Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

 

Основные понятия: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократура, диктабланда, делегативная демократия, маргинальность, модернизация, "опаздавшая" модернизация, "бегство от свободы", постмодернизационная диктатура.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Соотнесите понятия "политическая  система общества" и "политический  режим", "форма правления".

 

2. Чем определяется тип политического режима?

 

3. Как можно использовать феномен  догоняющего развития для объяснения  причин тоталитаризма и авторитаризма?

 

4. Что роднит и что отличает  тоталитаризм и авторитаризм?

 

5. Графически изобразите взаимоотношение  государства и гражданского общества при тоталитаризме, авторитаризме и демократии.

 

6. Американский профессор В.  Эбенстайн утверждает, что фашизм - это система постдемократическая,  что он может быть понят  как реакция на демократию, что  фашизм немыслим в странах,  вовсе лишенных демократического опыта. Аргументируйте свое отношение к этому высказыванию.

 

7. Прокомментируйте высказывание  В. Эбенстайна, что любой экономический  кризис - это угроза для демократии.

 

8. Раскройте причины появления  тоталитарных режимов.

 

9. В чем сущность социально-психологического  объяснения причин возникновения  тоталитаризма?

 

10. Раскройте содержание феномена "бегства от свободы".

 

11. Какие факторы благоприятствуют  усилению авторитарных тенденций  в современном мире?

 

12. Охарактеризуйте тенденции развития политического режима в современной России.

 

13. Составьте таблицу:

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

Критерии Демократический Тоталитарный Авторитарный

 

Права и свободы 

 

Партии 

 

Тип легитимности

 

Оппозиция

 

Политическое участие населения 

 

Идеология

 

Разделение властей 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Арендт Х. Временный союз  черни и элиты // Иностранная  литература. 1990. № 4.

 

2. Бердяев Н. Судьба человека  в современном мире. К пониманию  нашей эпохи. Париж, 1934.

 

3. Бергер П. Социалистический миф // Социологические исследования. 1990. № 7.

 

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание  масс // Вопросы философии. 1989. № 3,4.

 

5. Поппер К. Открытое общество  и его враги. М., 1992. Т.1,2.

 

6. Сумбатян Ю.Г. Авторитаризм  как категория политической социологии // Кентавр. 1994. № 5.

 

7. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм - политический  феномен ХХ века // Социально-гуманитарные  знания. 1999. №1.

 

8. Тоталитаризм как исторический  феномен. М., 1989.

 

9. Фромм Э. Бегство от свободы.  М., 1990.

 

10. Цыганков А.П. Политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

 

11. Шнайдер Э. Политическая трансформация  в России // Полития. 1999 -2000. № 4.

 

12. Эбенстайн В. Культ государства.  Гегель и Муссолини // Знание - сила. 1990. № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

 

1. Сущность демократического политического  режима.

 

2. Основные формы демократии.

 

3. Теоретические модели демократии.

 

1. Сущность демократического политического  режима

 

 

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа. Однако несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящийся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на различные ее свойства: свобода (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

 

Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятие "все" и "народ" далеко не совпадают. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени. В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами, кто имел право участвовать в управлении, в т.ч. осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие (непопулярный гражданин мог быть изгнан из Афин сроком на 10 лет). Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых городах-республиках Северной Италии, в Новгороде и Пскове. Только к середине ХХ в., пройдя путь снятия сословных имущественных и других ограничений, становятся реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права, в т.ч. всеобщие выборы в законодательные органы власти. Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками, в первую очередь либерализмом, т.е. уважением и защитой прав человека, в т.ч. права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

 

Современная демократия включает в  себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы. Перечислим основные признаки, характеризующие демократический режим.

 

Суверенитет народа - признание этого  принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

 

Периодическая выборность основных органов  власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть рождается  из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

 

Всеобщее, равное и тайное избирательное  право. Выборы предполагают наличие  реальной соревновательности различных  кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.

 

Конституция, закрепляющая приоритет  прав личности над государством и  обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью  и государством.

 

Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

 

Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

 

Гарантия основных прав человека. Политологи выделяют три группы прав, с которыми ассоциируется рост гражданственности: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой, внепартийной судебной властью. Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на актуализации в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии [2].

 

Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

 

Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода  формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

 

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское  голосование и др. Решения принимаются  большинством при уважении права  меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

 

Разрешение конфликтов мирным путем.

 

2. Основные формы демократии

 

 

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

 

В прямой демократии между волей  народа и ею воплощением в решения  нет опосредующих звеньев - народ  сам участвует в обсуждении и  принятии решений. Прямая демократия сегодня  используется организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

 

Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение. Референдумы бывают разных видов. Одни из них представляют своеобразный опрос мнения, по которому законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты (в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1991 г.- Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику президента Б.Н. Ельцина). Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции (или поправки к ней), проекты законов. В декабре 1993 г. был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.

 

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

 

Ученые спорят о плюсах и минусах  каждой формы демократии. Оппоненты  прямой демократии указывают на сложность  принятия согласованных решений; на недостаточную компетентность и  на эмоциональную неуравновешенность народа; на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что мешает выработке решений. Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования, что получило название абсентеизма (от лат. absentia - отсутствие). Сторонники прямой демократии указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

 

- отрыв депутатов от народа  и их обюрокрачивание;

 

- возможность коррупции;

 

- приоритетное влияние на принятие  решений мощных групп давления;

 

- отстраненность рядовых депутатов  от принятия решений;

 

- возрастание влияния специализированных  органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

 

- на ослабление демократического  контроля снизу.

 

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом  депутатов, которые имеют возможность  подготовительной работы с решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

 

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы низкой гражданской активности населения с развитием "компьютерной демократии" (термин введен западными политологами Г. Краухом, Б. Барбером, Н. Боббио) или "телематической демократией". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина, не выходя из дома, кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов. Но и здесь есть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности" обывателя), может возникнуть проблема с анономностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших [1].

Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"