Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ
Основные понятия: власть, политическая власть, авторитет, господство, влияние, субъект и объект власти, ресурс, лобби, мобилизация, легитимность, легальность, легитимация, делегитимация, харизма, рациональная легитимность, традиционная легитимность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Существует ли единая теория власти?
2. В чем смысл конфликтного определения власти?
3. Какие критерии могут лежать в основе типологии субъектов политической власти?
4. Что такое "скрытая" власть?
5. Что такое лоббизм?
6. Приведите примеры лоббистских групп в современной России.
7. Проанализируйте историю
8. Какие типы легитимности
9. Что приводит к делегитимации власти?
10. Какие факторы лежат в основе легитимности демократического режима?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власть: очерки современной
2. Дегтярев А.А. Политическая власть // Полис. 1996. № 3.
3. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. № 1-2
4. Общая и прикладная
5. Политология: Учебник для
6. Пугачев В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. 1999. № 4.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение
в политологию: Учебное
8. Фетисов А.С. Политическая
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
1. Теоретические модели
2. Структура политической
3. Функции политической системы.
4. Типология политических систем.
1. Теоретические модели
Через понятие политической системы
раскрывается характерное устройство
политической власти в конкретном обществе.
Ее можно определить как совокупность
государственных и
По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь". Последнее охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе и на всех уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни [7, с.75].
Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс, а в политологии - Д. Истон, который ввел и само понятие "политическая система". Парсонс подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и единство общества как целого:
1) экономическая подсистема
2) политическая подсистема, которая
включает в себя все формы
принятия решений, определяет
коллективные цели и
3) социетальная ("общностная") подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля от законов до неформальных правил (функция интеграции);
4) подсистема социализации (культурная)
позволяет включить человека
в существующую культурную
Значение теории Парсонса для развития
политологии заключается в том,
что он заложил основы системного
и структурно-функционального
С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как система. Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:
1) система состоит из множества
взаимосвязанных структурных
2) любая система существует в
рамках внешнего окружения или
среды. Такой внешней средой
являются остальные подсистемы
общества, природа, другие государства,
разнообразные международные
3) система имеет границы распрост
4) система носит открытый
5) система характеризуется
В политологии разработано
"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования (повышения заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, в активном участии в политической жизни. решения и действия. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения и действия по их реализации ("выход"). В этих действиях и решениях проявляется главная функция политической системы - распределение ценностей в обществе. Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".
Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности. Истон выделяет два вида легитимности:
1) диффузная (эмоциональная)
2) инструментальная (специфическая)
легитимность более
И, наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.
Иной подход к анализу политической
системы предложил американский
политолог Г. Алмонд. Он рассмотрел
поведенческие аспекты
На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:
а) все политические системы имеют собственную структуру;
б) политическая система многофункциональна;
в) все политические системы выполняют
аналогичные универсальные
г) все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
д) отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.
Американский политолог К. Дойч
предложил кибернетическую
2. Структура политической системы
Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов):
- институциональная подсистема, состоящая
из различных государственных
и общественно-политических
- коммуникативная подсистема, представляющая
собой совокупность отношений
между субъектами политической
системы, принципы
- нормативная подсистема, выступающая
как совокупность различных
- культурно-идеологическая
- функциональная подсистема
Подобное структурное
Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку. Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы. Собственно политические: государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер (причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации). Они имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти является непосредственной целью их создания и функционирования. С партиями связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий. Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на партии и государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. Неполитические организации, представлены обществами различного любительского свойства (культурные, спортивные общества и другие). Незначительно политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.