Избирательной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание

Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы в России. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как основы избирательного права, понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ. Также я рассмотрю избирательный процесс и такие его аспекты, как содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Содержание

Введение
1. Избирательный процесс
2. Содержание и значение принципов выборов
3. Основные этапы подготовки и проведения выборов
4. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ.docx

— 50.47 Кб (Скачать документ)

• юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня  голосования на выборах или референдуме. Законом устанавливаются предельные размеры средств, перечисляемых  в фонды, и порядок их расходования.

Соответствующая избирательная  комиссия до дня выборов обязана  периодически публиковать в СМИ  сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Кандидат, избирательное объединение после  опубликования результатов выборов  обязаны представить в соответствующую  избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных расходах.

Все денежные средства, создающие  избирательный фонд, перечисляются  на специальный счет в банке или  кредитном учреждении, который открывается  кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной  комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета  и отчетности по средствам избирательных  фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Порядок голосования, подсчет  голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Время начала и окончания голосования  устанавливается законом. Продолжительность  голосования не может составлять менее 10 часов.

О времени и месте голосования  участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей  не позднее, чем за 20 дней до дня его  проведения через СМИ или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки, установленные законом, но не позднее, чем за пять дней до голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц  не допускается. Голос подается за или  против кандидата, существовавшая ранее  в бюллетенях графа «против всех»  в 2006 г. была отменена. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Такое голосование осуществляется с соблюдением определенных требований. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Закон закрепляет гарантии тайны голосования. Заполненные  избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной  комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения  для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Вместо голосования  с использованием бюллетеней может  проводиться электронное голосование. Порядок такого голосования и  подсчета голосов устанавливается  Центральной избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей  осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей  участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.

В целях исключения возможности  фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей  начинается сразу после окончания  времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной  комиссии, а также наблюдатели, избирательные  объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей  участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, данные всех таких протоколов суммируются вышестоящей комиссией. На основании этих данных определяются итоги голосования и результаты выборов в соответствующих комиссиях.

Выборы признаются соответствующей  избирательной комиссией несостоявшимися  в случае, если:

1) голосование проводилось  по одной кандидатуре, но за  нее проголосовало менее 50% избирателей;

2) менее чем два списка  кандидатов при голосовании за  списки кандидатов получили согласно  закону право принять участие  в распределении депутатских  мандатов;

3) за списки кандидатов, получивших согласно соответствующему  закону право принять участие  в распределении депутатских  мандатов, было подано в сумме  50% или менее голосов избирателей,  принявших участие в голосовании  по единому избирательному округу;

4) все кандидаты выбыли  при проведении повторного голосования;

5) если законом предусмотрено  повторное голосование, а в  бюллетень на общих выборах  были включены два кандидата  и ни один не получил необходимое  число голосов избирателей.

Соответствующая избирательная  комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта РФ, местного референдума недействительными:

1) если допущенные при  проведении голосования или установлении  итогов голосования нарушения  не позволяют с достоверностью  установить результаты волеизъявления  избирателей, участников референдума;

2) если они признаны  недействительными на части избирательных  участков, списки избирателей на  которых включают не менее  чем одну четвертую часть общего  числа избирателей избирательного  округа;

3) по решению суда.

Вся документация избирательных  комиссий всех уровней, включая избирательные  бюллетени, подлежит хранению в течение  сроков, установленных законодательством. Сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий – менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому  избирательному участку, результаты выборов  по избирательному округу должны предоставляться  для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю  средств массовой информации.

Законом регулируется также  порядок проведения повторных и  дополнительных выборов, повторное  голосование. Повторные выборы проводятся, если выборы признаны несостоявшимися  или недействительными, а также  в случае выбытия кандидатов, не избранных на общих выборах. Дополнительные выборы назначаются в округе при  досрочном прекращении полномочий депутата, избранного в этом округе.

Ответственность за нарушение  избирательных прав граждан. Решения  и действия органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц, а также комиссий и их должностных  лиц, нарушающие избирательные права  граждан и право граждан на участие в референдуме, могут  быть обжалованы в суд. Суд может  отменить решение соответствующей  комиссии об итогах голосования, о результатах  выборов, референдума или иное решение  комиссии.

Решения и действия комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан  и право граждан на участие  в референдуме, могут быть также обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию. Законом установлена ответственность лиц, осуществляющих фальсификацию итогов голосования, а также лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным.

Ответственности подлежат также  лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие  иные действия, порочащие честь и  достоинство кандидатов, а равно  лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования  либо препятствующие работе избирательных  комиссий или голосованию на избирательных  участках и др. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, как и фальсификация избирательных  документов или неправильный подсчет голосов, карается Уголовным кодексом РФ (ст. 141 и 142). Кодекс РФ об административных правонарушениях установил наказание штрафами различных размеров за разные виды нарушений при проведении выборов и референдумов. 

2.3 Ответственность  за нарушение избирательных прав  граждан 

Анализ федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов  о выборах, принимаемых в Российской Федерации, свидетельствует о том, что они не только закрепляют права  избирателей, обеспечивающие свободное  волеизъявление граждан на выборах, но и определяют основные гарантии реализации этих прав, выражающиеся в  правовом, организационном, информационном и ином их обеспечении.

Среди этих гарантий важнейшее  место занимает право избирателей  на обжалование нарушений их прав и установление государством ответственности  за нарушение избирательных прав.

В Федеральном законе «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» установлено (ст. 63), что избиратели вправе обращаться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных  лиц обжалуются в Верховный Суд  Российской Федерации, решения и  действия (бездействие) избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных  лиц этих избирательных комиссий – в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий – в  районные суды. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных  лиц, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы избирателями в вышестоящую избирательную  комиссию (соответственно уровню проводимых выборов).

В случае если вышестоящая  избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной  комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права  граждан, могут быть обжалованы в  избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или  ее должностного лица, нарушающие избирательные  права граждан, – в Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации.

Вышестоящая избирательная  комиссия, Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации, избирательная  комиссия субъекта Российской Федерации  вправе принять решение по существу жалобы. Предварительное обращение  в эти комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

В случае принятия жалобы к  рассмотрению судом и обращения  избирателя с аналогичной жалобой  в избирательную комиссию она  приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения  суда. Суд извещает избирательную  комиссию о поступившей жалобе.

Решения по жалобам, поступившим  в ходе избирательной кампании, принимаются  в пятидневный срок, но не позднее  дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в  день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют  дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем  в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» предусматривает  ответственность за нарушение прав избирателей (ст. 65).

Согласно этой статье лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению избирателем  права избирать и быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях  избрания; принуждающие избирателей  или препятствующие им ставить подписи  в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а  также участвующие в подделке данных подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов; нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования; нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам; препятствующие или противодействующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей; препятствующие голосованию на избирательных участках; нарушающие тайну голосования; принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; нарушающие права избирателей на ознакомление со списком избирателей; выдающие избирателям избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, – несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Избирательной системы в России