Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:03, курс лекций

Описание

1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.
2. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политические идеи античности (Греция, Рим).
4. Политическая мысль Средневековья.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
6. Политико-правовая традиция США.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
8.) Политические концепции Новейшего времени.

Работа состоит из  1 файл

Политология 1-5.docx

— 67.29 Кб (Скачать документ)

Государство, по Ф. Аквинскому, — результат божественного творения. Первичным источником власти, которая  позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все  человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Верховная  власть принадлежит церкви. Фома Аквинский  допускал возможность сопротивления  государственной власти вплоть до восстания. Но это, по его мнению, позволительно  только в том случае, когда государственная  власть действует в богопротивных  интересах. В борьбе церковной и  светской власти за влияние и господство он был на стороне церкви. За свои труды по реализации интересов католической церкви Фома Аквннский был причислен  к лику святых. Его учение (томизм) в 1879 году было объявлено «единственно истинной» философией католицизма. Оно очень влиятельно во многих странах  Европы и в настоящее время.

 

5. Политические  идеи эпохи Возрождения и Нового  времени.

Поворотным пунктом в  развитии политической мысли стала  эпоха Возрождения. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI века характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни.

Особенно интенсивно в  это время развивались итальянские  города-государства. Это закономерно  обусловило то, что наиболее крупные  политические мыслители в это  время проявили себя именно здесь. Они  рассматривали политическую жизнь  с земных, практических позиций. Основное внимание мыслители этого времени уделили проблеме человека, его свободе. Например, Леонардо Бруни (1370—1441) сделал вывод о том, что свобода воли возможна только при республиканской форме правления. Идеалы республиканской формы организации общественной жизни отстаивали и другие мыслители.

Основателем новой науки  о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николло  Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».

Н. Макиавелли отказался  от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего  божественного института, дарованного  богом. Он рассматривал политическую жизнь  с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют  в других сферах жизни общества.

Макиавелли прекрасно  понимал суть политики, ее жесткие, а порой и жестокие законы. Политика часто вынуждена идти на нарушение  нравственных норм. В трактате «Государь» Макиавелли обосновал целесообразность политического принципа: «цель оправдывает  средства». Сформулировав это положение, он дал возможность вольного толкования соотношения целей и средств  политического действия. В последующем  политика, пренебрегающая законами морали, имеющая целью достижение личной выгоды лицами и группами, обладающими  властью, получила название «макиавеллизма».

Будучи по своим убеждениям республиканцем, Макиавелли, однако, объективно оценивая обстановку в современной  ему Италии, выступал за сильную  монархическую власть. Наблюдая политическую жизнь своей страны, он видел, что  время для республики еще не наступило. Сначала нужно было собрать территорию в единое государство. С этой задачей, по его мнению, могла справиться только сильная монархическая власть; В последующем монархия должна уступить место республике.

Н. Макиавелли ввел в науку  понимание государства как общего политического состояния общества.

Развитие политический мысли  в эпоху Возрождения не ограничилось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция  «государственного суверенитета»  французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596). Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре политических, дискуссий  и политической практики, он изложил  в трактате «Шесть книг о государстве».

Ж- Боден полагал, что государство  обладает специфическим признаком  — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми.

Боден отверг утверждение  о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет  право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден  видел единственную силу, которая  способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

Важную роль в освобождении политической мысли от средневековой схоластики сыграл нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466—1536). Он был убежденным противником завоевательных войн, защищал мирные отношения между народами.

В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими  необходимость возникновения и  утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые  отрицали этот строй. Эпоха Возрождения  — это время возникновения  утопического социализма, представителями  которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.

Идеолог народного течения  в немецкой Реформации Томас Мюнцер (1490—1525) в своих работах «Обоснованная  защитная речь», «Разоблачение ложной веры» и других проповедовал борьбу за общественный порядок без классовых  различий и частной собственности, действующий на основе «божественного права» и «общей пользы». Он выступал за переход государственной власти в руки трудового народа.

Мыслитель, политический деятель  Томас Мор (1477—1525) был лорд-канцлером  Англии. В 1516 году он издал труд «Золотая книга, столь же полезная, как и  забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове  Утопии». Эта книга впоследствии получила краткое название «Утопия» («место, которого нет»). Она обессмертила имя своего автора и дала название одному из направлений общественно-политической мысли — утопическому социализму.

В книге «Утопия» Т. Мор  описал бедствия народных масс; впервые  в истории показал, что причиной этих бедствий является частная собственность, которая, позволяя сосредотачивать  имущество в руках немногих, влечет за собой бедность и нищету всего  остального населения- Уничтожить бедствия людей, полагал он, можно только «совершенным уничтожением частной собственности».

За свои убеждения Томас  Мор был казнен королем. Политические идеи Т. Мора получили развитие в трудах Томмазо Кампанеллы (1568—1639) — итальянского философа, мужественного борца против средневековой схоластики и инквизиции, за освобождение своей Родины от испанского владычества. 27 лет Кампанелла провел в тюремном заключении.

Свои политические идеи с  наибольшей полнотой Т. Кампанелла изложил  в романе «Город солнца». В этом произведении он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца.

По мнению, Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо, придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.

Значительные достижения политической мыслью осуществлены в  Новое время — период утверждения  нового социально-экономического строя  — капитализма. В это время  появились теории «естественного права» и «общественного договора».

Видным представителем теории естественного права и общественного  договора явился голландский юрист, социолог и государственный деятель  Гуго Гроций (1583—1645). Его воззрения  получили отражение в ряде произведений, прежде всего, в главном труде «О праве войны и мира».

Гроций подразделил право  па «естественное» и «человеческое». Первое из них, по его мнению, вытекает из велений разума и природы человека и поэтому независимо от божьей воли. В ходе исполнения принципов естественного права (воздержание от захвата чужой собственности, соблюдение договоров и т. д.) возникло право «человеческое», которое привело людей к необходимости заключения договора. Результатом заключения договора между людьми явилось появление государства.

Значительный вклад в  развитие политологических знаний внес английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Свои политические идеи он изложил  в работах «О гражданине» и  «Левиафан, или Материя, форма и  власть государства церковного и гражданского».

Вслед за Макиавелли и Гроцием  Т. Гоббс сделал попытку показать государство не как божественное творение, а как результат жизнедеятельности  людей. По его мнению, в догосударственный  период люди жили в условиях, когда  существовала «война всех против всех». Это грозило им гибелью. Во избежание  этого люди создали государство, призванное обеспечить всеобщий мир  и безопасность. Объединившись в  государство, люди добровольно перенесли  свои права на государя и государственные  органы, которые выражая волю всех смогут заставить каждого не нарушать принятые решения, жить в мире.

Высшая государственная  власть, полагал философ, может быть представлена одним лицом, «собранием лиц», но она должна быть абсолютной, единой, неограниченной. Только такая  власть, по его мнению, может обеспечить стабильность общества, а вместе с  тем и условия для развития личности, которая может развиваться  только в сильном государстве, с  твердыми законами. При отсутствии такого государства люди, преследуя  свои эгоистические цели, могут уничтожить друг друга в войне всех против всех. Законом государства, по его  мнению, должна быть забота о благе парода.

Сторонником теории общественного  дог-вора был и нидерландский  философ Бенедикт Спиноза (1632—1677). В  своем главном труде «Этика»  он выводил общественные закономерности из неизменной природы человека и  обосновывал возможность гармонического сочетания частных интересов  людей с интересами всего общества.

Б Спиноза считал, что государство возникло на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его мнению, при демократической форме правления. Будучи сторонником сильной государственной власти, он вместе с тем полагал, что она не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей, не должна посягать на свободу их совести. Государство должно вести людей так, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они живут так по собственному желанию, по своему разумению.

 

6. Политико-правовая традиция США.

В XVIII в. резко обострились противоречия между Англией-метрополией и ее американскими колониями. Колониальная Америка начинает борьбу против Англии за свою независимость (1775–1783 гг.), в ходе которой возникает новое государство – Соединенные Штаты Америки (1776 г.).

Как отражение этой освободительной  борьбы в американской политической мысли складывается буржуазно-демократическое  направление, представленное Томасом  Пейном (1737–1809) и Томасом Джефферсоном (1743–1826).

Политические идеалы Т. Пейна  – буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное  право.

По мнению Т. Пейна, все  люди рождаются равными, обладают одинаковыми  и неотчуждаемыми естественными  правами (правом на счастье, свободу  совести, слова). Он считал естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских  прав, возникающих из необходимости  жить в обществе. Американский просветитель четко разделяет общество и государство. Первое – это защитник, второе –  каратель. Если бы люди руководствовались  в своей жизни принципами нравственности или если бы веления совести были ясными, определенными и беспрекословно исполнялись, то люди не нуждались бы ни в каком законодателе.

Наилучшая форма представленной власти, по мнению Т. Пейна, – это та, которая позволяет охранять гражданские права и безопасность с наименьшими затратами и наибольшей пользой. Так как все люди равны от природы, то человеческому обществу более всего соответствует республика.

Идеи Т. Пейна сыграли  большую роль в подготовке Декларации независимости и Конституции  США. Автором же проекта Декларации является Т. Джефферсон.

Он был горячим сторонником  идеи народного суверенитета. Его  идеалом было свободное развитие мелкособственнического трудового  фермерского хозяйства в условиях демократической республики, которую  он считал панацеей от всех социальных противоречий и бедствий.

Правительство, по мнению Т. Джефферсона, создается людьми для  охраны естественных прав человека, и  власть правительства проистекает  из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного  суверенитета, Т. Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения  власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму  правления (существующее правительство), что долгом и правом людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Таким образом, он обосновывает право народа на революцию. Поэтому  верховная власть в государстве  должна принадлежать самому народу.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"