "сверху" - путем пропагандистского воздействия  узкой группы на широкие массы, либо "снизу" - путем теоретического осмысления общего недовольства существующим положением. Следующий этап - стадия артикуляции стремлений - включает разработку и принятие более или  менее развернутой программы, формулировку общих целей и стремлений. Затем  следует стадия агитации; агитация выдвигается на первый план, главная  ее цель - привлечение максимального  числа сторонников. Наконец, наступает  стадия развернутой политической деятельности, когда основное внимание концентрируется  на проведении в жизнь программных  требований путем борьбы за власть, оказания влияния на. правительство. Длительность этой стадии зависит от степени организованности движения. Завершается динамика развития общественных движений стадией затухания. Завершение этой стадии предполагает два возможных пути: либо полная ликвидация движений, либо возрождение на новой основе. Окончательное прекращение общественного движения возможно лишь с полным исчезновением социальных потребностей, приведших к его возникновению. Устранение общественного движения административными средствами не эффективно. Оно либо возрождается, если было достаточно сильным, либо трансформируется в другие общественные движения, но теперь уже занимающиеся деятельностью, которая не соответствуем действующим в обществе законам.

Общественные объединения  и движения


Общественные объединения и  движения, их деятельность является основой  гражданского общества, системой свободных  социальных форм жизнедеятельности  людей, которые функционируют наравне  с партийной формой социально-политического  бытия, их социально-политическое назначение прежде всего в том, что они помогают людям в решении проблем повседневной жизни, открывают широкие возможности для выявления общественно-политической инициативы, осуществление функций самоуправления.

Понятие, права и функции общественных объединений и движений

Общественные объединения являются формированиями граждан на основе их свободного и сознательного волеизъявления и общности интересов, их разновидностями  являются общественные организации  и общественные объединения.

Общественные объединения - объединения, созданные с целью реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, интересов человека, которые  способствуют развитию творческой активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами.

Право на объединение является неотъемлемой частью прав человека и гражданина. Оно провозглашено Всеобщей декларацией  прав человека. Конституции демократических  государств гарантируют свободу  создания общественных объединений, деятельность которых должна основываться на демократических  принципах, отвечать требованиям открытости и гласности. Полномочия общественных объединений не могут быть основанием для ограничения конституционных  прав и свобод их участников.

В большинстве стран мира общественные объединения для осуществления  своих целей и задач, предусмотренных  уставами, пользуются правами:

- Участвовать в формировании  государственной власти и управления;

- Реализовывать законодательную  инициативу;

- Участвовать в выработке решений  органов государственной власти  и управления;

- Представлять и защищать интересы  своих членов (участников) в государственных  и общественных органах.

Государство создает равные возможности  для деятельности всех общественных объединений. Не подлежат легализации  объединения, целью которых является изменение конституционного строя  путем насилия, подрыв безопасности государства деятельностью в  пользу иностранных государств, пропаганда войны, насилия или жестокости, фашизма  и неофашизма, разжигание национальной и религиозной вражды, создание незаконных военизированных формирований.

На основе законодательное определенных прав и ограничений общественные объединения выполняют ряд функций. Правда, однозначного взгляда о них еще не выработано, однако чаще всего называют оппозиционной, защитную, воспитательную, кадровую функции.

Оппозиционная функция, ее роль заключается  в предотвращении чрезмерной централизации  и усилении власти государства, содействии прогрессивному развитию гражданского общества. Для достижения цели общественные объединения прибегают к различным  средствам: поддержки или несогласия с государственными решениями, выдвижение альтернативных программ, апелляции  к общественному мнению, контроля и т.п., благодаря чему управления «сверху» дополняется самоуправлением  общественности «снизу».


Основными разновидностями  общественных движений сейчас являются: политические движения (Народный рух Украины на начальной стадии); массовые демократические (движения за демократические преобразования, направленные на защиту прав и свобод человека, антифашистские и антидиктаторских, против расовой и национальной дискриминации и проч.) социальные (локальные) движения; так называемые ‘‘ новые социальные движения ‘‘ , получивших распространение в последние десятилетия (антивоенное, экологическое, неофеминистський и др.).. Одни из названных движений выдвигают в своей деятельности сравнительно узкие задачи, другие ставят вопрос общенационального и общечеловеческого характера. В целом такие движения ищут и часто находят новые формы взаимоотношений граждан с государством.

Гражданское движение «Новая Украина» (укр. Громадянський рух «Нова Україна») — гражданское движение на Украине, основанное политиком и учёным Владимиром Семиноженко в марте 2009. Цель движения — объединить граждан Украины, независимо от их политической ориентации. Организация открыта для всех патриотических сил — общественных организаций, политических партий, профессиональных объединений и граждан.

Общественные организации  oбъединились в движение «Всі разом!» и провели одноименный фестиваль


Безопасное общество. Полноценная семья. Религиозная  свобода. Крепкое здоровье. Благотворительность. Эти лозунги социального движения «Всі разом» мощно прозвучали в сердце Киева в первую субботу октября сообщает ProChurch.info.

На проезжей части улицы  Крещатик – более десятка информационных палаток общественных организаций и гражданских инициатив, которые объединились в социальное движение «Всі разом». Волонтеры в цветных футболках приглашают гуляющих на семейный праздник и вечерний концерт, предлагают принять участие в конкурсе детского рисунка на асфальте, сыграть во флорбол или побегать в эстафеты.

 

 

 


Информация о работе Государство как основной политический институт: признаки и функции. Формы государственного правления, устройства, политического режима