Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование феномена интеграции, его форм на постсоветском пространстве, и участия в них России, как крупнейшего и наиболее влиятельного геополитического субъекта региона.
Актуальность исследования обусловлена, сложившимися в мире, политическими и экономическими реалиями, которые указывают на необходимость создания мощного геостратегического поля на постсоветском пространстве, которое в трансформирующемся мире должно гарантировать полноценное, безопасное развитие общества и каждого его индивида.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие и сущность теории интеграции 4
1.2. Характерные особенности интеграционных теорий в подходах разных научных школ 8
Глава 2. ИНТЕГРАЦИННЫЕ ОБЪЕДИЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 14
2.1. Общие характеристики постсоветского пространства 14
2.2. Механизмы политической интеграции на постсоветском пространстве 16
2.3. Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве 24
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 31
3.1. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991-2000 г.г.) 31
3.2. Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионах бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000-2010 г.г.) 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Повышение влияния ОДКБ в постсоветском регионе и в целом как субъекта международных отношений в определенной степени ограничивается тем, что другие региональные организации на евразийском пространстве, имеющие большую общую зону ответственности, решают ряд схожих задач. В первую очередь это такие организации, как ОБСЕ, ШОС, СНГ и ЕврАзЭС. Данное положение дел создает необходимость координации усилий всех этих организаций в целях исключения дублирования функций и ненужного соперничества.
В целом перспективы ОДКБ будут определяться общей расстановкой сил в мире и ролью в нем России. По мнению авторитетного исследователя интеграционных процессов на постсоветском пространстве С. Жильцова: «расширение функций ОДКБ – это процесс затратный, требующий значительных финансовых вложений, не менее половины которых придется на Россию».22
2.3.
Механизмы экономической
интеграции
на постсоветском пространстве
Международные интеграционные процессы в экономике все меньше определяются исключительно торговыми связями. На первые роли выходит долгосрочное сотрудничество отдельных фирм, часто входящих в систему той или иной ТНК. Как уже упоминалось в первой главе, экономическая интеграция протекает на двух уровнях. С одной стороны происходит глобализация экономической деятельности, с другой стороны наиболее действенной остается форма региональной кооперации.
Две
эти тенденции отчетливо
С другой стороны, географическая близость,
наличие не до конца разрушенных хозяйственных
связей бывшей единой страны по-прежнему
подталкивает бывших членов Советского
Союза к сотрудничеству.
Страны
постсоветского региона, зажатые между
мощнейшим игроком ЕС и стремительно развивающимся
Китаем, с экономической точки зрения,
находятся в неблагоприятной среде. По
отдельности ни одна из стран не способна
составить серьезную конкуренцию названным
выше субъектам. Поэтому экономическая
интеграция стран видится объективно
необходимой
и взаимовыгодной для каждого из ее участников.
Вместо того чтобы тратить большое количество
финансовых и прочих ресурсов в конкурентной,
но бессмысленной, в макроэкономическом
плане, борьбе между собой, необходимо
объединить усилия и выступить единым
полюсом влияния в глобальной экономике.
На постсоветском пространстве можно выделить три наиболее мощных формы экономической интеграции с участием России: ЕвразЭС, Таможенный Союз и ЕЭП.
Учреждение
ЕврАзЭС – качественно новый
виток интеграционного
К пяти странам, образовавшим ЕврАзЭс, в январе 2006 года присоединился Узбекистан. Еще три бывших советских республики: Украина, Молдавия и Армения имеют статус наблюдателей при Сообществе. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
Договор об Учреждении ЕврАзЭС установил следующие задачи организации:
-
завершение оформления в
- обеспечение свободы движения капитала;
-
формирование общего
-
согласование принципов и
в рамках ЕврАзЭС;
-
установление общих правил
-
создание общей
- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
-
создание равных условий для
производственной и
-
формирование общего рынка
-
формирование общего
-
создание равных условий для
доступа иностранных
-
предоставление гражданам
-
сближение и гармонизация
-
обеспечение взаимодействия
Высшим органом Сообщества является Межгосударственный совет, состоящий из глав государств и глав правительств государств-участников.
Постоянно действующий исполнительный орган ЕврАзЭС – Интеграционный комитет. Он обеспечивает взаимодействие органов ЕврАзЭС, контролирует реализацию решений, принятых Межгосударственным советом, подготавливает бюджет Сообщества и контролирует его исполнение.
Процесс развития Сообщества за 10 лет постоянно сталкивался с препятствиями и трудностями, впрочем, как и большинство интеграционных объединений в постсоветском пространстве. Результат этих столкновений проявляется в невыполнении некоторых ключевых решений в области таможенной и тарифной политики.
Однако, несмотря на все негативные тенденции, в сумме они не превосходят положительный потенциал Сообщества. По мнению исследователей, ЕврАзЭС имеет все шансы стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве при том, что уже сейчас по своей эффективности эта организация превосходит все прочие интеграционные объединения в регионе.
На саммите стран в Астане в 2004 году был определен список первоочередных к подписанию документов. Однако с самого начала Украинская сторона заняла конфронтационную позицию, отказавшись подписывать ряд документов. С приходом к власти на Украине президента Виктора Ющенко, процесс участия Украины в образовании ЕЭП стал все больше тормозиться.
Окончательно ЕЭП было сформировано 9 декабря 2010 года Беларусью, Россией и Казахстаном, подписавшими все 17 базовых документов. Украина, согласившаяся подписать лишь 15 документов, автоматически осталась за бортом проекта.
Базовым программным документом ЕЭП является Концепция Единого Экономического Пространства. В соответствии с ней, под единым экономическим пространством понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В рамках этого пространства проводится единая и согласованная внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.24
Целью существования ЕЭП Концепция установила создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников.
Подписание Соглашения фактически провозглашает принцип многоуровневой интеграции, поскольку каждая страна может самостоятельно определять степень своего участия в ЕЭП.
Руководящие органы ЕЭП – это Совет глав государств (СГГ) и Комиссия ЕЭП, которая является единым регулирующим органом. До момента формирования Комиссии, основным рабочим органом являлась Группа высокого уровня, готовившая документы к заседаниям СГГ.
На пути своего формирования встретив проблему, связанную с позицией Украины, ЕЭП оказался в своеобразном тупике, который предопределил фактическое исключение из списка целей объединения организацию региональной интеграции.
Бывший вице-премьер В.Б. Христенко описал формирование ЕЭП как «последний шанс выйти замуж».25
Для выхода из сложившейся ситуации реализуется вариант единого экономического пространства в формате трех стран (России, Беларуси и Казахстана) с последующим их присоединением к ЕврАзЭС на правовой базе ЕЭП.
Новый договор о Таможенном союзе был заключен между Россией, Беларусью и Казахстаном. Он предполагает создание единого таможенного пространства трех стран-участниц соглашения. Поскольку Таможенный Союз одна из наиболее узких форм экономической интеграции, не составляет труда посчитать возможные выгоды для участников. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.
Основным
документом, регулирующим совместную
таможенную политику стран-участниц, является
Таможенный кодекс трех стран. Он вступил
в силу 1 июля 2010 года и стал применяться
в отношениях между Россией
и Казахстаном, а с 6 июля в отношениях
между Россией, Казахстаном и Беларусью.
Несмотря
на то, что формирование единой таможенной
территории высшими органами Таможенного
Союза (Межгосударственный совет на уровне
глав государств и глав правительств)
не завершено, Союз вступил
в действие в июле 2010 года.
Значительный рубеж, преодоленный 1 апреля 2011 года на пути к интеграции в рамках Таможенного Союза – это отмена транспортного контроля на границе России и Беларуси. Теперь он вынесен за внешний контур границ ТС.
Подводя
итоги описания механизмов экономической
интеграции на постсоветском пространстве,
следует отметить следующее. В отличие
от политических форм интеграции, которые
больше подвержены субъективным факторам,
препятствующим их реализации, экономические
формы более последовательны и однонаправленные.
Более узкие формы, такие как ЕЭП
и Таможенный Союз не существуют отдельно,
а начинают вписываться
в общую логику экономической интеграции
в рамках ЕврАзЭС. Однако, слабое влияние
субъективных факторов не отменяет влияние
объективных негативных тенденций. В рамках
экономического сотрудничества необходимо
разработать эффективную форму кооперации
систем национальных хозяйств стран-участниц
согласно логике мирового и регионального
разделения труда. Данная мера значительно
повысит продуктивность функционирования
интеграционного объединения, позволит
приложить коллективные усилия не только
к разумному регулированию внешнеторговых
связей на мировом рынке, но и к созданию
и продвижению принципиально новых товаров
и технологий.