Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:03, курс лекций

Описание

1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.
2. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политические идеи античности (Греция, Рим).
4. Политическая мысль Средневековья.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
6. Политико-правовая традиция США.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
8.) Политические концепции Новейшего времени.

Работа состоит из  1 файл

Политология 1-5.docx

— 67.29 Кб (Скачать документ)

Идеи Парето и Моски  оказали значительное влияние на Р. Михельса. В основной своей работе «Социология политической партии в  условиях современной демократии»  он выдвинул «железный закон олигархических тенденций» в буржуазной демократии. Суть этого закона, по его мнению, состоит в том, что деятельность демократии строго ограничивается необходимостью существования организации, опирающейся  на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически невозможно» и приведет к гибели демократии.

В различных интерпретациях теории элит пропагандируются и в  настоящее время.

До настоящего времени  в тех или иных интерпретациях сохраняется получившая широкое  распространение в странах Запада в 50—60-е годы текущего столетия теория деидеологизации. В теоретическом  плане эта концепция ведет  свое происхождение от социологии знания немецкого социолога К. Манхейма (1893—1947)- Этот исследователь в связи  с тем, что ни какая идеология  не дает точного знания о действительности объявил идеологию «ложным знанием». В 50—60-х годах крупные западные философы и социологи Т. Парсонс, Э. Шилз, Д. Белл, С. Липсет, Р. Арон и другие придали деидеологизации характер социально-политической концепции. Эта  концепция была призвана, с одной  стороны, представить существовавшую тогда буржуазную идеологию как  беспартийную «чистую науку», а с  другой— под прикрытием рассуждений  о «ненаучности всякой идеологии» противопоставить ее противоположным идеологиям.

Разработчики концепции  деидеологизации утверждали, что  наступил «конец идеологии». Этот вывод  они аргументировали по-разному. Некоторые из них утверждали, что  в условиях научно-технической революции  на смену идеологии пришла наука; другие — говорили, что современное  западное общество способно решать стоящие  задачи вне идеологических догм и  т. д.

Однако уже в 70-е годы Д. Белл, а затем и другие авторы концепции деидеологизации выдвинули  новую концепцию — концепцию  редеидеологизации. Эта концепция, с одной стороны, явилась своеобразным продолжением концепции деидеологизации, а с другой — ее опровержением. Авторы этой концепции выступили  за создание новой, отвечающей новым  реалиям и попятной широким массам идеологии. Они предприняли попытку  создать такую идеологию путем  сочетания традиционного либерализма  с радикальной фразеологией. При  этом особое внимание было уделено  совершенствованию техники манипулирования  общественным сознанием с помощью  средств массовой информации.

С 20—30-х годов 20го столетия специфической течение в политической мысли образуют технократические концепции. Суть этих концепций проявляется  в доказательстве необходимости  утверждения в обществе политической власти технических специалистов.

Возникновение технократического  направления в политической мысли  многие исследователи связывают  с именем американского ученого  Т. Веблена (1857—1929), который в 20-х  годах в книге «Инженеры и  система цеп» предлагал передать политическую власть техническим специалистам.

В 40—50-х годах 20го  столетия появились концепции, в которых  речь уже шла не о необходимости  передачи власти «техникам», а о  превращении технократии в политическую реальность индустриально развитых стран. Авторы этих концепций утверждали, что технократы заняли командные  посты не только на предприятиях и  в их объединениях, но и сосредоточили  в своих руках политическую власть. В 60—70-е годы технократические идеи получили отражение в концепциях американских социологов Г. Саймона («научно  управляемое общество»). Д. Белла («постиндустриальное  общество»), 3. Бжезинского («технотронное  общество») и других.

Вместе с указанными политическими  концепциями в XX веке довольно широкое  распространение получили теория «государства всеобщего благоденствия», концепция  «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма»  и т. д.

По мнению авторов теории «государства всеобщего благоденствия», утверждение смешанной экономики, регулирование государством экономической  жизни, развитие социальных услуг и  т. д. привели к утверждению в  странах Запада «государства всеобщего  благоденствия», то есть такого государства, которое является инструментом заботы о «всеобщем благе».

Теории «политического плюрализма»  утверждают, что в демократическим  обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют  в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой являются результатом взаимодействия различных  социальных групп.

 

9.) Российская  политическая традиция

Все народы в мире имеют  свои уникальные традиции (от лат. traditio - передача), в том числе и традиции политические, которые передаются из поколения в поколения. Эти традиции, составляя сущность нации, государства, имеют серьезную и прочную  историческую основу. Российским политическим традициям более тысячи лет. Но это  не значит, что они оставались неизменными, они менялись вместе с Российским государством, хотя отдельные основополагающие элементы сохранялись.

Политические идеи в Русском  государстве берут свое начало в  период существования Древнерусского государства, которое возникло в IX в. Политическая система в этот период была достаточно примитивной. Главой государства был Великий князь Киевский. Однако его власть была не абсолютной. Все земли считались собственностью рода Рюриковичей, а не лично князя Киевского. Кроме того, сохранялся элемент первобытности: родоплеменная знать (старцы градские) имела реальную власть на местах. Древнерусское государство, в целом, в политическом плане не отличалось от большинства европейских государств того времени.

После принятия христианства в форме православия в 988 г. Русь в политическом и культурном плане стала ориентироваться на Византию с ее политическими традициями сильной единоличной власти монарха, который фактически был главой Православной церкви. Тем не менее, древние традиции самоуправления и демократии не исчезли. Особенно сильными эти элементы были на Русском Севере. Вечевые республики в Новгороде, Пскове и Вятке просуществовали вплоть до XV в. Княжеская власть здесь не стала абсолютной. Даже с ликвидацией независимости этих территорий, земские органы сохранились. Население этих территорий не знало крепостного права и помещиков.

Можно сказать, что еще  в период существования Киевской Руси складываются две политические стратегии развития российской государственности: либерализм (от лат. liberalis - свободный), с его идеями экономической и  личной свободы, и этатизм (франц. etatisme, от etat - государство), провозглашающий  верховенство государства над всеми  сторонами жизни, в том числе  над человеком.

Включение Русских княжеств в состав Монголо-татарской империи  в XIII в. оказало огромное влияние на их политическое развитие. Русские князья вынуждены были воспринимать восточные властные традиции и политическую культуру. Происходит отдаление России от Европы, где в это время растет самоуправление городов, независимость рыцарства от короля. После падения монголо-татарского ига отдаление только усилилось. На рубеже XV-XVI вв. происходило укрепление и усиление власти монарха в России, отход от демократических традиций к авторитарным. Вектор развития российской государственности определила политическая концепция «Москва – III Рим», созданная монахом Филофеем. Согласно этой теории Россия становилась последней христианской страной в истории, а русский царь фактически отвечал за судьбу всего человечества. Мессианский статус Русского государства привел к тому, что русский народ стал считать себя богоизбранным народом.

В Московском царстве окончательно утвердился новый тип власти, характерный  восточным государствам. Особенно популярно  нынче говорить о патернализме власти, где правитель - отец подданных, которые не могут ему предъявить какие-либо требования. Правитель был ответственным только перед богом, а с людьми его связывали только обычаи, традиции.

Московские князья стали  именоваться государями всея Руси и царями. Бояре стали присягать на верность великим князьям особыми клятвенными грамотами. При этом князья обладали правом налагать «опалы» на бояр, удалять их от своего двора, конфисковывать вотчины. В России власть и собственность становятся неразделимыми. Тот, кто имеет власть, получает и право распоряжаться имуществом.

Таким образом, власть монарха  становится неограниченной, самодержавной. Власть персонифицируется в лице главы государства. Властитель России стал обладать не только политической, но и духовной, и культурной, и экономической властью. Царь, Император, Генеральный секретарь, Президент должен был заниматься всеми вопросами жизни государства, порой самыми незначительными. Чиновничество было вынуждено ждать сигнала сверху, что сформировало нерешительность, безынициативность в среде русской бюрократии. Эта традиция сохранилась до наших дней.

И тем не менее, даже в  авторитарном Московском царстве либеральная  тенденция и попытки контролировать власть проявлялись регулярно. Особую роль здесь сыграл Земский собор, созываемый с 1550 по 1649 гг. Конечно, этот орган нельзя назвать Парламентом и все же в его составе были представители почти всех сословий. Именно Земский собор выбрал на царствие Бориса Годунова и Михаила Романова.

Петр Великий создал абсолютистское государство, опирающееся на полицию  и тотальный контроль граждан. Российская империя Петра - это абсолютная монархия. Но при его потомках снова предпринимались  попытки контроля монарха: например, не реализовавшиеся кондиции Верховного Тайного совета, ставящие императора на вторые роли в государстве. Весь XIX в. прошел в череде либеральных и консервативных реформ. В конце XIX в. в России появляются первые политические партии. А в 1905 г. впервые проходят всероссийские выборы в парламент – Государственную Думу. Однако Дума так и не стала законодательным органом в государстве. Эти функции сохранил монарх. После революции 1917 г. в России было установлена тоталитарная система с руководством одной партии – ВКП (б). Многопартийность была уничтожена. Выборы фактически являлись недемократическими. Только в 1991 г. с распадом СССР возникли идеи создать по аналогии с Западной Европой правовое демократическое государство.

Исторической особенностью Русского государства стало иное, чем на Западе, отношение к праву. В XI в. митрополит Илларион в работе «Слово о законе и благодати» вводит понятие «правды». «Правда» отличается от права, где основой является закон. В России на протяжении ее истории пытались построить «государство Правды», где заботятся обо всех гражданах, живут по христианским понятиям, неписаным правилам. В Западной Европе было построено иное государство, основанное на праве. Главным моментом в Концепции правового государства в Европе был то, что высшей силой в стране является закон, который стоит над всеми, включая правителя и чиновничество. Следовательно, нарушать закон никто не имеет право. В Российской истории закон отсутствовал, а Правда зависела только от одного человека – царя, выше которого был только Бог. Бюрократия в Европе должна была действовать в рамках законов, в то время как российская бюрократия действовала так, как велел ей правитель, для которого закон был не обязателен. Таким образом, в России правовое государство никогда не существовало и не могло существовать.

Отказаться от политических традиций не возможно. Также неправильно  считать традиции Российского государства  отсталыми и плохими. Именно они  позволили функционировать российской политической системе на протяжении тысячи лет, создать самое большое  по площади государство в мире, сделать Россию сверхдержавой. В  современных условиях некоторые  традиции необходимо учитывать для  того, чтобы нынешняя политическая система была устойчивой.

 

10.Политология в системе соц.наук (становление, предмет, методы, ф-ции)

Политология - это наука  о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов  и систем, поведении и деятельности субъектов политики.

Объектом политологии  является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных  в государство и общество. Предметом  служит та часть объекта, которая  познана на данный период общественно-политического  развития, выражена в законах и  категориях данной отрасли знания и  составляет определенную концепцию  знаний об объекте.

В плане предметного содержания развитие политической науки шло  от сосредоточения внимания, прежде всего  на формальных институтах к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп. Если господствующим в политологии 18-19вв. являлось институциональное  направление - изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в 20 в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в  политике.

Существует дифференциация политологии на ряд научных дисциплин  и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию

Предмет политологии и  политика как ее центральная категория  объясняются с помощью одних  и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

Поэтому в определении  предмета политологии существует несколько  точек зрения. Однако вряд ли можно  отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным  устройством, социальными институтами, принципами и нормами и так  далее.

Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные  и функциональные.

Выделяют первую группу - “классических теоретических функций”. В нее входят:

1. Концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении  исследователю в рамках политологии  и за ее пределами определенного  запаса терминов, понятий и категорий,  а также правил описания отражающих  содержание политической действительности, охваченное в этих категориях  и понятиях. Это позволяет ответить  на вопрос “что и как делается? ”;

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"