Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание

Рабоат содержит теоритическую часть,тест с ответами и реферат по дисциплине "Политология"

Содержание

Контрольные вопросы…………………..…………………………………..3-31
Итоговый тест……………………………………………………………….32-33
Реферат………………………………………………………………………34-48

Работа состоит из  1 файл

история отечества.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Контрольные вопросы…………………..…………………………………..3-31

Итоговый тест……………………………………………………………….32-33

Реферат………………………………………………………………………34-48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

Вариант № 4

 

1. Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX - начале XX века.

 

 Вступление российской  экономики в XX столетие было  отмечено началом серьезного  кризиса 1900—1903 гг. Экономический  застой продолжался до 1909 г., когда  он сменился новым подъемом. Неверно  считать кризис начала века доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.

Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем  развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60—70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны  Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, — Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910). Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

    Россия вошла  в пятерку наиболее развитых  промышленных стран. Она встала  на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:  приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы; огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности; в финансировании промышленного роста заметную — но не решающую — роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.

    Высокие количественные  показатели (темпы роста, уровень  концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими  качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.

   Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным.

    К началу  века модернизация практически  не затронула политическую сферу.  В системе центральных органов  власти никаких изменений не  произошло (Государственный совет,  Сенат, Синод, Комитет министров  и Совет министров, министерства, губернаторы на местах). Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», — обещал он в начале царствования.

 

2.  Переломный  период истории России (80 – 90 гг. XIX в.)

 

С середины 80-х гг. и  особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали  происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Вместе с тем политические события, проходившие в Советском Союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории.

К началу 80-х гг. Советский  Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Руководством страны на съездах КПСС неоднократно принимались решения, направленные на преодоление диктата ведомственной бюрократии, на развитие экономических методов хозяйствования, расширение самостоятельности предприятий. Однако эти решения оставались на бумаге. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно-технический процесс действовал вяло. По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Серьезные деформации накопились в планировании. Просчеты допускались в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности. Грубые просчеты были допущены в экономической политике.

Курс на повышение  доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг. возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

С 1961 по 1985 г. число депутатов  местных Советов — представителей рабочих увеличилась почти в 2 раза. Тот же процесс был характерен и для Верховных Советов союзных республик.

Представители трудящихся оказывали недостаточное воздействие  на выработку важнейших политических и государственных решений. Все  в большей степени они выступали  лишь в роли посредников, которые через наказы избирателей передавали волю населения исполнительному аппарату Советов. Действовал такой политический механизм, когда представители рабочего класса, крестьянство, интеллигенция собирались на сессии Советов лишь для того, чтобы в течение нескольких дней обсудить и утвердить решения, выработанные бюрократией исполнительных органов. Депутаты Советов оказывались лишенными самостоятельности в законодательной деятельности, влиянии на государственное законодательство, на проведение в жизнь принимаемых решений. Работа на сессиях во многом носила формальный характер. Правилом стало единогласное утверждение решений. Часто на сессии выносились заранее предрешенные или второстепенные вопросы. Действия исполнительных органов власти практически не контролировались выборными советскими организациями. Происходило усиление прерогатив исполнительных органов.

К началу 80-х гг. стало  ясно, что цели, поставленные Программой КПСС, принятой в 1961 г. на XX съезде, реализовать  в ближайшей исторической перспективе не удастся. Требовалась новая идейно-теоретическая платформа. Ее суть высказал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. На торжественном заседании в честь 50-летия Великого Октября он заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого социалистического общества. Концепция развернутого строительства коммунизма была заменена концепцией развитого социализма. В пропаганде этой концепции вплоть до середины 80-х гг. реальный социализм представлялся как высшее для данного времени достижение общественного прогресса.

Таким образом, к середине 80-х гг. несмотря на элементы некоторой  демократизации политической жизни  советского общества сохранялись и  даже усиливались многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-административной бюрократии. При этом отсутствовала реальная контрольная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Кроме того, они мало выражали реальные интересы тех групп трудящихся, от имени которых они выступали. Зависимой оставалась и судебная власть. КПСС стремительно теряла свою руководящую и организующую роль среди трудящихся. Она перестала быть авангардом советского общества.

В сложившихся условиях требовались перестройка и на ее основе создание качественно новой политической и общественно-экономической обстановки для значительного улучшения социальных условий жизни трудящихся. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный Президент СССР, начавший весной 1986 г. перестройку и стоявший у ее истоков и последующих событий, М.С. Горбачев в статье "Новая политика в новой России" отмечал: "Перестройка — не изобретение Горбачева. Это даже не изобретение группы лиц. Попытки реформировать страну предпринимались не раз после смерти Сталина. Первая, самая мужественная попытка, сопряженная с опасностью дважды или трижды быть свергнутым, была предпринята Хрущевым. Затем произошла стабилизация, но такая, за которой последовали консервация и возрождение, реанимация сталинских норм жизни, а кое в чем даже еще хуже.

 

3. Исторические  судьбы народов России. История  казахов России.

 

В средние века в составе  казахской народности сложились  три крупные этнические группы (жузы), каждая из которых была связана друг с другом общим языком, культурой и традициями, интересами кочевого, полукочевого и оседлого хозяйства и обособлена территориально.

Во время джунгарского нашествия на территорию этих жузов  в XVII-XIX вв. значительные массы казахского кочевого и оседлого населения, спасаясь от захватчиков, начали движение в глубь Сибири и в Поволжье, где в это время Российское государство создало протяженную линию военных укреплений для защиты своих восточных и юго-восточных рубежей. Комендантам этих укреплений по решению российских царей разрешалось впускать казахских беженцев внутрь крепостей, а также кочевать под прикрытием русских военных гарнизонов на близлежащих землях. Помимо этого периода для казахов определяющими явились также миграционные потоки обусловленные сложной внешнеполитической обстановкой и военными кампаниями Китайского государства эпохи династии Цин, а также Кокандского и Хивинского ханств в XVIII-XIX вв., Первой и Второй мировыми войнами, строительством социалистического государства в 1920-1980-е гг. и распадом СССР.

Многонациональная Россия традиционно представляла собой  конгломерат разных народов, культур  и вероисповеданий. Исторические судьбы этих народов оказались связанными с процессами становления российской государственности. При этом следует учитывать, что многие этносы и их территории, вошедшие в состав России, ранее входили в другие культурно-исторические общности, некоторые имели свою государственность или стремились ее создать.

Казахский этнос сформировался  в Центральной Азии в средние века с тремя формами организации хозяйства – кочевой, оседлой и полуоседлой. Центрально-азиатские народы и государства на протяжении многих веков претерпевали значительные изменения. Это относится и к казахам и к форме их государственной организации до и после присоединения к России, а также в период обретения независимости с распадом СССР.

С присоединением казахских жузов  к России, начавшегося в 1731 г. начались значительные миграционные перемещения  казахов по территории Российского  государства. Это было связано с участием казахов в торговле, строительстве городов, линий военных укреплений, проведением правительственных реформ в сфере управления новоприобретенными территориями.

Длительное сосуществование пестрого по этническому составу населения России привело к складыванию особой полиэтнической и многоконфессиональной российской евразийской цивилизации. Все народы российского государства вносили свой вклад в формирование и развитие этой самобытной цивилизации, включая и казахов.

Административные реформы 1820-1890-хх гг. признали за казахами статус полноправных граждан Российской империи. Они имели документы для беспрепятственного передвижения по всей территории империи и паспорта для выезда за границу. В частности, этим правом широко пользовалось казахские предприниматели, ремесленники, купечество, духовенство и интеллигенция для осуществления торговых и деловых операций, поездок в Мекку, учебы в зарубежных учебных центрах и т.д.

Особо следует отметить участие  казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева, когда вместе с войсками повстанцев они сражались под Пензой, Казанью, Саратовом, Астраханью, собирались идти к Москве. Не менее известным было участие казахов в русской регулярной армии, казачьих подразделениях и партизанских отрядах в период Отечественной войны 1812 г. Они участвовали в сражениях под Бородино, Смоленском, Москвой, Борисовым, а также в Европе – под Глогау, Лейпцигом и Парижем. Казахи проявили известное мужество и стойкость, за что были награждены российскими орденами и медалями, именным серебряным и золотым оружием, были удостоены воинскими званиями и чинами. Казахи проявили себя и на строительстве оборонительных сооружений входе Первой мировой войны.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"