Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:03, курс лекций
1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.
2. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политические идеи античности (Греция, Рим).
4. Политическая мысль Средневековья.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
6. Политико-правовая традиция США.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
8.) Политические концепции Новейшего времени.
Идеи Парето и Моски оказали значительное влияние на Р. Михельса. В основной своей работе «Социология политической партии в условиях современной демократии» он выдвинул «железный закон олигархических тенденций» в буржуазной демократии. Суть этого закона, по его мнению, состоит в том, что деятельность демократии строго ограничивается необходимостью существования организации, опирающейся на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически невозможно» и приведет к гибели демократии.
В различных интерпретациях теории элит пропагандируются и в настоящее время.
До настоящего времени
в тех или иных интерпретациях
сохраняется получившая широкое
распространение в странах
Разработчики концепции
деидеологизации утверждали, что
наступил «конец идеологии». Этот вывод
они аргументировали по-
Однако уже в 70-е годы
Д. Белл, а затем и другие авторы
концепции деидеологизации
С 20—30-х годов 20го столетия
специфической течение в
Возникновение технократического направления в политической мысли многие исследователи связывают с именем американского ученого Т. Веблена (1857—1929), который в 20-х годах в книге «Инженеры и система цеп» предлагал передать политическую власть техническим специалистам.
В 40—50-х годах 20го столетия
появились концепции, в которых
речь уже шла не о необходимости
передачи власти «техникам», а о
превращении технократии в
Вместе с указанными политическими концепциями в XX веке довольно широкое распространение получили теория «государства всеобщего благоденствия», концепция «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма» и т. д.
По мнению авторов теории
«государства всеобщего благоденствия»,
утверждение смешанной
Теории «политического плюрализма» утверждают, что в демократическим обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой являются результатом взаимодействия различных социальных групп.
9.) Российская политическая традиция
Все народы в мире имеют свои уникальные традиции (от лат. traditio - передача), в том числе и традиции политические, которые передаются из поколения в поколения. Эти традиции, составляя сущность нации, государства, имеют серьезную и прочную историческую основу. Российским политическим традициям более тысячи лет. Но это не значит, что они оставались неизменными, они менялись вместе с Российским государством, хотя отдельные основополагающие элементы сохранялись.
Политические идеи в Русском государстве берут свое начало в период существования Древнерусского государства, которое возникло в IX в. Политическая система в этот период была достаточно примитивной. Главой государства был Великий князь Киевский. Однако его власть была не абсолютной. Все земли считались собственностью рода Рюриковичей, а не лично князя Киевского. Кроме того, сохранялся элемент первобытности: родоплеменная знать (старцы градские) имела реальную власть на местах. Древнерусское государство, в целом, в политическом плане не отличалось от большинства европейских государств того времени.
После принятия христианства в форме православия в 988 г. Русь в политическом и культурном плане стала ориентироваться на Византию с ее политическими традициями сильной единоличной власти монарха, который фактически был главой Православной церкви. Тем не менее, древние традиции самоуправления и демократии не исчезли. Особенно сильными эти элементы были на Русском Севере. Вечевые республики в Новгороде, Пскове и Вятке просуществовали вплоть до XV в. Княжеская власть здесь не стала абсолютной. Даже с ликвидацией независимости этих территорий, земские органы сохранились. Население этих территорий не знало крепостного права и помещиков.
Можно сказать, что еще в период существования Киевской Руси складываются две политические стратегии развития российской государственности: либерализм (от лат. liberalis - свободный), с его идеями экономической и личной свободы, и этатизм (франц. etatisme, от etat - государство), провозглашающий верховенство государства над всеми сторонами жизни, в том числе над человеком.
Включение Русских княжеств в состав Монголо-татарской империи в XIII в. оказало огромное влияние на их политическое развитие. Русские князья вынуждены были воспринимать восточные властные традиции и политическую культуру. Происходит отдаление России от Европы, где в это время растет самоуправление городов, независимость рыцарства от короля. После падения монголо-татарского ига отдаление только усилилось. На рубеже XV-XVI вв. происходило укрепление и усиление власти монарха в России, отход от демократических традиций к авторитарным. Вектор развития российской государственности определила политическая концепция «Москва – III Рим», созданная монахом Филофеем. Согласно этой теории Россия становилась последней христианской страной в истории, а русский царь фактически отвечал за судьбу всего человечества. Мессианский статус Русского государства привел к тому, что русский народ стал считать себя богоизбранным народом.
В Московском царстве окончательно утвердился новый тип власти, характерный восточным государствам. Особенно популярно нынче говорить о патернализме власти, где правитель - отец подданных, которые не могут ему предъявить какие-либо требования. Правитель был ответственным только перед богом, а с людьми его связывали только обычаи, традиции.
Московские князья стали именоваться государями всея Руси и царями. Бояре стали присягать на верность великим князьям особыми клятвенными грамотами. При этом князья обладали правом налагать «опалы» на бояр, удалять их от своего двора, конфисковывать вотчины. В России власть и собственность становятся неразделимыми. Тот, кто имеет власть, получает и право распоряжаться имуществом.
Таким образом, власть монарха становится неограниченной, самодержавной. Власть персонифицируется в лице главы государства. Властитель России стал обладать не только политической, но и духовной, и культурной, и экономической властью. Царь, Император, Генеральный секретарь, Президент должен был заниматься всеми вопросами жизни государства, порой самыми незначительными. Чиновничество было вынуждено ждать сигнала сверху, что сформировало нерешительность, безынициативность в среде русской бюрократии. Эта традиция сохранилась до наших дней.
И тем не менее, даже в
авторитарном Московском царстве либеральная
тенденция и попытки
Петр Великий создал абсолютистское государство, опирающееся на полицию и тотальный контроль граждан. Российская империя Петра - это абсолютная монархия. Но при его потомках снова предпринимались попытки контроля монарха: например, не реализовавшиеся кондиции Верховного Тайного совета, ставящие императора на вторые роли в государстве. Весь XIX в. прошел в череде либеральных и консервативных реформ. В конце XIX в. в России появляются первые политические партии. А в 1905 г. впервые проходят всероссийские выборы в парламент – Государственную Думу. Однако Дума так и не стала законодательным органом в государстве. Эти функции сохранил монарх. После революции 1917 г. в России было установлена тоталитарная система с руководством одной партии – ВКП (б). Многопартийность была уничтожена. Выборы фактически являлись недемократическими. Только в 1991 г. с распадом СССР возникли идеи создать по аналогии с Западной Европой правовое демократическое государство.
Исторической особенностью Русского государства стало иное, чем на Западе, отношение к праву. В XI в. митрополит Илларион в работе «Слово о законе и благодати» вводит понятие «правды». «Правда» отличается от права, где основой является закон. В России на протяжении ее истории пытались построить «государство Правды», где заботятся обо всех гражданах, живут по христианским понятиям, неписаным правилам. В Западной Европе было построено иное государство, основанное на праве. Главным моментом в Концепции правового государства в Европе был то, что высшей силой в стране является закон, который стоит над всеми, включая правителя и чиновничество. Следовательно, нарушать закон никто не имеет право. В Российской истории закон отсутствовал, а Правда зависела только от одного человека – царя, выше которого был только Бог. Бюрократия в Европе должна была действовать в рамках законов, в то время как российская бюрократия действовала так, как велел ей правитель, для которого закон был не обязателен. Таким образом, в России правовое государство никогда не существовало и не могло существовать.
Отказаться от политических
традиций не возможно. Также неправильно
считать традиции Российского государства
отсталыми и плохими. Именно они
позволили функционировать
10.Политология в системе соц.наук (становление, предмет, методы, ф-ции)
Политология - это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.
Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.
В плане предметного содержания развитие политической науки шло от сосредоточения внимания, прежде всего на формальных институтах к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп. Если господствующим в политологии 18-19вв. являлось институциональное направление - изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в 20 в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в политике.
Существует дифференциация политологии на ряд научных дисциплин и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию
Предмет политологии и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.
Поэтому в определении
предмета политологии существует несколько
точек зрения. Однако вряд ли можно
отрицать, что политика есть особая
сфера жизнедеятельности людей,
связанных с властными
Предметом политологии являются
закономерности-тенденции и
Выделяют первую группу -
“классических теоретических
1. Концептуально-описательная.
Она состоит в предоставлении
исследователю в рамках