Исполнительная власть в системе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 % государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 %. При этом подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными1. Данный факт приводит к необходимости исследовать теоретические вопросы организации и деятельности исполнительной власти, ее соотношение с другими ветвями власти

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти…………………………………………………..

6
1.1. Исполнительная власть – понятие и содержание……………………
6
1.2. Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………………………...

11
Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей…...
22
2.1. Разделение властей – теоретический аспект…………………………
22
2.2. Конституционно-правовой механизм системы сдержек противовесов между исполнительной и смежными ветвями власти

Работа состоит из  1 файл

курсовая Настя власть.docx

— 82.22 Кб (Скачать документ)

б) единоначальные органы, в  которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация  субъекта федерации). Коллегиальность  позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства  и повышение персональной ответственности  руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (бюджетные и хозрасчетные) и др.

Осенью 1992 г. система и структура центральных органов федеральной исполнительной власти по решению Президента РФ была подвергнута реорганизации и перестройке. Это было осуществлено «в целях формирования отвечающей современному этапу радикальных экономических реформ рациональной структуры центральных органов федеральной исполнительной власти, децентрализации власти, большей самостоятельности местных органов, в том числе в проведении реформ»10. Указами Президента РФ от 30 сентября и 12 ноября 1992 г. № 1147 и № 1355 было установлено, что организационно-правовыми формами центральных органов федеральной исполнительной власти являются: 1) министерство Российской Федерации; 2) Государственный комитет Российской Федерации; 3) Комитет Российской Федерации; 4) Федеральная служба России; 5) Российское Агентство; 6) Федеральная Инспекция; 7) Федеральный надзор России.

Однако в 2004 г. Указом Президента РФ был пересмотрен перечень федеральных  органов власти11. В настоящее время к ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Кроме того. Указ установил, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.

К органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов) относятся правительства республик и других субъектов Федерации; администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно  действующим органом государственной  власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1;ст. 80, ч.1).

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ).

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).

Президент РФ руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных  бедствий, утверждает по представлению  Председателя Правительства РФ положения  о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Таким образом, исходя из конституционных  положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает  значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет Российской Федерации – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти12. Президент РФ является председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

В числе основных задач  Государственного совета:

• обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

• обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной  власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции  РФ, федеральных законов, указов и  распоряжений Президента РФ, постановлений  и распоряжений Правительства РФ;

• содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также между  органами государственной власти субъектов  РФ.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  государственной власти и совершенствования  системы контроля за исполнением  их решений учрежден институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1) организация в соответствующем  федеральном округе работы по  реализации органами государственной  власти основных направлений  внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; 2) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; 3) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; 4) представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение со ответствующих предложений.

Правительство РФ является высшим исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных министров. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»13.

Председатель Правительства  РФ представляет Президенту РФ предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных  министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами  Президента РФ определяет основные направления  деятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции  РФ).

ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства  и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности: представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства Российской Федерации; распределяет обязанности между своими заместителями; систематически информирует Президента РФ о работе Правительства. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Полномочия Правительства  РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами  Президента.

Правительство РФ координирует и контролирует деятельность органов  исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о  приостановлении действия актов  органов исполнительной власти субъектов  РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушения  прав и свобод человека и гражданина; разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, Правительство РФ: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Министерство Российской Федерации является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра — председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства. Функциями министра является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Как было отмечено к федеральным органам исполнительной власти относятся Федеральные службы России (Государственная налоговая служба Российской Феде рации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.) и Российские агентства (Российское агентство по патентам и товарным знакам, Российское космическое агентство, Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации).

Местное самоуправление представляет собой организационную форму  осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского  поселения и др.), вопросов местного значения исходя из интересов на селения, его исторических и иных местных  традиций.

Функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел (вопросов).

2. Управление муниципальной  собственностью и финансовыми  средствами местного участия.

З. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Социально-культурное, коммунально-банковское  и иное обслуживание населения.

5. Охрана общественного  порядка, обеспечение режима законности  на соответствующей территории.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальными образованиями являются все города областного значения14.

В сельских районах единым муниципальным образованием является район. В административно-территориальных  единицах района действуют образуемые в порядке, определяемом уставом  района, территориальные органы районного  образования.

Наличие выборных органов  местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.

Виды органов местного самоуправления: выборные органы; органы, создаваемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования и иные выборные должности); местный референдум, муниципальные выборы собрание (сходы) граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В городах областного значения наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных  образований. В документах, которые  связаны с исполнением отдельных  государственных полномочий или  которые направляются в органы государственной  власти, используются официальные наименования: для представительного органа – городская Дума, районное (сельское, поселковое и т.п.) собрание депутатов; для исполнительно-распорядительного органа – администрация муниципального образования.

Органы местного самоуправления также имеют свой административно-правовой статус, который характеризуется  тем, что:

  • они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права;
  • органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;
  • Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения: владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
  • местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления;
  • решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения;
  • ответственность перед государством наступает в случаях нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству или уставу муниципального образования.

Информация о работе Исполнительная власть в системе разделения властей