Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

 

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного  соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.

 

3. Теоретические модели демократии

 

 

Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионностью самого вопроса о том, что составляет саму суть демократии. В современной политической науке нет единой теории демократии. В середине ХХ в. ЮНЕСКО призвала ученых разработать понятие "демократия". Тогда было дано несколько десятков определений. Сегодня можно насчитать 550 трактовок демократии. Среди ее трактовок есть и те, что указывают на "урезанные" формы демократии [3, c.10].

 

Существуют различные способы  классификации моделей и концепций  демократии. Выделим наиболее существенные из этих концепций. В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.

 

Идентитарные теории (от лат. identitas - тождество, "идентичность") исходят  из того, что существует единая воля народа, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Принцип представительства отрицается, а основной акцент переносится на прямую демократию. Суверенитет понимается как осуществление общей воли. Это направление берет начало в теории демократии Ж.-Ж. Руссо, нашло продолжение в марксизме и реализовано в социалистической практике (социалистические тоталитарные режимы). Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации).

 

Конкурентная теория демократии исходит  из признания возможного несовпадения интересов различных групп и  права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

 

Основные отличия идентитарной и конкурентной теорий демократии представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Идентитарная и конкурентная теории демократии [4, c.39].

 

Идентитарная теория Конкурентная теория

 

Идентичность правителей и управляемых  Представительство (власть через представителей)

 

Плебисцит (всенародный опрос, референдум) Парламентаризм

 

Императивный мандат (обязывающий  депутатов) Свободный мандат

 

Отрицание интересов части общества Легитимный плюрализм

 

Гомогенная (единая) воля народа Конкуренция  противоположных интересов групп

 

Объективное, единое всеобщее благо (априори) Общественное благо в результате компромисса интересов (апостериори)

 

Ориентация на цель и смысл (финалистская обусловленность цели) Ориентация на правила политической игры

 

В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике (автономное, через какую-либо группу, либо как  неотъемлемую часть целого) выделяют либеральные (индивидуалистические), плюралистические и коллективистские теории демократии.

 

Либеральные теории опираются на следующие  идеи:

 

· автономность личности и ее первичность  по отношению к народу;

 

· политический порядок должен обеспечить саморазвитие индивида;

 

· главной ценностью признается свобода индивида, корни которой  лежат вне политики - в частной  жизни, в предпринимательстве;

 

· основная функция государства  заключается в ограничении внешнего давления на индивидуальную свободу, что  дает максимальную возможность для саморазвития;

 

· индивидуальные свободы требуют  закрепления в конституции;

 

· вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей;

 

· народный суверенитет - это формирование власти с согласия народа и право  каждого гражданина участвовать в управлении.

 

Слабыми сторонами либеральной  модели является абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной  поляризации населения делает эту  возможность трудноосуществимой для  низшего класса общества.

 

Плюралистические теории включают в себя следующие идеи:

 

· главным субъектами политики являются группы;

 

· индивид может выразить свою волю только через группу;

 

· в обществе существуют самые разнообразные  центры власти (фирмы, университеты, партии и др.);

 

· политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой  компромисс между различными групповыми интересами;

 

· государство выступает как  нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов.

 

Уязвимым местом плюралистических теорий является представление о том, что решения принимаются с учетом интересов всех групп; что отдельные группы лишены возможности доминирования при принятии решений; абсолютизируется нейтральность государства; игнорируется тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны и имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

 

Коллективистские теории демократии совпадают по содержанию с идентитарными  теориями. С 60-х гг. среди идеологов левых партий и движений особой популярностью пользуется теория партисипаторной демократии (демократия участия). Ее идеологи настаивают на достижении политического равенства через расширение политического участия всех слоев общества и особенно для низших слоев. Основные положения теории:

 

вовлечение масс в политический процесс от принятия решений до их осуществления;

 

распространение принципа участия  на неполитические сферы: семья, образование, экономика (самоуправление и рабочий  контроль на производстве);

 

децентрализация принятия решений (по менее сложным вопросам решения  принимаются через процедуры  прямой демократии);

 

упрощение процедуры выборов (применительно  к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и  на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей).

 

Не отрицая необходимости в  современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной  системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право "отозвать" депутата.

 

Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. В теории плебисцитарной демократии Вебера демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Формы политического участия масс - лишь участие в выборах. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Шумпетеровская теория получила дальнейшее развитие и была дополнена чертами либерализма. Наибольшую известность среди "доработанных" трактовок получила теория "полиархии" американского политолога Р. Даля. По мысли автора, то, что называют демократическими режимами, являются полиархиями (с греч. arhe -суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но который полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический режим включает в себя политическую конкуренцию и участие, политический плюрализм, политические свободы, право оппозиции оспаривать решения правительства, свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

 

Основные понятия: демократия, прямая демократия, представительная демократия, репрезентативная демократия, делегированная демократия, референдум, плебисцит, абсентеизм, полиархия, телематика, компьютерная демократия, идентитарные теории, конкурентные теории, плюралистические теории, коллективистские теории демократии, партисипаторная демократия, либеральная демократия, плебисцитарная демократия, элитарная теория демократии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Чем модель полисной демократии  отличается от модели либеральной  демократии?

 

2. А. Токвиль предупреждал о  возможности мягкого трудноразличимого  деспотизма при демократии. Что имел ввиду А. Токвиль? Каким образом современное общество может избежать этой "тирании" демократии?

 

3. Выделить основные признаки  современной демократии.

 

4. Существуют ли пределы для  прямого самоуправления народа?

 

5. В чем заключаются недостатки прямой и представительной демократии?

 

6. В чем заключаются достоинства  прямой и представительной демократии?

 

7. Что лежит в основе идеи  Р. Даля, что современные демократические  режимы являются полиархиями?

 

8. Существует ли перспектива  появления новых форм прямой демократии?

 

9. Какие теории демократии можно  отнести к идентитарным и к  конкурентным теориям?

 

10. В чем слабые стороны идентитарных  теорий демократии?

 

11. В чем смысл либеральных  теорий демократии?

 

12. Выделить наиболее уязвимые места плюралистической теории демократии.

 

13. Почему важнейшим условием  существования демократических  режимов является реализация  права оппозиции высказывать  свое мнение?

 

14. Чем объясняется стабильность  демократических режимов?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Васильева Н. А. Телематические  возможности прямой демократии // Кентавр. 1994. № 5.

 

2. Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.

 

3. Даймонд Л. Прошла ли "третья  волна" демократизации // Полис. 1999. № 1.

 

4. Что такое демократия? // Полис. 1992. № 3.

 

5. Сирота Н.М. Политология: Курс  лекций. М.: Паритет. 2000.

 

6. Современный капитализм: критический  анализ буржуазных политологический  концепций / К.С. Гаджиев, А.К.  Гливаковская и др. М.: Наука. 1988.

 

7. Цыганков А.П. Политология Роберта Даля // Социально-политические науки. 1990. № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 8: ГОСУДАРСТВО  КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

 

 

1. Концепции происхождения государства.

 

2. Признаки и сущность государства.

 

3. Функции государства.

 

4. Структура и формы государства.

 

5. Правовое и социальное государство.

 

6. Государство и гражданское  общество.

 

1. Концепции происхождения государства

 

 

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого термина:

 

1) государство трактуется как  совокупность государственных учреждений, т. е. аппарат управления обществом; 

 

2) как особый вид политико-правовой  организации власти общества.

 

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю  территорию страны и её население  и располагает для этого специальным  аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

 

 Существует несколько концепций  происхождения государства: Теологическая  концепция объясняет возникновение  государства, а также все его  решения действиями и санкциями божественной воли.

 

Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве  как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа". Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.

 

Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства  предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"