Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И  МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

1. Предмет политологии.

 

2. Метод политологии.

 

1. Предмет политологии

 

 

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими  сферами общественной жизни.

 

Политологи разных стран договорились о международном стандарте в  понимании объекта и предметного  поля политологии. Компонентами политологии  согласно такому стандарту являются:

 

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);

 

б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);

 

в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);

 

г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

 

В отечественной научной литературе отчетливо сложились две позиции  по отношению к политологии. Первая: политология - это одна из наук о  политике. Политику как сложное и  многогранное явление изучают философия, социология, теория государства и права, история и т.п., политология же понимается как наука, изучающая прежде всего механизмы власти. Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то в этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:

 

- политическая философия (философия  политики), которая выявляет наиболее  общие закономерности политической жизни, создает мировоззренческую и методологическую базу исследования, осуществляет формирование понятийного аппарата политической науки;

 

- теория политики. Более конкретная  отрасль, которая развивается  на базе обобщения эмпирического  материала. У теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теория международных отношений, теория бюрократии и элит и т.п.;

 

- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений  о политической жизни и ее  компонентах в различные исторические эпохи;

 

- политическая социология. Выявляет  связь политики и различных  сфер жизнедеятельности человеческого  общества. Изучает конкретные политические  явления и процессы, используя  сбор, обобщение и анализ эмпирических  данных;

 

- политическая психология, исследующая политическое поведение и его мотивацию (особенно в массовых формах);

 

- политическая антропология, которая  устанавливает связь политики  с социобиологическими качествами  человека. Ее приоритетное направление  - выявление особенностей политической культуры того или иного народа, "национального духа";

 

- политическая география. Изучает  зависимость политических процессов  от экономико-географических, климатических  и других природных факторов.

 

Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:

 

- теологическую интерпретацию  политики, в рамках которой политическая  власть рассматривается как проявление  Божественной воли;

 

- натуралистическую, когда рассматривается обусловленность политической жизни географической средой, климатом и иными природными факторами;

 

- биополитику, которая изучает  общие для человеческих и животных  сообществ черты поведения: приспособляемость,  самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);

 

- психологическую интерпретацию  политики, когда источник политических  проблем видят в психических  свойствах людей, в подсознательных  импульсах, определяющих характер  политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (З. Фрейд,  Г. Лассуэл);

 

- экономический детерминизм, например, марксистский взгляд на политику  как "концентрированное выражение  экономики";

 

- институционалистская версия, в  рамках которой политика предстает  в виде совокупности организаций,  в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;

 

- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.

 

В настоящее время в политологии  сложилось многообразие теоретических  и эмпирических методов исследования. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующее:

 

- диалектику, которая предполагает  рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умения видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

 

- формализацию (сравнительный подход), которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства;

 

- исторический метод, предполагающий  изучение политических явлений  в процессе их становления  и развития, установление связи  с прошлым;

 

- нормативно-ценностный метод, когда политические процессы оцениваются с точки зрения оптимального варианта, идеала. Например, для З. Бжезинского таким идеалом является американская демократия, другие системы оцениваются по тому насколько они к ней близки. Для других же политических мыслителей такой идеал неприемлем- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве последней выступают природа, культура, экономика и др.

 

Наряду с теоретическими в политологии  применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология  стала подлинной наукой с тех  пор, когда она от умозрительных  рассуждений и построения теоретических  конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень - это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:

 

- опрос, один из самых распространенных  методов сбора политической информации. Опрос - это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющих выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

 

- наблюдение. Как метод сбора первичных эмпирических данных он заключается в преднамеренном и непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

 

- статистические методы, с помощью  которых производится накопление  и систематизированное обобщение  разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

 

- математические метод, открывают  возможность моделирования политических  процессов - составления схематических  образцов изучаемых объектов, отражающих  их сущностные качества;

 

- методы семиотики - науки о  знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, т.к. она во многих своих проявлениях (традиции, церемонии, ритуалы) представляет собой именно знаковую символическую систему;

 

- методы герменевтики, целью которых  служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

 

Основные понятия: политика, политология, предмет политологии, метод политологии, теоретические методы, эмпирические методы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Что является предметом политологии?

 

2. Назовите две позиции по  отношению к политологии, которые  сложились в отечественной научной  литературе?

 

3. В чем состоит основное отличие  политической философии от  теории политики?

 

4. Назовите теоретические методы, применяемые в политологии?

 

5. Назовите эмпирические методы, применяемые в политологии?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Радугин А.А. Политология. М.: Центр, 1997.

 

2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998.

 

3. Политология. Энциклопедический  словарь. М., 1993.

 

4. Дегтярев А.А. Методы политологических  исследований. // Вестник МГУ. Сер.  Политические науки, 1996, № 6.

 

5. Федун Л. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки, 1991, № 3.

 

6. Пенто Р., Гравиту М. Методы  социальных наук. М., 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

1. Политическая мысль античности.

 

2. Политическая мысль средних веков.

 

3. Политическая мысль эпохи Возрождения.

 

4. Политическая мысль Нового  времени.

 

5. Политическая мысль XIX-XX вв.

 

История политических учений, как  составная часть культуры человечества, воплотила в доктринальной форме  возникавшее в разные эпохи стремление осмыслить политическую жизнь, стремление к справедливости, свободе. Обращение к сокровищнице политической мысли помогает нам самоопределяться в нашей сегодняшней политической жизни, т.к. история - лучшая наставница мысли. Трудность изучения истории политических учений состоит в том, что здесь не было так называемого кумулятивного накопления знаний, т.е. не было "единой цепи возрастающих знаний", а было сложное, противоречивое осмысление политических явлений с различных идейно-теоретических позиций. Однако, в истории политических учений, конечно, прослеживается своя логика. Политический мыслитель, в каком бы государстве и в какую бы эпоху он ни жил обычно отвечал на следующие вопросы: что есть власть, соединяющая людей в обществе? Как эта власть относится к человеческой свободе? Что такое закон, определяющий данное соотношение? Что есть общее благо, как цель общежития людей в обществе?

 

1. Политическая мысль античности

 

 

Политическая мысль в Древней  Греции и Древнем мире развивалась  как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существования механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества.

 

В античном мире возникает понимание  Закона, претворяющего Хаос в Космос. Закон космической гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего, совпадают моральный и природный порядок. Анаксимандр учит об "апейроне" - первоначале всех вещей, Едином Законе, который все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.

 

Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.

 

Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.

 

Наилучшими формами правления  по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:

 

- тимократия (власть честолюбия), когда  в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию;

Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"