Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 20:34, контрольная работа

Описание

Задание: используя текст Конституции РФ, определите основные характеристики политической системы Российской Федерации.


Политический режим – демократический
Тип государства – правовое государство; социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Форма государства – федеративное государство
Изобразите схему политической системы РФ

Работа состоит из  1 файл

политика и общества.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)
 

      Задание: используя текст Конституции  РФ, определите основные характеристики политической системы Российской Федерации. 

    1. Политический  режим – демократический
    2. Тип государства – правовое государство; социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
    3. Форма государства – федеративное государство
    4. Изобразите схему политической системы РФ

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    

(Президент РФ+Федеральное Собрание)        ( Правительство РФ)           (суды РФ) 

    Совет Федерации     Государственная Дума 
     

    1. Разделение  властей, система противовесов между властями
 

     Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной  власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан  только в 1990 г. в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

     Смысл разделения властей состоит в  относительной самостоятельности  и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица  или какого-либо органа, группы органов;  2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;  3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

     В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно  уравновешивая друг друга, как механизм  сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

     В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов,  действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

     Президент РФ может воздействовать на законодательную  власть с помощью:  а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу;  б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон  (ст. ст. 104, 107);  права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

     Судебная  власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых  Верховным Судом РФ, системой экономических  судов во главе с Высшим арбитражным  судом РФ, Конституционным судом  РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).

     Принцип разделения властей, закрепленный в  ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8рпи определении статуса Президента, Федерального собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность  и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).  

    1. Чем обеспечивается легитимность политической власти
 

    Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание. Легитимная власть – это такая власть, которой  доверяют, которую признают правомерной  граждане данного государства, по крайней  мере, их большинство. Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

     За  последние двадцать лет произошел  переход системы власти в России от советского состояния «мыслить от имени народа и для народа»  к состоянию «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции». То есть власть становится самостоятельным актором, а народ перестает быть единым социальным субъектом и преобразуется в гражданское общество. Важным фактором легитимности явилось признание «мировым сообществом», «цивилизованными странами» того порядка, который создавался в постсоветской России. Этот порядок отличался распространением либеральных ценностей и рыночной экономики. Поддержка западными странами такого курса воспринималось большинством населения как необходимое условие дальнейшего успешного развития.

      В современной России существует потребность  в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой.

      В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена благодаря легальному способу формирования властных институтов. Таковыми стали президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999 и 2003 гг., в ходе которых в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранении должности Президента многим россиянам видится гарантия успешной реформации России. Государственная власть, нашедшая поддержку у населения страны, имеет шанс быть эффективной в своей политической, экономической и социальной деятельности, поскольку она пользуется поддержкой, авторитетом и не встречает противодействия в своем функционировании.

      Другое  направление легитимации связано  не столько с постановкой и обоснованием «великих целей», сколько с поиском эффективных способов решения насущных проблем российского общества. Предпринятые политической властью меры, связанные с реализацией национальных проектов, преодолением бедности, борьбой с коррупцией чиновников, повышением эффективности работы государственного аппарата, способствуют восстановлению ее легитимности. Но так как подобные инициативы исходят, как правило, от Президента, рейтинг доверия населения у которого стабильно высокий, то уровень легитимности других ветвей власти невысок.

      Легитимность  судебной ветви власти является низкой по причине ее ангажированности, подверженности коррупции, вследствие чего надежды граждан на справедливое правосудие невелики.

      Легитимность  политической власти в современной  России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с  личностью президента, установлением  политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.

      Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для  признания со стороны граждан России права власти руководить государством.

      Статьи, обеспечивающие легитимность политической власти в РФ:

      • Ст. 2
      • Ст. 3 ч. 3
      • Ст. 7
      • Ст. 8 ч. 1
      • Ст. 13 ч. 2
      • Ст. 14 ч.1
      • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
 
 
    1. Какие возможности превращения государства в правовое предусмотрены в Конституции РФ
 

    Каждый  гражданин Российской Федерации  обладает на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (п.2,ст.6).

    Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократичных законов и равенства всех перед законом.

    В правовом государстве правосудие должно обеспечивать надежную защиту прав личности, такие отношения между личностью и государством, которые строятся на взаимной ответственности сторон. Государство определяется как официальный представитель общества, правовое государство - инструмент для эффективной реализации интересов личности. Безопасность государства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности. Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

  Важно отметить, что Конституция  признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

       Вместе  с тем,   осуществление прав и свобод индивида  должно быть основано на принципе уважения  чужих  прав и свобод  - это декларируется  в ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции  РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. 

    1. Пути формирования российского гражданского общества, предусматриваемые Конституцией
 

      Закон Российской Федерации " О гражданстве  Российской Федерации" определяет гражданство  как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся  в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

      Гражданство является правовым состоянием, ибо  совокупность лиц, проживающих на территории государства,  образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом  оформлении отношений гражданства.

             Конституция Российской Федерации  и Закон о гражданстве Российской  Федерации установили общие основы  отношений гражданства:

             1 Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно  проживающие на территории республики  составе Российской Федерации,  являются одновременно гражданами  этой республики. Этот принцип  очень важен для федеративного  государства, для сохранения его целостности.

              2 Гражданство РФ является равным  независимо от оснований и  время его приобретения.

             3 Гражданство РФ имеет открытый  и свободный характер. Каждый  человек вправе приобрести российское  гражданство или изменить его.

             4 Гражданин России не может  быть лишен своего гражданства.  Это совершенно новый для нашей  страны принцип, т.к. ранее законодательство  прежних, советских времен закрепляло  такую форму утраты гражданства.

             5 Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"