В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва)
сложились формы правления, которые
с трудом подходят под вышеназванные
"чистые" формы. Их называют полупрезидентскими
или смешанными. Президент, являясь
главой государства, в тоже время
влияет на формирование правительства
и назначения на ключевые посты. Хотя,
как и в парламентской форме, существует
премьер-министр, президент обычно председательствует
на заседаниях кабинета министров и утверждает
его решения. Правительство несет двойную
ответственность - перед президентом и
парламентом. У политологов нет единого
мнения относительно формы правления,
сложившейся в современной России. Ее
оценивают как смешанную, указывая на
роль президента в формировании правительства
и его влияние на принятие решений правительства,
на право роспуска нижней палаты парламента
-Государственной Думы (последнее полномочие
в президентской республике у главы государства
отсутствует). Ряд ученых говорят о России
как суперпрезидентской республике, ссылаясь
на объем полномочий, предоставленных
президенту, и на сложность объявления
процедуры импичмента.
Форма государственного устройства характеризует
территориальное деление государства
и соотношение полномочий центральных
и региональных (местных) органов
власти. Основными формами государственного
территориального устройства являются
унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат. unitas - единство) государство
(Болгария, Венгрия, Великобритания) предполагает
распространение на всю его территорию
единой системы права, органов государственной
власти и управления, единого гражданства.
Местные органы управления не обладают
какой-либо политической самостоятельностью,
но могут быть самостоятельны в хозяйственной
и социально-культурной сферах. Унитарные
государства бывают централизованными
(Швеция, Дания) и децентрализаванными
(Испания, Франция). Последняя форма предполагает
большую автономность крупных регионов,
которые могут иметь даже собственные
парламенты и правительство. Федерация
(от лат. federatiо - союз, объединение) - это
сложное, союзное государство, состоящее
из государственных образований, обладающих
определенной политической самостоятельностью
(штатов, кантонов, республик, земель и
т.п.). Классическое возникновение федеративных
государств осуществлялось "снизу"
"вверх" через интеграцию ранее самостоятельных
государственных образований в единое
государство. Федеральные конституции
(в более редких случаях - договор) устанавливают
степень самостоятельности ее субъектов.
Отношения между центром и субъектами
строятся на основе распределения полномочий:
часть из них является исключительной
компетенцией федерального центра, другая
- субъектов федерации, третья - в совместной
компетенции. Субъекты федерации могут
иметь собственные конституции, правовую
и судебную систему, свои органы власти
и управления, свое гражданство. В большинстве
случаев члены федерации не имеют право
одностороннего выхода из союза. Федерация
формируется по территориальному (административному)
принципу (США, Германия, Бразилия), по
национальному принципу (бывшие СССР,
Югославия, Чехословакия), либо на сочетании
двух основ (Россия, Пакистан). История
показала, что национальная федерация
оказалась менее устойчивой, чем территориальная
(административная) федерация. Разнотипный
характер Российской Федерации проявляется
в наличии трех видов субъектов, что закреплено
ст. 5 Конституции РФ: национальные республики,
административно-территориальнве единицы
(край, область) и национально-территориальные
единицы (автономный округ, автономная
область). Сложность подобного строения
федерации проявляется в том, что один
субъект федерации (автономия) входит
в состав другого (область, край). Подобный
принцип "два в одном" порождает комплекс
экономических и административных проблем
в сложносоставленных регионах (Тюменская
область, Красноярский край и др.).
Ряд ученых выделяет симметричные и
асимметричные федерации. Первая означает
полное равноправие всех субъектов,
вторая - предполагает в силу каких-либо
причин (например, с целью погасить
тенденцию к сепаратизму) предоставление
отдельным субъектам более широких прав
в области налоговой политики, в сфере
международной деятельности и др. К подобным
государствам относят Бельгию, Испанию,
Россию, Индию, Пакистан, Малайзию.
Конфедерация - союз юридически и политически
независимых государственных образований
для осуществления конкретных совместных
целей. Такими целями является оборона,
внешняя политика, экономическое сотрудничество.
Члены конфедерации сохраняют свой государственный
суверенитет, гражданство и законодательство.
Конфедеративное государство неустойчиво
и перерастает либо в федерацию (США в
ХYIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.),
либо распадается.
5. Правовое и социальное государство
Развитие демократии непосредственным
образом связано с утверждением
правового государства. Остановимся на
основных принципах правового государства:
1. Верховенство закона, его господство
над всеми сферами жизни.
2. Правовой характер самих законов,
т.е. их соответствие международным
правовым стандартам.
3. Приоритет прав и свобод личности
и ее свободное развитие. Государство
признает за личностью определенную сферу
свободы, куда вмешательство государства
недопустимо. Общеизвестна формула: "все,
что не запрещено индивиду, ему дозволено",
а для власти: "все, что не разрешено
власти, ей запрещено".
4. Взаимоответственность государства
и личности. В правовом государстве
отношения между ними строятся
не только на правовой основе,
но также пронизаны морально-этическими
обязательствами.
5. Разделение власти на законодательную,
исполнительную и судебную ветви, что
исключает монополию какого-либо органа
на власть.
Сущности современного демократического
государства соответствует не только
его правовая, но и социальная форма.
Считается, что такой тип государства
складывается во второй половине ХХ в.
в странах Запада во многом благодаря
влиянию социальных экспериментов социалистических
стран. Социальное государство - это государство,
стремящееся к обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования, прав
на социальную защиту, на участие в управлении
производством. Внутреннюю политику социального
государства можно охарактеризовать как
средство утверждения социального компромисса
и солидарности в обществе. Такое государство
сглаживает имущественное и другое социальное
неравенство, помогает низкодоходным
группам, заботится о предоставлении каждому
работы или иного источника существования.
Это проявляется в реализации разнообразных
программ государства, направленных на
развитие сферы образования, здравоохранения
(в различных странах приняты программы,
призванные гарантировать общедоступность
и бесплатность здравоохранения, основного
общего и среднего профессионального
образования); помощи пенсионерам и другим
социально уязвимым группам; в создании
новых рабочих мест; в развитии системы
переобучения безработных, трудоустройства
молодежи. Подобным образом государство
гарантирует право своих граждан на "достойную
жизнь", право на минимальный стандарт
благополучия, а в идеале - примерно одинаковые
для всех социальных групп стартовые возможности
для реализации жизненных целей. Реализация
этих прав находится в непосредственной
зависимости от уровня экономического
развития страны, от перераспределительной
политики государства, когда с помощью
налогов часть доходов богатых слоев населения
перераспределяется в пользу бедных. Реализация
социальных прав человека позволяет характеризовать
политику государства в терминах социальной
справедливости. Эти аспекты всегда находятся
в центре внимания политических партий
и движений, являются важнейшей составной
частью их программ. Социал-демократические
и коммунистические партии настаивают
на расширении социальных программ, в
то время как правые партии критикуют
социальное государство, связывая с ним
такие явления, как разрастание бюрократического
аппарата, рост массового иждивенчества,
повышение налогов, что в итоге тормозит
экономическое развитие. Например, неоконсерваторы
отстаивают тезис об адресной социальной
поддержке, что должно сократить количество
получателей социальной помощи.
6. Государство и гражданское
общество
Формирование правового государства
возможно лишь на основе развитого
гражданского общества. В понятии "гражданское
общество" отражена иная, нежели государство,
сфера социальной жизни - сфера частногражданской
жизни людей, где доминирует предприимчивость,
инициатива и частный интерес. Гражданское
общество - это сфера социальной жизни,
в которой люди взаимодействуют самостоятельно
и автономно по отношению к государству.
В государстве преобладают вертикальные
отношения и иерархичные связи, для гражданского
общества характерно преобладание горизонтальных
связей - отношений конкуренции и солидарности
между юридически свободными и равноправными
партнерами. Важным условием существования
гражданского общества является наличие
правового механизма, который ограждает
его от прямого вмешательства со стороны
государства. Какое состояние системы
социальных отношений можно определить
как гражданское общество? В современной
теории нет единого ответа. Одни исследователи
считают возможным применить эпитет "гражданское"
к догосударственному обществу (такой
подход вряд ли является продуктивным,
т.к. первобытное общество предполагало
не автономию, а растворение индивида
в родоплеменной группе), другие считают,
что таковым оно становится, когда появляется
государство, третьи связывают его с развитием
капитализма в экономике и с преобразованием
характера отношений между властью и населением,
когда отношения между властью и подданными
трансформировались в отношения между
властью и гражданами. Существуют разные
подходы относительно структурных составляющих
гражданского общества. 1. Наиболее распространен
подход, отождествляющий гражданское
общество с внегосударственной сферой.
В этом случае структура гражданского
общества будет включать в себя, во-первых,
- экономические, семейно-родственные,
этнические, религиозные и моральные отношения,
а также неопосредованные государством
политические отношения между партиями
и общественными движениями; во-вторых,
- социальные институты: негосударственные
предприятия, акционерные общества, семья,
церковь, негосударственные СМИ, институты
культуры и образования, партии, органы
местного общественного самоуправления.
2. Из структуры гражданского общества
исключатся экономическая сфера. 3. За
границу гражданского общества выносятся
политические движения и партии, органы
общественного самоуправления, которые
объединяются в особую сферу - "политическое
общество". Последнее трактуется как
посредник между гражданским обществом
и государством. Формирование гражданского
общества тесно связано с развитием правового
государства. Важнейшими предпосылками
этого взаимосвязанного процесса являются
многоукладная рыночная экономика (основа
независимости граждан от государства);
равноправие различных социальных классов
и слоев; реальные гарантии прав и свобод;
соблюдение гражданами законов; ориентация
органов государственной власти на соблюдение
конституции. Показателем способности
гражданского общества к самоорганизации
является многопартийность. Партии призваны
"отфильтровать" интересы различных
социальных групп и воплотить их в конкретные
решения государственной власти. Тем самым
гражданское общество является источником
законов. Основные понятия: государство,
форма правления, монархия, абсолютная
монархия, дуалистическая монархия, республика,
президентская республика, парламентская
республика, импичмент, вето, форма государственного
устройства, унитарное государство, федерация,
конфедерация, правовое государство, социальное
государство, гражданское общество, политическое
общество.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему государству принадлежит
основное место в политической
системе?
2. С чем связано появление
государства?
3. Перечислить основные признаки
государства?
4. Можно ли государство полностью
"убрать" из экономики?
5. В чем особенности института
современной монархии?
6. Определите форму правления
в современной России?
7. С чем связаны трудности
в развитии гражданского общества
в России?
8. В чем проявляются положительные
и отрицательные стороны социального
государства?
9. В чем отличия конфедерации
и федеративного государства
от унитарного?
Заполните таблицу. Признаки Унитарное
государство Федерация Конфедерация
Конституция единая Высшие органы
власти единые Гражданство единое Система
права единая Судебная власть единая Территория
единая Валюта единая
7. Заполните таблицу, раскрывающую
структуру гражданского общества:
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Содержание потребностей и виды
отношений Институты, реализующие потребности
граждан 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дарендорф Р. От социального
государства к цивилизованному
сообществу // Полис. 1993. № 5.
2. Каган М.С. Гражданское общество
как культурная форма социальной системы
// Социально-гуманитарные знания. 2000. №
6.
3. Крутов А.В. Политическое общество:
взгляд на проблему // Социально-гуманитарные
знания. 1999. № 3.
4. Общая и прикладная политология
/ Под общей ред. В.И. Жукова,
Б.И. Краснова М.: МГСУ, 1997. С. 428-443.
5. Петров В. Россия: кризис федерации.
Прошлое, настоящее, будущее. М.,
1999.
6. Политология: учебное пособие
для студентов / Н.П. Денисюк,
Т.Г. Соловей. Мн.: Тетра Системс.
1997.
7. Политология: Учебник для вузов
/ Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист.1999.
ЛЕКЦИЯ 9: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ
1. Политическая партия: понятие,
структура, функции.
2. Типы партий.
3. Партийные системы.
4. Развитие многопартийности в России.
5. Общественно-политические движения.
1. Политическая партия: понятие,
структура, функции
Политика - это специфический способ
взаимодействия государства и общества.
Связующим звеном между ними выступают
политические партии и общественно-политические
движения. Являясь элементом гражданского
общества, они позволяют ему эффективно
воздействовать на политику государства.
Политическая партия - это организованная
группа граждан, выражающая интересы тех
или иных социальных слоев и
стремящаяся к реализации внутригрупповых
целей путем борьбы за государственную
власть и реализацию власти. От других
общественно-политических организаций
партии отличаются открытой нацеленностью
на овладение властью; претензией на выражение
интересов широких масс; четкой организационной
структурой; наличием групповой стратегии
и тактики действий; определенной системой
идеологических ориентаций.
Несмотря на наличие значительной
литературы, посвященной партиям, единства
в понимании их сущности нет. Наиболее
распространенным являются следующие
подходы:
- классовый. Становление партий
связывается с выделением больших
социальных групп (классов), а
сами партии трактуются как
наиболее активная и организованная
часть какого-либо класса, выражающая
его интересы. Сегодня классовый
подход встречает все больше критики,
что связано с размыванием самих классов;
- идеологический. Становление партий
связывается с выделением групп,
основанных не столько на общности
социально-экономического положения,
сколько на общности взглядов.
Сама же партия, как писал Б. Констан, являет
собой группу людей, признающих одну и
ту же политическую доктрину;
- функционально-прагматический. Становление
партий связывается с постановкой
цели завоевания власти, сами
они трактуются как группы
людей, ставящих перед собой цель прихода
к власти. Именно данный подход доминирует
в современной политологии.
Партии призваны выражать и защищать
специфические интересы определенных
групп и слоев общества. В этом
смысле партийные образования существовали
уже в древнем мире. В частности, о
них упоминает Аристотель, выделяющий
среди граждан Афинского государства
партии жителей горы, равнины и побережья.
Аналогичные группировки существовали
в Риме. В Риме впервые возникает и сам
термин "партия", что в переводе с
латинского означает "часть" - часть
какой-либо большой общности. Для всех
партий указанного периода были характерны
следующие черты: сословный характер,
немногочисленность; неустойчивость (любое
изменение ситуации вело к распаду группы);
организационная неоформленность; слабая
связь с массами (группировки носили элитарный
характер). Аналогичные аморфные группировки
возникали и в период европейского средневековья.
Например, известна борьба партий "черных"
(феодалов-нобилей) и "белых" (богатых
горожан) во Флоренции в ХI веке. Буржуазные
революции дали импульс для появления
множества партий. Так, Французская революция
1789 г. привела к формированию партий фельянов,
жирондистов и якобинцев. В это время выявились
основные способы формирования партий: