Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:36, курсовая работа
Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы в России. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как основы избирательного права, понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ. Также я рассмотрю избирательный процесс и такие его аспекты, как содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Введение
1. Избирательный процесс
2. Содержание и значение принципов выборов
3. Основные этапы подготовки и проведения выборов
4. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Заключение
Библиографический список
2.2 Основные этапы
подготовки и проведения
Проведение выборов состоит
из нескольких стадий, последовательно
сменяющих одна другую от момента
назначения даты выборов до объявления
о результатах голосования. Это
и есть избирательный процесс, представляющий
собой сложную систему
Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.
Использование Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме. ГАС «Выборы» используется для электронного наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства – для подсчета голосов избирателей, участников референдума. Эти данные, полученные через ГАС «Выборы», являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено законом.
С началом избирательного процесса «правила игры», т.е. порядок проведения и условия выборов, меняться не могут, поскольку с момента, когда избирательные правоотношения уже возникли, любые попытки изменить ту или иную норму избирательного закона во имя защиты прав какой-то части избирателей на деле ведут к нарушению прав других избирателей, уже включившихся в избирательную кампанию.
После назначения даты выборов избирательный процесс проходит через следующие стадии.
Составление списков избирателей.
Включение гражданина в список избирателей
или участников референдума служит
основанием для его участия в
голосовании. В ряде стран такие
списки составляются на основе добровольного
обращения лиц в
Список избирателей
Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт проживания гражданина РФ на территории этого участка, а также временного пребывания или наличия открепительного удостоверения.
Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.
Основания и порядок составления
списков избирателей
Решение участковой избирательной
комиссии может быть обжаловано в
вышестоящую избирательную
Целям исключения возможности
злоупотреблений служит правило, согласно
которому вносить изменения в
списки избирателей после окончания
голосования и начала подсчета голосов
избирателей законом
Образование избирательных округов и участков.
Для проведения выборов образуются
избирательные округа и участки.
Округа образуются на основании данных
о численности
Избирательный округ составляет
единую территорию: не допускается
создание избирательного округа из не
граничащих между собой территорий,
за исключением анклавных территорий.
При соблюдении законных требований образования
избирательных округов учитывается административно-
Для проведения голосования
и подсчета голосов избирателей
избирательный округ
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за три дня до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться только в случаях, установленных законом.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администрации не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются:
• Центральная избирательная комиссия РФ;
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
• участковые комиссии.
Избирательные комиссии также действуют в качестве комиссий референдума. Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Так, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии РФ и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.
Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления, то она устанавливается федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Важнейший принцип деятельности
избирательных комиссий всех уровней
состоит в том, что при подготовке
и проведении выборов в пределах
своей компетенции они
Акты избирательных комиссий,
принятые в пределах их компетенции,
обязательны для исполнительных
органов государственной
Государственные органы, органы
местного самоуправления, а также
их должностные лица обязаны оказывать
избирательным комиссиям
Формирование избирательных комиссий на каждом уровне происходит на соответствующей правовой базе. Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ на основе предложений политических партий, прежде всего тех, списки которых были на предыдущих выборах допущены к распределению мандатов в представительных органах, а также общественных объединений, органов местного самоуправления. Половина членов комиссии назначается законодательным органом, другая – высшим должностным лицом субъекта РФ (на основе предложений политических партий).
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и СМИ.
Избирательные комиссии, комиссии
референдума обязаны в пределах
своей компетенции
В случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, о кандидатах, объединениях, выдвинувших кандидатов.
Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные СМИ в сроки, установленные соответствующими законами. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
Деятельность избирательных
комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Решения избирательных комиссий
по основным вопросам организации и
проведения выборов (о регистрации
кандидатов, об отмене регистрации
кандидатов, об итогах голосования
или о результатах выборов, о
признании выборов
Закон устанавливает порядок
обжалования нарушений
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, также могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, причем это не является обязательным условием для обращения в суд.