Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:36, реферат
Если обрисовать линию культурной традиции, к которой оказался подключенным Аль-Фараби, то ее схематичные контуры будут приблизительно таковы. Египет, Вавилон, Индия создают предпосылки развития ремесел, науки, искусства. Древняя Греция подхватывает эстафету и создает блестящую цивилизацию, синтезирующую и продолжающую культуру Востока. Позднее античная культура мигрирует, как бы возвращаясь к своей прародине, это-эпоха раннего средневековья.
— Пусть знают, как я скорбью был томим.
Творчество Шакарима
Кудайбердиева, талантливого писателя
и продолжателя реалистических традиций
великого Абая, послужит благородному
делу духовного обогащения нашего общества,
утверждению его гуманистических и нравственных
идеалов.
* * *
Трудами казахских писателей XIX века были
заложены основы реалистической литературы,
сделан большой шаг к реализму, основоположником
которого явился Абай Кунанбаев. Творчество
казахских прогрессивных писателей XIX
века, заключая реалистическое художественное
отражение жизни во многих ее проявлениях,
было глубоко национально по форме. В период
становления реализма как литературного
направления шел и процесс формирования
казахского литературного языка, основоположником
которого стал Абай Кунанбаев.
В период развития казахской реалистической литературы XIX века формировались и развивались ее взаимоотношения с литературами народов, входивших в состав Российского государства, наметились тенденции приобщения к художественным ценностям народов зарубежных стран.
Достижения казахской реалистической литературы XIX века были творчески восприняты поэтами и писателями, жившими в наступившем, наполненном социальными взрывами, бурном XX веке.
Политическая и литературная деятельность
Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.
Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!). Первое издание - "Оян казак!",Мир-Якуб Дулатов, Уфа,Типография "Восточная печать" (Шарк) Т-ва "Каримов,Хусаинов и Ко".
Көзiндi
аш, оян, қазақ, көтер
басты,
Өткiзбей
қараңғыда бекер жасты. |
Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.
После освобождения, Дулат-улы начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года правительством Керенского. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).
В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.
В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.
Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». Тогда же Миржакип, приветствуя, назвал делегата съезда от Семипалатинской области известного ученого, путешественника Григория Николаевича Потанина, прекрасно говорившего на казахском языке, «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом». И уже в декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский съезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию, которую видят в будущей федеративной России под управлением меньшевиков. Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым. Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.
Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме.
В тюрьме в Кзыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», Миржакип пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей.
Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии»,а также в "Малой Советской Энциклопедии" и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.
В 1990 году Правительством Республики Карелия была сосздана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакипа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Миржакипа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Жангелдинского района Торгайской области, ныне входит в состав Костанайской области.
Его дочь Гульнар, 1915 года рождения, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации. Гульнар Дулатова была также инициатором реабилитации других деятелей Алаш Орды, таких, как Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов.
Ахмет
Байтурсынов - великий казахский просветитель,
крупный ученый-лингвист, тюрколог, поэт,
переводчик, исследователь литературы,
автор целого ряда учебников и учебных
пособий. Он родился в Тосынской волости
бывшего Торгайского уезда (аул Акколь
Жангельдинского района нынешней Костанайской
области).
Ахмета с детства окружали яркие личности,
потомки батыров и биев, для них смелость,
образованность были традицией. Его воспитание
в корне отличалось от того, которое давали
тогда в среде, где основной заботой было
пасти скот, чтобы прокормиться. Острое
чувство справедливости, нетерпимость
к злу, лицемерию, жадности, стяжательству
передавались в их роду от отца к сыну.
Однажды отец Ахмета, Байтурсын, узнав,
что начальник Торгайского уезда Яковлев,
давно причинявший зло их аулу, стал брать
еще большие поборы, в гневе побил взяточника.
Ахмет рано вступил на путь борьбы. Он
не мог просто существовать, видя деспотизм
и произвол политики царской власти.
Образование Ахмета Байтурсынова: 2 года
школы в родном ауле, 4 года учительской
школы в Оренбурге. "Когда многие образованные
люди добивались чинов, терпя оскорбления
и рабство, Ахмет Байтурсынов был чуть
ли не единственным человеком, который
в царские времена будил народ, поднимая
вопросы национальной чести и достоинства.
Когда некоторые казахи тех времен старались
устроиться в уездные, губернские суды
переводчиками, продавая честь, старались
выслужиться в начальники, Ахмет, не щадя
своих сил, служил идее... рисковал своей
головой, поднимая самосознание народа"
(С. Сейфуллин). Он не плыл по течению как
многие, не делил казахов на бедных и богатых,
"болел" за честь и достоинство всех.
Поняв, что борьба против колонизаторской
политики насилия невозможна без просвещения
народа, он всю свою жизнь посвятил борьбе
с невежеством. Подвергали преследованиям
- не сдался, посадили в тюрьму - не сломался.
Стал учителем, учил детей, просвещал молодое
поколение, выпускал газеты, писал статьи,
стихи, будил народ от спячки, объясняя
скрытый смысл происходящих событий, знакомил
с целями борьбы.
Любую свою должность, большую и маленькую,
школу, где преподавал, издательства, где
выпускал стихи и статьи - все, все он рассматривал
как средство претворения своих идей в
борьбе за интересы народа. "Даже если
мы забудем казхскую школу, которую открыл
Ахаң, его заслуги перед родным языком,
его пламенные призывы к многострадальному
народу в созданной им литературе - "Қырық
мысал", "Маса", в газете "Қазақ",
его огромный труд и неиссякаемую энергию,
отданные делу просвещения, если мы забудем
все это, - его дела и заслуги не забудет
история" (М. Ауэзов).
Но большевики, главными аргументами которых
всегда были сила и принуждение, постарались
вычеркнуть из истории и имя, и заслуги
Ахмета Байтурсынова. Человека, который
посвятил всю свою жизнь честному служению
народу, объявили врагом народа, расстреляли;
преследовали всех, кто его упоминал. Но
они не добились своего. Обвинение - это
облако, которое тает. Истина - солнце,
которое не исчезает. Времена истины вернулись.
Ахаң, Ахмет Байтурсынов, беззаветно любивший
свой народ, снова вернулся к нему.
Все его творчество служило созданию общего
слоя литературы, связующего культуры
соседних народов, русского и казахского,
закладывающего основы новой исторической
общности. Он был крупным ученым-тюркологом.
Ахмет Байтурсынов внес значительный
вклад в казахскую фольклористику, в развитие
казахского языкознания, он создал новый
казахский алфавит, взяв за основу арабский.
Большая заслуга есть у Ахмета Байтурсынова
в исследованиях по истории казахской
литературы и по теории литературы.
Имя Ахмета Байтурсынова золотыми буквами
вписано в историю нашей страны. Он был
одним из тех людей, которые заложили камень
в фундамент Независимости Казахстана.
Алихан Бокейханов
Принадлежал к потомкам казахских "чингизидов" торе. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.
Член партии кадетов с 1905 г. В конце 1905 г. в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии. В январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения» (ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, д. 2, ч. 39, л. 63); освобождён через 3 месяца. Член 1-й Государственной Думы. Подписал Выборгское воззвание (1906), призывавшее к гражданскому неповиновению. В 1908 г. арестован вновь, до 1917 г. пребывал в ссылке в Самаре. Член Самарского губернского комитета (создан в августе 1915) Партии Народной Свободы.
Имя Букейханова значилось в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда».[источник не указан 338 дней] Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Букейханов считал, что именно через масонство ему удастся достичь своих целей: вместе с Россией и под её патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, то есть право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.[источник не указан 338 дней]
Информация о работе Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения Аль-Фараби