Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:15, контрольная работа
Рабоат содержит теоритическую часть,тест с ответами и реферат по дисциплине "Политология"
Контрольные вопросы…………………..…………………………………..3-31
Итоговый тест……………………………………………………………….32-33
Реферат………………………………………………………………………34-48
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:
Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия.
Во-вторых, необходимо рассмотреть
характерные особенности
В силу чего данная работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.
1. Предпосылки
и особенности принятия
1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.
Необходимость принятия
новой Конституции была осознана
всеми
политическими силами еще в ходе принятия Декларации
о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г.
На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.
Однако два последующих Съезда
оказались не в состоянии принять
Конституцию вследствие острых противоречий
между законодательной и
исполнительной ветвями власти. Седьмой
съезд постановил вынести основные положения
проекта новой Конституции на всероссийский
референдум, но восьмой Съезд отменил
это решение.
Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной власти.
Обстановку развившегося
глубокого экономического кризиса
использовали левые силы, все решительнее
противодействуя реформам и с
этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действиями Президента.
Со своей стороны Президент все
решительнее ставил вопросы о необходимости
укрепления исполнительной
власти, подчас даже требуя пересмотра
некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной комиссии
постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям
идею парламентаризма, но,
игнорируя отсутствие для него условий
в современной России, авторы
проекта упорно утверждали ведущую роль
парламента в системе высших
органов государственной власти. Явно
в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся «контрольными
полномочиями», а также правом принимать
решения по основным направлениям внутренней
и внешней политики России. Верховный
Совет приобрел право не только принимать
федеральный бюджет, но и контролировать
его исполнение. Среди членов Правительства,
которые могли назначаться только президентом
исключительно с согласия Верховного
Совета, были не только Председатель и
его заместители, но также министры экономики,
финансов, внутренних дел, иностранных
дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента
под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять
Верховному Совету ежегодные доклады
об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении
федеральных программ.
Подчиненное Президенту Правительство
также обязывалось ежегодно
представлять отчет Верховному Совету.
Эти и ряд других положений
существенно ограничивали права Президента
и исполнительной власти,
закладывали своеобразную «мину» под
отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на
основе своего проекта,
оппозиционное большинство Верховного
Совета назначило для этого дату
созыва Съезда народных депутатов и начало
подготовку к его проведению. В
самом Верховном Совете откровенно поднимался
вопрос об отрешении
Президента от власти, что планировалось
осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту
и очевидный поворот к отказу
от проведения демократических реформ.
Оппозицию не остановило даже то,
что в ходе референдума, проведенного
25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в нем участие,
поддержали легитимность
Президента.
12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669
«О мерах по завершению подготовки новой
Конституции Российской Федерации», согласно
которому для завершения подготовки проекта
Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание.
Неделей позже (Указ от 20
мая 1993 г. № 718)
был определен состав Конституционного
совещания. Оно включало
представителей федеральных органов государственной
власти Российской
Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ,
краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга; местного самоуправления;
политических партий,
профсоюзных, молодежных, иных общественных
организаций, массовых
движений и религиозных концессий, товаропроизводителей
и
предпринимателей.
Предусматривалось, что в состав Конституционного
совещания также должны войти народные
депутаты РФ члены Конституционной комиссии
Съезда народных депутатов, Президента
и Правительства, Конституционного Суда,
Высшего арбитражного суда, Генеральной
прокуратуры РФ. Таким образом, Конституционное
совещание было задумано как широкий форум,
сочетающий представительство всех высших
органов государственной власти, а также
общественности. Он таким фактически и
получился, хотя ряд приглашенных членов
Конституционной комиссии, народных депутатов
а также политических партий участия в
его работе не приляли.
24 июня 1993г. Верховный Совет отказался
сотрудничать с Конституционным совещанием
под предлогом причастность к делам о
коррупции некоторых его координаторов
и участников.
Президент внес на обсуждение
Совещания свой проект Конституции, но призвал
участников к выработке компромиссного
текста на базе этого
проекта и проекта Конституционной комиссии.
Многие положения
президентского проекта были подвергнуты
критике участниками
Конституционного совещания. Например:
за то, что проект не содержал
характеристики Российского государства
как социального. В нем не был
выдержан принцип равноправия субъектов
Российской Федерации – в Совете
Федерации 50 % всех мест предполагалось
предоставить республикам и
национальным образованиям. Президент
по проекту обладал чрезмерными
правами по роспуску Государственной
Думы. Были и другие основания,
вызывавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.
Конституционное совещание
работало больше месяца. В его адрес
поступило более 50 тысяч замечаний и предложений.
В результате их обсуждения в первоначальный
проект было внесено свыше пятисот поправок,
около четырех десятков принципиально
новых норм – фактически все статьи. В
разработанной Совещанием проект вошли
многие статьи из проекта Конституционной
комиссии. 12 июля 1993 года проект был одобрен
Совещанием.
2. Структура
и основное содержание
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.
Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.
Преамбула констатирует,
прежде всего, что данная Конституция
принята многонациональным
В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:
1. утверждение прав и свобод человека,
2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,
4. возрождение суверенной государственности России,
5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
6. обеспечение благополучия и процветания России.
Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции1.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав: