Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения Аль-Фараби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:36, реферат

Описание

Если обрисовать линию культурной традиции, к которой оказался подключенным Аль-Фараби, то ее схематичные контуры будут приблизительно таковы. Египет, Вавилон, Индия создают предпосылки развития ремесел, науки, искусства. Древняя Греция подхватывает эстафету и создает блестящую цивилизацию, синтезирующую и продолжающую культуру Востока. Позднее античная культура мигрирует, как бы возвращаясь к своей прародине, это-эпоха раннего средневековья.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 698.50 Кб (Скачать документ)

Касаясь вопросов будущего развития общества, Абай признавал, что по мере его эволюции могут изменяться и фундаментальные его основы, в том числе и каноны религии.[47] Будущие формы жизни, ее принципы определят те, кто будет тогда жить в соответствии с разумом и верой. Но Абай был уверен, как были уверены, в свое время, например, Аристотель, аль-Фараби и Ш.Л. Монтескье, что должна существовать гармония и выражающая ее мера всему, в том числе и хорошему. "Все на свете имеет свою меру, – говорил он. – …Все, что сверх меры – есть зло".[48]

Абай не был утопистом. Осознавая последующую эволюцию общества и ее прогрессивную в целом направленность, он был далек и от идеализации будущего. "Или все-таки наступят светлые дни, когда люди забудут воровство, обман, злословие, вражду и устремятся к знаниям, обучатся ремеслу, начнут добывать богатства честным, достойным путем, – писал он, и, отвечая на свой вопрос, признавал, – Вряд ли наступят такие дни".[49]

Своим творчеством и деятельностью Абай предвосхитил многие идеи и позиции, с которыми выступили и которых придерживались несколько позже представители блестящей группы либеральной интеллигенции Казахстана – лидеры партии "Алаш", во многом принявшие от великих просветителей предшествующего периода историческую эстафету пробуждения национального самосознания и просвещения народа, дальнейшего развития национальной политической и правовой культуры.

Ыбырай Алтынсарин

(1841-1889)

Во второй половине XIX века произошло окончательное присоединение Казахстана и России.

Несмотря на захватнический, колонизаторский характер политики царизма, это событие по своим социально-экономическим и культурным последствиям имело глубоко прогрессивное значение, определившее исторические судьбы казахского народа.

Ярким свидетельством развития культуры и народного образования во второй половине XIX века явилась деятельность выдающегося казахского просветителя, педагога Ыбырая Алтынсарина.

Ыбырай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (нынешний Затобольский район Кустанайской области). Он происходил из зажиточной семьи.

Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбыраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, состоявшего на службе в Оренбургской пограничной комиссии.

В 1850 году, когда Ыбыраю исполнилось 9 лет, он поступил в Оренбурскую казахскую школу, куда принимались дети, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны.

В 1857 году Ыбырай с похвальным отзывом окончил эту школу и был оставлен при Оренбургском областном начальнике В.В.Григорьеве в качестве переводчика.

Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 году Ыбырай назначается учителем открытой в 
Оренбургском укреплении под Торгаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды Алтынсары-улы.

Административно-политические реформы 1867-1868 гг. по управлению краем Алтынсары-улы встречает положительно. Он видит эти преобразова-ния как полезные для казахского народа. Однако, хорошо зная положение народа, его двойное угнетение, он раздумывал над путями улучшения его жизни. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма. Приход Ыбырая на сцену истории, глубокий след его имени в сознании последующих поколений связаны, прежде всего, с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в 
сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для призыва молодежи к обучению. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Елекском (Илецком), Костанайском (Николаевском), Ыргызском, Торгайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края не была легким делом. К тому же по службе он был, целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его просветительскую службу. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям. Одно из ярких направлений его деятельности – организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял внимание постановке работы разно профильных школ, а в своем, завещании оставлял принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Торгая.

Алтынсары-улы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек. Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей 
начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени.

Деятельность просветителя по организации аульных и волостных школ, выбор им учителей для преподавания породили недовольство чиновников. Были даже предложения по привлечению его к ответственности. 
Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсары-улы широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, Тихомирова, Бунакова, Фармаковского, великого писателя Льва Толстого. Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсары-улы написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназнача-лись для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Однако «Киргизская хрестоматия» просветителя способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики. Царские чиновники были заинтересованы в использовании этого учебного пособия и в других аульных школах степных областей. Конечно, он не мог не принять влияния вдохновителя миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н. И. Ильминского, с которым находился в тесном общении.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости, в трех километрах от г. Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее в последствии название «Инспекторское», он построил дом, где жил и работал до самой смерти.

Ыбырай Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по – казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал – майору от инфантерии.

Алтынсары-улы известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. 
В известном рассказе «Кыпшак Сейткул» одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсары-улы в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык 
неде?» (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем казахского народа.

Еще один весомый труд Ыбырая Алтынсарина под названием «Мактубат» на казахском языке на основе арабского алфавита был издан в Казани, а также в Оренбурге уже после смерти автора.

В книге содержится около 45 рассказов, сказок, басен и коротких стихотворений.

Особенно примечательно его «Посвящение», специально предназначенное школьникам, в котором художественное мастерство помогает раскрытию педагогического таланта Ыбырая Алтынсарина:

Знаний увидев свет, дети, в школу идите!

В памяти крепко, навек прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно, радости будет – вдвойне…

Знайте неграмотный бродит, словно слепой во тьме.

Дети! Будем учиться! В памяти нашей пусть

Знаний запас сохранится. Ученье даст вам счастье.

Оно озарит, как свет, каждое ваше желание,

Яркий оставит след.

Стада – богатство степное сметает суровый джут.

Богатство ученых иное – растущее, вечно живое –

Вьюги не заметут…

Призывая детей овладевать знаниями, Ы.Алтынсарин доказывает их необходимость в жизни каждого человека.

Это стихотворение сыграло большую роль в воспитании подрастающего поколения.

Оно быстро облетело казахскую степь, дойдя до самых отдаленных районов и аулов и способствуя вовлечению казахской детворы в школу.

«Долг каждого из нас – принести посильную лепту на пользу своей Родины» – эти слова Ыбырая Алтынсарина.

Чокан Валиханов о проблемах реформ в казахском социуме

Одним из самых замечательных людей в истории Центральной Азии является великий сын казахского народа, выдающийся мыслитель и просветитель, ученый и дипломат Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865). Патриот своей Родины, мечтавший об ее лучшем будущем, Валиханов постоянно думал о проблемах исторически необходимой модернизации казахского социума. Этому сюжету была посвящена одна из последних работ Чокана Чингисовича – созданная в Омске в феврале 1864 г. «Записка о судебной реформе». По свидетельству друга Валиханова, путешественника Г.Н. Потанина, тяжело больной Чокан Чингисович диктовал вслух это свое сочинение, а затем собственной рукой вносил в его текст необходимую правку. Как же относился Валиханов к политике реформаторства в целом и какое значение он уделял месту реформ в судьбе своего народа?

Рубеж 50-60х гг. XIX в. являлся временем важнейшего реформаторского обновления в жизни России. Под влиянием поражения в Крымской войне царизм вынужден был пойти на преобразования, направленные «на дальнейшую европеизацию страны». В ряду предлагаемых модернизационных новаций стоял и вопрос об изменении системы управления казахской степью, в том числе деятельности судебной части. Предлагаемые в этом плане весьма радикальные и далекие от знания казахских реалий и традиций «прожекты» вызвали серьезную обеспокоенность Валиханова. Он счел своим человеческим долгом подготовить и представить генерал-губернатору Западной Сибири А.О. Дюгамелю специальную вышеупомянутую «Записку».

В «Записке о судебной реформе» Валиханов прежде всего всесторонне и глубоко подошел к оценке в целом роли и характера реформаторского варианта изменений в жизни общества. Он писал по этому поводу: «Нет вопроса общественного, который был бы так всемогуще важен как вопрос о народных реформах». По твердому убеждению Чокана Чингисовича, полезны были «только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой цели». Развивая далее эту свою мысль, Валиханов особо подчеркивал то, что «всякая реформа, имеющая целью общественное благосостояние, только тогда может достигнуть предположенной цели, не подвергаясь разным случайностям, когда известны [ее] нужды и средства». Отмечая необходимость тщательной предварительной подготовки реформ, казахский просветитель полагал, что при их введении следует неуклонно соблюдать «тот метод, который употребляется в сельском хозяйстве при культивировании растений». В этой связи следует обратить внимание на то, что Чокан Чингисович разделял критическое отношение славянофилов к реформам Петра I. Он осуждал их «насильственный», «сокрушительный» характер и полагал, что подобные методы и пути преобразований могут стать для народа лишь «величайшим бедствием».

Особое значение для реформаторов, по мнению Валиханова, играла необходимость тщательнейшего учета особенностей «условий племенного организма, среды, климата и почвы» обитания того или иного человеческого социума. По глубокому убеждению Чокана Чингисовича, реформы могли и бывали удачны только тогда, когда они «правильны, т.е. когда они [были] основаны на тех неизбежных законах прогресса, при которых и возможно здоровое развитие общественного организма».

Как истинный казахский патриот, Валиханов был далек от идеализации современного ему патриархального состояния «киргизских [т.е. казахских – Д.А.] быта и нравов». Просветитель подчеркивал, что в силу тогдашней слабой образованности и средневековых представлений об окружающем мире мнение рядовой массы казахских кочевников «не всегда может [быть] принято, как выражение действительной народной потребности». В то же время представитель высшей «белой кости» казахского этноса, султан – Чингисид, штабс-ротмистр Русской Императорской Армии Валиханов резко критически относился к эгоистическим требованиям своего сословия – степной кочевой элиты, состоявшей из султанов и биев. Он настаивал в связи с этим на том, что «на мнения… привилегированных классов [казахского – Д.А.] общества следует смотреть не иначе, как на отрицательное выражение истинных народных нужд, ибо интересы знатных и богатых людей, даже в обществах высоко цивилизованных бывают большею частью враждебны интересам массы большинства». К этому Валиханов добавлял также то, что в силу стремления к защите «выгоды» прежде всего своего «сословия» менее всего можно было доверять мнению султанов и биев о полезности тех или иных реформ.

Констатируя наличие заметных казахских «особенностей», Чокан Чингисович, одновременно, был противником «узкого» подхода к характеристике родного ему степного социума. В связи с этим он писал: «Мы думаем, что усвоение европейского, общечеловеческого просвещения и энергическая борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должны составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре». Таким образом, можно видеть, что особое значение Чокан Чингисович придавал социо-культурной направленности реформ, нужных для будущего казахов.

Валиханов искренне верил в лучшее будущее для своего народа и считал, что оно будет тесно связано с грядущей судьбой России. По его словам, для реализации необходимых преобразований и в России, и в казахской степи крайне необходимы были «саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд». Интересно, что по наблюдению И.И. Стрелковой, данные положения Чокана Чингисовича в известной степени перекликаются с аналогичными предложениями Н.П. Огарева, высказанными в 1863 г. в запретном в царской России герценовском «Колоколе».

Информация о работе Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения Аль-Фараби