Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:03, курс лекций

Описание

1. Политика как общественное явление, понятие и структура, место в системе общественных отношений, виды и функции политики.
2. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
3. Политические идеи античности (Греция, Рим).
4. Политическая мысль Средневековья.
5. Политические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.
6. Политико-правовая традиция США.
7) Основные направления политической мысли 19 - нач. 20 века
8.) Политические концепции Новейшего времени.

Работа состоит из  1 файл

Политология 1-5.docx

— 67.29 Кб (Скачать документ)

Среди основоположников американской политической мысли и традиции – Бенджамин Франклин (1706–1790), Томас Пейн (1737–1809), Джордж Вашингтон (1732–1790) – первый президент США (1789–1797), Джон Адамс (1735–1826) – второй президент США (1797–1801), Томас Джефферсон (1743–1826) – третий президент США (1801–1808), Джеймс Мэдисон (1751–1836) – четвертый президент США (1809–1817), Александр Гамильтон (1757–1804) и другие американские просветители. Они заложили основы американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, явились теоретиками американского конфедерализма и демократизма, сформулировали видение общественного договора и естественных прав человека, разработали свое понимание политической истории как процесса, в котором народные массы играют важную роль и имеют право на свободу, решительно отказались от институтов рабовладения и работорговли.

Эти мыслители и политики последовательно отстаивали принципы народного суверенитета, всеобщего  избирательного права, миролюбивой  внешней политики, приоритета личности по отношению к государству, верховенство закона, правового государства. Т. Джефферсон создал наиболее значительный документ Войны за независимость – «Декларацию  независимости», принятую 4 июля 1776 г.

В конце XVIII – начале XIX вв. в американской политической мысли формируются три основных идеологических направления:

– радикализм, выражавший интересы неимущих или малоимущих;

– либерализм – идеология формирующегося среднего класса, мелкой и средней буржуазии;

– консерватизм – идеология крупной буржуазии и помещиков-плантаторов, использовавших труд рабов. Американские политические мыслители своеобразно трактовали многие положения западно-европейской естественно-правовой доктрины применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США: развитие идей народного суверенитета, выведение из права на революцию права на образование независимого государства, республиканское истолкование теории разделения властей. Ими был разработан ряд новыхположений теории политики и права:

– о характере и преимуществе президентской республики как перед прямой демократией, так и перед монархией;

– о роли, месте, обязанностях и правах президента;

– о взаимоотношениях между штатами и федеральным центром;

– о системе сдержек и противовесов властей;

– о правах и обязанностях граждан («Билль о правах») и др.

 

7) Основные направления  политической мысли 19 - нач. 20 века

В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый  этап, когда происходит процесс выделения  политологии в самостоятельную  науку, на базе которой формируются  различные течения политической мысли.

Окончательно складывается либерализм – идейное и общественно-политическое течение, возникшее в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.

В 19 - нач. 20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское  общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические  политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. В кон. 20 в. происходит сближение  идей либерализма, консерватизма и  социал-демократии.

Рядом с либерализмом развивается консерватизм – совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В процессе своего развития консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, ограниченного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого.

В XIX в. дуумвират либерализма  и консерватизма был потеснен социалистическими идеями. Много  внимания уделяли изучению сущности политики основоположники материалистического  учения Карл Маркс и Фридрих Энгельс, они определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистские традиции в  исследовании политической жизни в  конце XIX в. в XX столетии находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме  нашло свое выражение в ленинизме, в работах выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической мысли. Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др. Демократический социализм  как общественная система функционирует  на основе смешанной экономики, социальной справедливости, свободы и равенства, социальной защищенности членов общества. Эти принципы находят сегодня  широкое воплощение и в программах политических партий различных странах  мира.

Видное место среди  представителей позитивистского направления  занимает Герберт Спенсер (1820-1903), который в своей работе «Основания социологии» разработал теорию социальной обусловленности власти. Он считает, что в процессе своего развития общее во эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. Спенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федерация высших наций, которая в качестве верховной власти запретит войны между народами. Он также полагал, что в основе общественных отношений лежит не взаимная ненависть людей, а их сотрудничество (кооперация). Эволюция общества способствует подавлению агрессивных инстинктов людей и возникновению нового типа человека, который сможет гармонично сочетать удовлетворение своих личных и общественных потребностей.

Широкое распространение  в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два  итальянских ученых: Вилъфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска(1858-1941). Г. Моска в работе «Элементы, политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одно го меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти.

Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится  у замкнутых элит, во втором —  у элит, исходящих из масс, причем выборы не более чем способ обновления элит. В. Парето в работе «Трак тат  об общей социологии» рассматривает  элиту как группу прирожденных руководителей  нации, как людей, наделенных выделяющимися  на общем фоне качествами. Он считал, что во всякую эпоху существуют две  такого рода группы — элита и  контрэлита, которые ведут между  собой борьбу за власть с помощью  мобилизации масс. 

Учение о власти нашло  свое дальнейшее развитие в теории олигархизации(бюрократизации) политических партий, разработанных Моисеем Острогорским и Робертом Михельсом как раз на рубеже XIX и XX вв. М. Острогорский в работе «Демократия и организация политических партий» выделяет три стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые политические организации. На третьей стадии, указывает Острогорский, происходит бюрократизация руководства партии, а демократия в партии невозможна.

Особое место в развитии науки о политике принадлежит  немецкому социологу Максу Веберу, он утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией — быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М. Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Однако М. Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть любая из этих групп. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства.

Рассматриваемые политические концепции представляют собой своеобразный переход от классической политической науки к современной политологии, которая характеризуется различными школами и направлениями исследования. Центральное место в современной  политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни  в условиях перехода цивилизации  к постиндустриальному обществу.

 

8.) Политические  концепции Новейшего времени.

В XX веке политическая мысль  представлена множеством разнообразных  концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые  были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и многие другие.

Одним из направлений политической мысли в XX веке явилась геополитика  — политическая доктрина, стремящаяся  путем определенного истолкования географических факторов описать государство  как особый организм, стремящийся  к расширению пространства своего существования  и деятельности.

Термин «геополитика»  в научный оборот ввел шведский ученый Р. Челлен (1864—1922) в годы первой мировой  войны, хотя попытки обосновать международную  политику государств географическими  факторами предпринимались и  раньше. В Германии обоснованием геополитики  занимался один из основоположников антропогеографии и политической географии  Ф. Ратцель (1884—1901). Он утвердил, что  государство нуждается в пространственном росте, а «растущий народ нуждается  в новых землях для увеличения своей численности». Высшее призвание  народа, по его мнению, состоит в  том, чтобы улучшить свое географическое положение (см.: Философская энциклопедия. — Т. 4 М., 1967. — С. 469). В США геополитику  обосновывал историк А. Мэхэн (1840—1914). Он утверждал о непосредственной связи между географическим положением государства, его морским могуществом  и «характером народа».

В последующем геополитические  идеи получили развитие в работах  ряда других авторов. В Англии геополитические  идеи обосновывал географ X. Маккиндер (1861 —1947). Согласно его концепции, определяющим фактором судьбы народов и государств является их географическое положение. Глава геополитической школы  германского фашизма К. Хаусхофер (1869—1946) «придал геополитике тот  вид, в каком она стала частью-официальной  доктрины третьего «рейха» (Философская  энциклопедия. — Т. 5. — М., 1970. —  С. 433). Опираясь на эту доктрину главари  германского фашизма встали па путь агрессии с целью уничтожения  соседних стран и создания «жизненного  пространства германской нации».

Японским вариантом геополитики  явилась доктрина «сферы взаимного  процветания», которая предусматривала  захват всей Лани. Основные концепции  американской геополитики были изложены во время второй мировой войны  социологом, историком, географом II. Спикменом {1893—1.943) в книгах «Американская  стратегия в мировой политике»  и «География мирового устройства».

В первой половине XX века широкое  распространение получило политическое учение солидаризм, проповедующее солидарность всех членов общества. Одним из основоположников солидаризма явился французский  социолог и теоретик права Л. Дюги (1859-1928). Он считал, что связи, которые  объединяют люден в обществе, являются узами солидарности. Факт солидарности, считал он, осознается людьми. Каждый класс, социальный слой в обществе, по ею мнению, занимает свое место и выполняет  свою роль в обеспечении солидарности в обществе, развитие их сотрудничества приведет к устранению негативных сторон капиталистической действительности. Органом, выявляющим и развивающим  солидарность, по Дюги, является государство.

В первой половине XX века была возрождена древняя аристократическая  идея о неспособности народных масс к управлению государством. Эта идея нашла выражение в «теориях элит», утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры  является высший, привилегированный  слой или слои, осуществляющие функции  управления, развития науки и культуры, ...и остальная масса населения...» (Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. —- С. 403).

Наиболее видными авторами теорий элит явились итальянские  политологи В. Парето (1848—1923), Р. Михельс (1876—1936), Г. Моска (1856—1941).

Термин «элита» в политическую пауку ввел Парето. В своем «Трактате  об общей социологии» он показал, что политическая жизнь представляет собой борьбу и смену элит. В  обществе, по его мнению, всегда правит элита. Возникновение элит, полагал  он, обусловливается психологическими свойствами людей. В политическом процессе, по Парето, выделяются два типа элит: элита «львов» и элита «лис». Господство элиты «львов» обеспечивает значительные преобразования в общественной жизни. Однако, по мере того как сходят с политической арены первые поколения  этой элиты, она «размывается» путем  пополнения представителями неправящего  класса. Наступает момент когда элита  «львов» уступает политическое господство элите «лис». Эта элита, считал Парето, боится решительных мер, она властвует  с помощью лавирования, обмана и  т. д. Все элиты, по Парето, на определенном этапе вырождаются, утрачивают способность  управлять государством. На смену  старых элит приходят новые. Смена элит совершается путем переворотов, насилия.

Г. Моска также считал, что во всех более или менее  цивилизованных обществах возникают  два класса — «правящий» и «управляемый». Правящий класс (элита) монополизирует политическую власть, живет за счет управляемого класса. По его мнению, в «современном представительном государстве» политическая власть также сосредоточена  в руках «организованного меньшинства». Это господствующее меньшинство  представляет собой «новый правящий класс», этот класс не имеет юридического оформления. Свое господство он осуществляет за счет соединения в себе промышленного  богатства с технической и  научной, культурой.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"