Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

 

Крайне многопартийные системы (Италия, Франция) предполагают участие в борьбе за власть 6-8 партий, наличие значительного идеологического размежевания между партиями, двухстороннюю (и слева, и справа) оппозицию правительству, а также существование множества недолговечных партийных коалиций, позволяющих формировать правительство.

 

Атомизированные системы (Боливия, Малайзия) предполагают наличие значительного  количества слабо связанных между  собой и с населением партий (от 30 до 200); изолированность партий от власти; отсутствие у них рычагов  воздействия на власть.

 

4. Развитие многопартийности в  России

 

 

В свете сказанного особый интерес  вызывает вопрос о сущности и типе многопартийности в современной  России. Начало процессу формирования партий было положено в конце 80-х  гг. ХХ в., когда одновременно обозначились две тенденции. С одной стороны, в кругах интеллигенции, находившейся в оппозиции к КПСС, инициируется создание организаций социал-демократического, либерального и традиционалистского толка. Первой партией подобного рода явился созданный в мае 1988 г. Демократический союз (В. Новодворская). С другой стороны, тогда же в рамках самой КПСС начинается формирование группировок, не разделяющих генеральной линии партии. В итоге, весной 1990 г. оформились две новые левые партии - "Марксистская партия - партия диктатуры пролетариата" и "Российская коммунистическая партия". Таким образом, на рубеже 80-х - 90-х гг. происходит становление двух лагерей: левого и правого.

 

Последующие годы (первая половина 90-х  гг.) предстают как период дальнейшей дифференциации партийных группировок, углубления их идеологических расхождений: и левые и правые раскалываются по степени радикальности своих позиций. На сегодняшний день в российской партийной системе представлен весь возможный спектр идеологий и позиций.

 

ТАБЛИЦА: Крупнейшие партии по состоянию на начало 2000 г.

 

идеология Правые левые

 

(свобода, рынок) (равенство, антирынок)

 

Радикалы(кардинальная смена существующегопорядка) ДВР (Демократический выбор России),ПЭС (Партия экономической свободы) ПСТ (Партия самоуправления трудящихся)

 

Либералы(обновление существующего  порядка) "Яблоко", СПС (Союз правых сил) СДПР (Социал-демократическая партия России),АПР (аграрная партия России)

 

Консерваторы(сохранение порядка) ЛДПР (Либерально-демократическая партия России) КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации)

 

Традиционалисты(возвращение к  старому порядку) КРО (Конгресс Русских  общин) РКРП (Российская коммунистическая рабочая) партия

 

При столь явственной проявленности  крайних позиций, особую озабоченность  вызывает отсутствие в стране центристских партий. Роль Центра пытается выполнить "Единство".

 

Обобщая сказанное, отметим, что ситуация с многопартийностью в современной  России ближе к атомизированному типу партийной системы. Политический спектр представлен несколькими  десятками партий, не способных к диалогу друг с другом, ориентирующихся на полярные политические идеологии (такой тип многопартийности называют поляризованным), не имеющих (за редким исключением) значительного влияния в массах. Узость социальной базы партий объясняется тем, что многие из них носят искусственный характер, создаются под конкретных людей, таким образом удовлетворяющих свои амбиции на лидерство. Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии раздают популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется, но тем самым способствуют радикализации настроений в обществе. Развитие подлинной многопартийности представляет собой незавершенный процесс, что можно объяснить незавершенностью процесса социального структурирования общества (появление новых классов и социальных слоев под воздействием экономических реформ). Очевидно, что по мере кристаллизации новой социальной структуры, по мере развития гражданского общества сформируются реальные группы интересов, а вместе с этим и эффективная многопартийность, способная выразить эти интересы.

 

5. Общественно-политические движения

 

 

От партий следует отличать общественно-политические движения (ОПД). Они представляют собой  различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые  для достижения конкретных целей путем оказания влияния на правительство. Существенными признаками ОПД являются следующие: более аморфная и более широкая социальная база по сравнению с партиями; ориентация на достижение конкретной политической цели; более размытая организационная структура; ОПД обычно не ставят перед собой непосредственной задачи достижения власти, ограничиваясь оказанием давления на нее.

 

Методы, используемые движениями для  достижения поставленных целей, делятся  на методы опосредованного воздействия (проведение пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под своими требованиями, проведение забастовок, неповиновение указам правительства, проведение пикетов, митингов, шествий) и методы непосредственного воздействия (введение своих представителей в состав органов власти, участие членов движений в работе разного рода согласительных комиссий и комитетов, поддержание тесных личных контактов с членами политической бюрократии).

 

Общими причинами возникновения  ОПД являются: 1) схожесть в положении определенных групп людей; 2) стремление людей посредством принадлежности к группе более эффективно противостоять неблагоприятным воздействиям извне (со стороны государства). Каждое ОПД имеет, помимо этого, свою собственную историю и, следовательно, собственные причины возникновения. Остановимся на некоторых движениях более подробно.

 

Профессиональное движение своей  целью ставит объединение и защиту интересов трудящихся по роду их деятельности. Оно впервые возникло в период средневековья в виде цеховых организаций ремесленников, но современную форму приняло в XIX в. Сегодня профсоюзы играют весьма существенную роль в формировании политики государства. Нередко их лидеры вводятся в состав тех или иных государственных структур. Иногда профсоюзы могут брать власть в государстве в свои руки (Польша конца 80-х - начала 90-х гг.; президент Л. Валенса - лидер профсоюзной организации "Солидарность"). Некоторые профсоюзы (в Германии, Великобритании) являются основой политических партий и контролируют их действия. Крупнейшими профсоюзными центрами России являются: 1) ВКП (Всеобщая конфедерация профсоюзов), объединяющая организации СНГ и 2) ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России). По данным 2000 г. эта организация объединяла в своих рядах 50 миллионов человек.

 

Конфессиональные движения известны с глубокой древности. В современном  оформленном виде появляются в Европе в середине XIX в., ставя перед собой  задачу перестройки политических отношений  на основе христианской морали и создания условий для участия верующих в политической жизни. Особой популярностью конфессиональные движения стали пользоваться после Второй мировой войны. Часть из них переросла в политические партии. В Германии, к примеру, блок Христианско-демократического и Христианско-социалистического союзов в течение нескольких десятилетий являлся правящей силой.

 

Народные фронты. Впервые как  массовая организация появляются в  период между двумя мировыми войнами, поставив своей целью борьбу за демократизацию общества. В социалистических странах массовое создание фронтов выпало на конец 80-х гг. На практике фронты представляют собой объединение разнородных сил: партий, профсоюзов и других видов социальных движений. Существенную роль фронты сыграли в политической жизни Испании и Франции. В некоторых странах они сумели взять власть в свои руки (например, народный фронт Румынии, народный фронт Литвы - "Саюдис").

 

Природоохранные движения появились  в середине ХХ в. с целью обратить внимание властей на экологические  проблемы. Несмотря на внешнюю "неполитичность", природоохранные движения оказывают весьма существенное влияние на политику: вводят своих членов в состав представительных институтов; создают препятствия на пути проведения ядерных взрывов; воздействуют на принятие экологических программ и т.д. Наиболее крупным и влиятельным движением такого рода в глобальном масштабе является организация "Greenpeace". Российские зеленые объединены в движение "Кедр".

 

Помимо обозначенных на политическую жизнь общества оказывают влияние  и другие организации: женские (движение солдатских матерей, движение женщин России); молодежные (сегодня принято считать, что движение хиппи сыграло решающую роль в уходе США из Вьетнама и формировании в этой стране профессиональной армии), антивоенные и ветеранские (союз ветеранов Афганистана), правозащитные.

 

Основные понятия: партия, электорат, социальная база партии, моносредная  партия, промежуточная партия, универсальная  партия, массовая партия, кадровая партия, правящая партия, оппозиционная партия, идейно-политическая партия, прагматическая партия, партийная система, общественно-политическое движение, профессиональное движение, конфессиональное движение, народный фронт, природоохранное движение.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Какое место в системе отношений  "государство - общество" занимают политические партии?

 

2. Когда и в связи с чем  партии начинают оказывать существенное  влияние на политический процесс?

 

3. Назовите государства, в которых  нет партий?

 

4. Охарактеризуйте основные признаки  массовых и кадровых партий. Заполните  таблицу:

 

Признаки Кадровая партия Массовая партия

 

Количество членов

 

Характер членства в партии

 

Степень жесткости организационной  структуры 

 

Периодичность активности деятельности партии

 

5. Перечислите основные типы  партийных систем по Дж. Сартори.

 

6. В чем заключается специфика  формирования многопартийности  в России?

 

7. Охарактеризуйте способы воздействия  ОПД на власть. В чем разница  между методами опосредованного  и непосредственного воздействия?

 

8. Определите, какие из функций  партии характеризуют ее отношения с государством, а какие - с обществом? Заполните таблицу.

 

Функции партии в отношении общества Функции партии в отношении государства

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Гомеров И.Н. Политические партии  в системе властных отношений.  Новосибирск. 1990.

 

2. Гостев С.Л. Общественно-политические  организации радикально-националистического  толка // Вестник МГУ. Сер.12. Политические  науки.1999. № 2.

 

3. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения // Мировая экономика и международные  отношения. 1997. № 1.

 

4. Евдокимов В.Б. Партии в политической  системе общества. Свердловск. 1990.

 

5. Журавлева Л.Н. Политические  партии и партийные системы  // Социально-политический журнал. 1996. № 3.

 

6. Михельс Р. Социология политических  партий в условиях демократии // Диалог. 1990. № 3.

 

7. Острогорский М.Я. Демократия  и политические партии. М., 1997.

 

8. Политические партии России. М., 1995.

 

9. Пушкарева Г.В. Партии и партийные  системы: концепция М. Дюверже  // Социологические исследования. 1993. № 9-10.

 

10. Шмачкова Т.В. Мир политических  партий // Полис. 1992. № 1-2.

 

11. Холодовский Х.Г. Партии: кризис  или закат? // Полития. Зима 1999-2000. №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ10: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

 

 

1. Понятие элиты. Теории элит.

 

2. Причины элитизма. Функции и  типы элит.

 

3. Каналы и способы рекрутирования  политической элиты.

 

4. Политическая элита России.

 

1. Понятие элиты. Теории элит

 

 

Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих  и управляемых. Взаимоотношения  между ними характеризуются крайней асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни, мышление и поведение значительных по численности подвластных ей масс. Для понимания феномена политических отношений огромное значение имеет выяснение роли каждой из указанных групп в процессе принятия политических решений.

 

В первую очередь анализа требует  роль управляющего меньшинства, именуемого в науке "элитой". Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел  в научный обиход на рубеже XIX - XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, господствующий над всеми остальными слоями в силу своего преобладания по объему экономического, политического или культурного капитала [2, с. 185].

 

При рассмотрении элиты применительно  к сфере политики ученые оперируют  двумя близкими, но не идентичными  терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая  элита" - это все группы, которые  могут и реально оказывают влияние на власть, контролируют основные ценности общества. Властвующая элита складывается из следующих элементов:

 

1. Экономическая элита - крупные  собственники, владельцы корпораций  и т.д. Они воздействуют на  политику посредством денег: финансирование партий и избирательных кампаний.

Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"