Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание

Рабоат содержит теоритическую часть,тест с ответами и реферат по дисциплине "Политология"

Содержание

Контрольные вопросы…………………..…………………………………..3-31
Итоговый тест……………………………………………………………….32-33
Реферат………………………………………………………………………34-48

Работа состоит из  1 файл

история отечества.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

Второй раздел носит  название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы2.

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.

Одним из юридических  свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком  её принятия и изменения; 

2) приданием конституционным  предписаниям высшей юридической  силы;

3) созданием специального  органа охраны конституционной  законности (конституционным судопроизводством).3

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим  свойством конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного  действия. Стабильность проявляется  во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии  на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция является фундаментом  системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.4

Именно Конституция  определяет сам процесс правотворчества  – устанавливает, какие нормативные  акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции  обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения  её юридической силы не только с  федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Как одно из юридических  свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что  основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.5

Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке  реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство  уважения к конституции, необходимость  соблюдать ее нормы. Если у конституции  нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

Народность, эту черту конституций  связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более  конкретно, народность конституции  обусловливается следующими факторами.

Во-первых, именно сам  народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа.6 Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.

Во-вторых, народность конституций  выражается также и в том, что  народ может непосредственно  участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.7

При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.

Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).

Легитимность конституции проявляется  в том, что она принимается  либо законно избранным государственной  власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно  самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.

Заключение

 

Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются  как сильные, так и слабые стороны  самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

Как уже отмечалось, в  Конституции закрепляются конституционный  строй страны, основополагающие его  начала, которые в последующих  главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты  государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного  Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в  известной степени главу 1 можно  назвать конституцией в Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Правовые источники:

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 49.ст.4868
  3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.№ 10.ст. 1146

 

Учебники и  монографии:

 

  1. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002.
  2. Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г.  Конституционное право России. -  М.: Новый Юрист, 2000.
  3. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.
  4. Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. -  208 с.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2002.
  6. Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.
  8. Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002.
  9. Лекции по конституционному праву РФ. – М.: Изд-во Московской Государственной Юридической Академии, 1997.
  10. Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
  11. Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.
  12. Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003.
  13. Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

 

Статьи в  периодических изданиях:

 

  1. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.
  2. Гукасова Н.Ю. Государство и собственность: конституционная защита человека. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 1998. - № 2.
  3. Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России. // Правоведение. - 2000. - № 4.
  4. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2.с.
  5. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.
  6. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. - 1998. - № 4.
  7. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. – № 5
  8. Шабо Ж.Л. Конституция и конституционализм. Анализ понятий. // Полис. Политические исследования.. - 1998. - № 6.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"