Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 20:34, контрольная работа
Задание: используя текст Конституции РФ, определите основные характеристики политической системы Российской Федерации.
Политический режим – демократический
Тип государства – правовое государство; социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Форма государства – федеративное государство
Изобразите схему политической системы РФ
Авторитаризм – политический режим, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов. Ограничение деятельности оппозиции и сведение к минимуму роли общественных организаций, союзов, ассоциаций, сохранение автономии личности в неполитической сфере.
Рассматривая государственное
Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.
Характерным признаком демократического режима в России, может служить то обстоятельство, что в России сложился конституционный строй – такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – являются основной обязанностью государства (по крайней мере так декларируется, но об этом позже)
Если обратится к конституции Российской Федерации, то в преамбуле и главе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить на несколько групп:
Статья 1 (часть 1) «Российская федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Статья 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Статья 3 (часть1) «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»
Статья 3 (часть 4) «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти присвоении властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Статья 4 (часть 1) « в Российской федерации признается идеологическое многообразие».
Статья
32 (часть1) «Граждане РФ имеют право
участвовать в управлении делами
государства как
(часть2) «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». (Часть4) «Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе». (Часть5) «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия».
Выше приведенные статьи конституции
являются гарантом обеспечения демократического
политического режима РФ.
Чтобы определить является ли РФ демократическим государством необходимо рассмотреть характерные для демократического режима черты и найти их отражение в конституции РФ.
Характерные черты демократического режима:
Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Статья 3 (часть1) «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»
К числу важнейших проявлений
демократизма относится
Анализируя
все выше сказанное, можно с уверенностью
сказать, что Российская Федерация
– государство с
Как
в Конституции представлены эти
признаки политической системы
РФ?
Федеративное устройство
России базируется на принципах, закрепленных
Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ
конституционного строя.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет:
Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.
Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.
Государственная целостность лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.