Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:36, курсовая работа
Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы в России. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как основы избирательного права, понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ. Также я рассмотрю избирательный процесс и такие его аспекты, как содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Введение
1. Избирательный процесс
2. Содержание и значение принципов выборов
3. Основные этапы подготовки и проведения выборов
4. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Заключение
Библиографический список
Центральная избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, а также референдумов в Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ – четыре года.
Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых фракциями и депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.
Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия, в частности:
• осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
• организует разработку нормативов технологического оборудования для участковых комиссий (кабины и ящики для голосования) и осуществляет контроль за их соблюдением;
• осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдума, установления результатов выборов и референдумов в Российской Федерации;
• распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;
• оказывает правовую, методическую,
организационно-техническую
Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она также дает заключения о соответствии законов субъектов РФ федеральным законам, регулирующим избирательные права.
Выдвижение и регистрация
кандидатов. Право выдвижения кандидатов
(списков кандидатов) принадлежит
избирательным объединениям, а также
лицам в порядке самовыдвижения
с последующим сбором подписей в
поддержку или внесением
Решения о выдвижении кандидатов
от избирательных объединений
Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера, занимаемая должность, сведения о судимостях, гражданство, образование, основное место работы, сведения о размерах и источниках доходов, об имуществе, вкладах в банках и др. и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Порядок сбора подписей и их проверки регулируется законом.
Федеральным законом предусмотрено,
что по усмотрению кандидата, избирательного
объединения регистрация
В определении от 10 июля 2004 г. Конституционный Суд РФ по жалобе В.И. Агейченкова, получившего на выборах менее 5% голосов, определил, что залог не возвращается даже в том случае, если выборы признаются несостоявшимися. Суд указал, что предусмотренный федеральным законом порядок внесения и возврата избирательного залога, как и порядок, касающийся сбора подписей избирателей, направлен на исключение из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Установление избирательного залога предоставляет дополнительную возможность для лица зарегистрироваться в качестве кандидата, не собирая подписи избирателей в свою поддержку и облегчая тем самым процесс регистрации. Это условие в равной мере распространяется на всех кандидатов, оно известно заранее; внесение избирательного залога происходит исключительно на добровольной основе по инициативе самого кандидата; только от кандидата зависит, вносить ли избирательный залог, соглашаясь с указанным законом условием, или зарегистрироваться на основе сбора подписей избирателей. Избрав вариант внесения избирательного залога, кандидат осознанно берет на себя риск, не получив установленного числа голосов избирателей, потерять внесенный залог. Следовательно, невозврат избирательного залога в случае признания выборов несостоявшимися не нарушает конституционные права заявителя.
Выдвинутые кандидаты, списки подлежат регистрации избирательной комиссией. Основания для отказа в регистрации установлены в законе. Такие решения могут быть отменены судом.
Решением суда регистрация
может быть отменена в определенных
случаях (использование денежных средств
помимо избирательного фонда, использование
служебного положения, подкуп избирателей,
призывы экстремистского
РФ и местного самоуправления. Кассационные жалобы на решения судов о регистрации рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, а регистрация может быть отменена не позднее, чем за два дня до дня голосования.
Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах.
Во время проведения выборов
кандидаты не могут быть по инициативе
администрации (работодателя) уволены
с работы или без их согласия переведены
на другую работу. Время участия
кандидата в выборах
Кандидат после регистрации
не может быть привлечен без согласия
прокурора (соответственно уровню выборов)
к уголовной ответственности, арестован
или подвергнут мерам административного
наказания, налагаемым в судебном порядке.
При даче согласия прокурор обязан
известить избирательную
Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Она начинается за 28 дней до дня голосования, а прекращается за один день до этого дня.
Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к СМИ.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Но в предвыборной агитации не могут участвовать, например, члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, представители СМИ (Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 октября 2003 г. указал, что это не лишает журналистов права распространять информацию о кандидатах).
Рассматривая взаимосвязь свободных выборов со свободой слова, Конституционный Суд РФ (постановление от 14 ноября 2005 г.) указал, что, поскольку выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений, законодатель, обеспечивая указанные права, обязан соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей – права на свободные выборы и свободы слова и информации, не допуская при этом неравенства и несоразмерных ограничений.
Этому корреспондируют и правовые позиции Европейского Суда по правам человека, сформулированные им в ряде решений, посвященных распространению информации в период избирательной кампании.
Кандидат, избирательное
объединение имеют право на бесплатное
предоставление им эфирного времени
по каналам государственных и
муниципальных
Кроме того, кандидаты имеют
право на основании заключенного
с государственной
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы экстремистского характера, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
В течение пяти дней до дня
выборов, включая день голосования,
опубликование результатов
Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.
Кандидаты обязаны создавать
собственные избирательные
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
• собственных средств кандидата или избирательного объединения;
• средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
• добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Запрещается вносить пожертвования
в избирательные фонды
• иностранным государствам и иностранным организациям;
• иностранным гражданам, за исключением случаев, когда они, согласно закону, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
• лицам без гражданства;
• гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет;
• российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов;
• международным организациям и международным общественным движениям;
• органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
• государственным и
• юридическим лицам, в
уставном (складочном) капитале которых
доля России, субъектов РФ и муниципальных
образований превышает 30% на день официального
опубликования решения о
• воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
• благотворительным и религиозным организациям;
• анонимным жертвователям;