Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:42, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 % государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 %. При этом подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными1. Данный факт приводит к необходимости исследовать теоретические вопросы организации и деятельности исполнительной власти, ее соотношение с другими ветвями власти
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти…………………………………………………..
6
1.1. Исполнительная власть – понятие и содержание……………………
6
1.2. Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………………………...
11
Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей…...
22
2.1. Разделение властей – теоретический аспект…………………………
22
2.2. Конституционно-правовой механизм системы сдержек противовесов между исполнительной и смежными ветвями власти
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти………………………………………………….. |
6 |
1.1. Исполнительная власть – понятие и содержание…………………… |
6 |
1.2. Система и структура органов
исполнительной власти |
11 |
Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей…... |
22 |
2.1. Разделение властей
– теоретический аспект…………………… |
22 |
2.2. Конституционно-правовой
механизм системы сдержек |
30 |
Заключение…………………………………………………… |
35 |
Список литературы………………………………… |
37 |
Введение
Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 % государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 %. При этом подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными1. Данный факт приводит к необходимости исследовать теоретические вопросы организации и деятельности исполнительной власти, ее соотношение с другими ветвями власти.
В последние годы в российской юридической науке много внимания уделено рассмотрению проблем разделения властей. Однако в Конституции Российской Федерации находит отражение идея укрепления единства государственной власти. Только в единстве и согласованной деятельности всех ветвей государственной власти возможно построение правового государства, формирование гражданского общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, выполнение других задач, стоящих перед обществом и государством.
Одним из важных вопросов теории исполнительной
власти является определение ее системы
и порядок формирования. В соответствии
с федеративным устройством Российской
Федерации различают
Объектом исследования выступает исполнительная власть как особая власть в системе разделения властей Российской Федерации.
Предметом исследования является особенность функционирования исполнительной власти Российской Федерации в системе разделения властей.
Цель работы – теоретический анализ исполнительной власти, механизма ее осуществления и ее места в системе разделения властей на современном этапе развития российского государства.
Постановка цели определила следующие основные задачи исследования:
- рассмотреть понятие и содержание исполнительной ветви власти.
- изучить систему и структуру органов исполнительной власти Российской Федерации.
- проанализировать теоретический аспект системы Разделения властей.
- исследовать конституционно-
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти
1.1. Исполнительная власть – понятие и содержание
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви государственной власти самостоятельны, не подчинены друг другу, однако находиться во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти способствует достижению взаимного сдерживания и равновесия между этими функциями, каждая из которых должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.
Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
Концепция исполнительной власти, принятая
Конституцией РФ 1993 г. принципиально
отличается от положений, содержащихся
в ранее действовавшей
Характеристикой сущности управленческой деятельности являются общие положения, идеи, требования исполнительной власти, называемые принципы исполнительной власти:
1. Принцип народовластия, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
2. Принцип верховенства закона определяется ст. 15 ч. 2 Конституции Российской Федерации.
3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
4. Принцип разграничения
полномочий федеральных и
5. Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности согласно ст. 2 Конституции РФ.
7. Принцип федеративного устройства в соответствии со ст. 1 Конституции, где сказано о том, что Россия – это федеративное государство и в соответствии с гл. 3 Конституции о федеративном устройстве Российской Федерации.
8. Принцип сочетания
9. Принцип плановости
выражается в развитии
10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.
Кроме того, исполнительная власть выполняет ряд функций, в частности: 1) исполнительная функция – право издания подзаконных актов и исполнение законов; 2) прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной; 3) планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности; 4) организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.; 5) правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур; 6) функция общего руководства и оперативно-распорядительной работы; 7) координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций; 8) функция контроля – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов; 9) учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и др.
Таким образом, анализ содержания понятия «исполнительная власть» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, исполнительная и осуществляющие ее государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Во-вторых, государственное управление не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты государственной власти при осуществлении ими организационных или управленческих функций. При этом главное в содержании исполнительной власти заключается не столько в принятии соответствующих решений (законов), а в их реализации – строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований.
1.2. Система и
структура органов
Орган исполнительной власти
– это самостоятельная
Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах9.
Существует различные
основания для классификации
органов исполнительной власти. С
учетом территориального масштаба деятельности
органы исполнительной власти подразделяются
на два уровня: федеральный и субъектов
федерации. Этот признак обусловлен
федеральным устройством и
Существуют также
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.
По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы общей
компетенции, осуществляющие
б) органы отраслевой компетенции,
на которые возложено руководство
отдельными отраслями управления или
сферами деятельности (министерство,
структурное подразделение
в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для
классификации органов
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);
Информация о работе Исполнительная власть в системе разделения властей