Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

 

Политика непосредственно связана  с такими явлениями как власть и государство.

 

Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она  не носила политического характера. Французский политолог М. Дюверже  выделил три исторических формы  власти:

 

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

 

2) индивидуализированная, связанная  с выделением особого статуса  вождя племени;

 

3) институционализированная, связанная с появлением особого института - государства.

 

Первые две формы власти носят  догосударственный характер, а такие  общества называют потестарными (от лат: potestas - власть). Как правило, возникновение  политики исследователи ассоциируют  с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.

 

С появлением государства связан переход  от неполитической (племенной кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества, использующее рычаги административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

 

2. Сущность политики: основные теоретические  подходы

 

 

Существуют различные понимания  политики:

 

1. Одним из распространенных  является определение, которое  исторически возникло первым - управление  обществом. Например, американские  политологи Д. Истон и Д. Алмонд считают, что политика это решение всех общественных проблем, за исключением только нравственных. В теории и на практике политика трактуется как деятельность по управлению какими либо общественными процессами, как способ управления.

 

2. Субстанциональный подход указывает на сущность политики. Сюда могут быть отнесены разнообразные "властные" трактовки политики. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, в марксизме, среди американских политологов. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе включает".

 

3. Институционный подход делает  акцент на организации, в которой  материализуется власть. В одних  трактовках политика - это участие  в делах государства, использование  классами государственной власти  для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

 

4. Социологический подход связан  с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть[1].

 

5. Телеологический (целевой) подход  трактует политику как особую  форму человеческого существования,  связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в отношениях между супругами, в отношениях преподавателя и студента [2].

 

Существуют противоположные подходы  к вопросу о назначении политики в жизни общества:

 

1. Согласно консенсусному подходу,  политика это сфера объединения  всех членов общества, сфера общего, когда общественные проблемы  разрешаются ненасильственными средствами, путем компромиссов, без победителей и побежденных. Что такое консенсус? В политологии - это согласие между гражданами, их готовность к взаимным компромиссам и к уважению прав другой стороны. Это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

 

2. Конфликтный подход рассматривает  политику как сферу борьбы, в  которой побеждает сильнейший, как  господство одних над другими.  Политика трактуется как поле  столкновения интересов множества социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу концентрации и распределения материальных и духовных ресурсов общества.

 

Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации  любого из подходов. В современном  обществе одновременно присутствует дифференцирующее и интегрирующее начало. Первое связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, т.к. многие социальные блага являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Второе начало проявляется в поиске компромисса, интегрирующего начала, без чего общество распадается. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.

 

3. Функции политики и ее виды

 

 

Итак, назначение (функции) политики заключается  в следующем:

 

1) политика есть инструмент реализации  властно значимых интересов социальных  групп;

 

2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда [6, с. 81-82];

 

3) политика обеспечивает как  преемственность, так и инновационность  общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

 

4) политика призвана рационализировать  общественные отношения, сгладить  социальные противоречия и направить  ситуацию на поиск взвешенных  решений.

 

Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств:

 

- опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и групп, непродуманными решениями политиков;

 

-необходимостью более рационального производства и сбережения материальных и духовных ценностей;

 

-потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения [3].

 

Однако рациональную составляющую в политике нельзя абсолютизировать. В политике существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляется, например, в предубеждениях по отношению к этническим группам, в электоральных (электорат - избиратели) предпочтениях, когда голосование определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями и антипатиями в отношении политика.

 

Субъектами политики выступают  различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные общности и др.), государства, партии, международные  организации и др. Отметим, что под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее означает, что они осознают свое положение в обществе и посредством власти (в первую очередь государственной) пытаются реализовать свои интересы и цели. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятие актор (от лат. actor -деятель).

 

Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные  виды. Так, в зависимости от сферы  общества, в которой политика представлена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научную, экологическую, культурную и военную политику. По масштабу она может быть внутренней и внешней. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов. Наконец, по содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую политикуПо субъектам политики, т.е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой банка или фирмы и др.

 

4. Политика и другие сферы  общественной жизни

 

 

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами  общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент - это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение интересов и сил разных общественных групп, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматриваемый законодательными органами, разнообразен: от гарантий прав и свобод личности, до вопросов о формах собственности, уровня налогообложения и социальных расходах государства.

 

Для того, чтобы показать пределы  распространения политики, в науке  используется понятие политическая сфера. Политическая сфера это "область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей" [7, с. 280].

 

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных подсистем (сфер):

 

- хозяйственно-экономическая - обеспечивает  всю материальную инфраструктуру  и включает в себя отношения  по поводу производства и распределения  материальных благ;

 

- социальная - развивается на основе  межличностных и групповых отношений  с учетом социального статуса  каждого индивида, в том числе  с учетом общности и отличия  граждан по роду занятий, размеру  дохода, престижа, а также этнической, демографической, социально-территориальной и др. принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты;

 

- политическая - складывается по  поводу власти и участия в  государственном управлении;

 

- духовная - включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

 

Политика детерминирована экономическими, культурными факторами, непосредственно  зависит от социальной структуры  общества, уровня социального расслоения. С другой стороны, политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано с двумя аспектами политики:

 

а) хотя политика собственно не направлена на создание материальных и духовных ценностей (они создаются в  других сферах), но политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение ценностей отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

 

б) политика присутствует во всех общественных сферах в силу присущей ей регулирующей функции. На рационализацию отношений  между людьми в этих сферах, а  также более рациональное использование  общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

 

Политической может стать любая  проблема, порожденная какой либо общественной сферой. Это значит, что  для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько- нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации является практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которых лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.

 

5. Политика и экономика

 

 

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и  политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах. Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"