Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:03, курс лекций
1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.
2. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политические идеи античности (Греция, Рим).
4. Политическая мысль Средневековья.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
6. Политико-правовая традиция США.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
8.) Политические концепции Новейшего времени.
Среди основоположников американской политической мысли и традиции – Бенджамин Франклин (1706–1790), Томас Пейн (1737–1809), Джордж Вашингтон (1732–1790) – первый президент США (1789–1797), Джон Адамс (1735–1826) – второй президент США (1797–1801), Томас Джефферсон (1743–1826) – третий президент США (1801–1808), Джеймс Мэдисон (1751–1836) – четвертый президент США (1809–1817), Александр Гамильтон (1757–1804) и другие американские просветители. Они заложили основы американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, явились теоретиками американского конфедерализма и демократизма, сформулировали видение общественного договора и естественных прав человека, разработали свое понимание политической истории как процесса, в котором народные массы играют важную роль и имеют право на свободу, решительно отказались от институтов рабовладения и работорговли.
Эти мыслители и политики последовательно отстаивали принципы народного суверенитета, всеобщего избирательного права, миролюбивой внешней политики, приоритета личности по отношению к государству, верховенство закона, правового государства. Т. Джефферсон создал наиболее значительный документ Войны за независимость – «Декларацию независимости», принятую 4 июля 1776 г.
В конце XVIII – начале XIX вв. в американской политической мысли формируются три основных идеологических направления:
– радикализм, выражавший интересы неимущих или малоимущих;
– либерализм – идеология формирующегося среднего класса, мелкой и средней буржуазии;
– консерватизм – идеология крупной буржуазии и помещиков-плантаторов, использовавших труд рабов. Американские политические мыслители своеобразно трактовали многие положения западно-европейской естественно-правовой доктрины применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США: развитие идей народного суверенитета, выведение из права на революцию права на образование независимого государства, республиканское истолкование теории разделения властей. Ими был разработан ряд новыхположений теории политики и права:
– о характере и преимуществе президентской республики как перед прямой демократией, так и перед монархией;
– о роли, месте, обязанностях и правах президента;
– о взаимоотношениях между штатами и федеральным центром;
– о системе сдержек и противовесов властей;
– о правах и обязанностях граждан («Билль о правах») и др.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.
Окончательно складывается либе
В 19 - нач. 20 вв. сформировались
основные положения либерализма: гражданское
общество, права и свободы личности,
правовое государство, демократические
политические институты, свобода частного
предпринимательства и
Рядом с либерализмом развивается консерватизм – совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В процессе своего развития консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, ограниченного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого.
В XIX в. дуумвират либерализма
и консерватизма был потеснен
социалистическими идеями. Много
внимания уделяли изучению сущности
политики основоположники
Марксистские традиции в
исследовании политической жизни в
конце XIX в. в XX столетии находят свое
выражение и развитие в двух основных
направлениях: революционном и реформистском.
Революционное течение в
Видное место среди представителей позитивистского направления занимает Герберт Спенсер (1820-1903), который в своей работе «Основания социологии» разработал теорию социальной обусловленности власти. Он считает, что в процессе своего развития общее во эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. Спенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федерация высших наций, которая в качестве верховной власти запретит войны между народами. Он также полагал, что в основе общественных отношений лежит не взаимная ненависть людей, а их сотрудничество (кооперация). Эволюция общества способствует подавлению агрессивных инстинктов людей и возникновению нового типа человека, который сможет гармонично сочетать удовлетворение своих личных и общественных потребностей.
Широкое распространение в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два итальянских ученых: Вилъфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска(1858-1941). Г. Моска в работе «Элементы, политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одно го меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.
Г. Моска указывает на
две тенденции в истории
Учение о власти нашло
свое дальнейшее развитие в теории олигархизации(
Особое место в развитии науки о политике принадлежит немецкому социологу Максу Веберу, он утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией — быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М. Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Однако М. Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть любая из этих групп. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства.
Рассматриваемые политические
концепции представляют собой своеобразный
переход от классической политической
науки к современной
8.) Политические концепции Новейшего времени.
В XX веке политическая мысль представлена множеством разнообразных концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и многие другие.
Одним из направлений политической
мысли в XX веке явилась геополитика
— политическая доктрина, стремящаяся
путем определенного
Термин «геополитика»
в научный оборот ввел шведский ученый
Р. Челлен (1864—1922) в годы первой мировой
войны, хотя попытки обосновать международную
политику государств географическими
факторами предпринимались и
раньше. В Германии обоснованием геополитики
занимался один из основоположников
антропогеографии и политической географии
Ф. Ратцель (1884—1901). Он утвердил, что
государство нуждается в
В последующем геополитические
идеи получили развитие в работах
ряда других авторов. В Англии геополитические
идеи обосновывал географ X. Маккиндер
(1861 —1947). Согласно его концепции, определяющим
фактором судьбы народов и государств
является их географическое положение.
Глава геополитической школы
германского фашизма К. Хаусхофер
(1869—1946) «придал геополитике тот
вид, в каком она стала частью-
Японским вариантом
В первой половине XX века широкое
распространение получило политическое
учение солидаризм, проповедующее солидарность
всех членов общества. Одним из основоположников
солидаризма явился французский
социолог и теоретик права Л. Дюги
(1859-1928). Он считал, что связи, которые
объединяют люден в обществе, являются
узами солидарности. Факт солидарности,
считал он, осознается людьми. Каждый класс,
социальный слой в обществе, по ею мнению,
занимает свое место и выполняет
свою роль в обеспечении солидарности
в обществе, развитие их сотрудничества
приведет к устранению негативных сторон
капиталистической
В первой половине XX века была
возрождена древняя аристократическая
идея о неспособности народных масс
к управлению государством. Эта идея
нашла выражение в «теориях элит»,
утверждающих, что необходимыми составными
частями любой социальной структуры
является высший, привилегированный
слой или слои, осуществляющие функции
управления, развития науки и культуры,
...и остальная масса
Наиболее видными авторами теорий элит явились итальянские политологи В. Парето (1848—1923), Р. Михельс (1876—1936), Г. Моска (1856—1941).
Термин «элита» в политическую
пауку ввел Парето. В своем «Трактате
об общей социологии» он показал,
что политическая жизнь представляет
собой борьбу и смену элит. В
обществе, по его мнению, всегда правит
элита. Возникновение элит, полагал
он, обусловливается
Г. Моска также считал, что во всех более или менее цивилизованных обществах возникают два класса — «правящий» и «управляемый». Правящий класс (элита) монополизирует политическую власть, живет за счет управляемого класса. По его мнению, в «современном представительном государстве» политическая власть также сосредоточена в руках «организованного меньшинства». Это господствующее меньшинство представляет собой «новый правящий класс», этот класс не имеет юридического оформления. Свое господство он осуществляет за счет соединения в себе промышленного богатства с технической и научной, культурой.