Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:31, курс лекций

Описание

Политология – новое название политической науки, утвердившееся в 60-е – 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства – краткость и понятность. В становлении всего обширного комплекса знаний о политике выделяются три последовательно опосредующие друг друга системы или уровни интеллектуального освоения политической практики.

Содержание

Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая, восемнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Лекция девятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Лекция двадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Лекция двадцать первая
ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция двадцать вторая
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Лекция двадцать третья
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Работа состоит из  2 файла

Лекции Мунтян на русс..doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

подданническая  - с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминировала в течение всей истории Государства Российского, включая и период СССР;

партиципаторная (англ. participation - участие), - свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея в виду влияние граждан на властные отношения в стране с помощью выборов, референдумов, демонстраций.

В реальной политической жизни эти  типы политической культуры практически никогда не проявляются в “чистом” виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов (субкультур). Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в которой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике. “Гражданская культура, - отмечают Г. Алмонд и С. Верба, - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль “подданных”. Еще важнее факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного”.

В содержательном плане существуют и  более общие критерии типологии политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, (или Юга и Севера), ценности и традиции которых являются фундаментом всех существующих типов политической культуры.

Идеалы  политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательное участие граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Труд как залог жизненного преуспевания, права и свободы личности, приоритет гражданского общества по отношению к государству, выдвижение во главу угла общественной жизни права и закона, разделение властей, представительная демократия и многое другое – ценности и приоритеты, на базе которых сложились политические культуры западного типа. Содержание его Алмонд и Верба раскрыли следующим образом:

- общая положительная оценка  значения деятельности правительства для него лично и глубокое осознание этого факта;

- высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области;

- чувство гордости за политические институты своей нации;

- ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

- желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

- открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;

- чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, кампаний по выборам;

- обоснованность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-либо из сограждан;

- компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;

- вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Нормы и традиции политической культуры Востока  коренятся в особенностях жизнедеятельности  общинных структур аграрных обществ  Азии и Африки. Базовые ценности данного мира формировались под воздействием постоянного доминирования властвующих структур, господства коллективистских форм организации частной жизни, подавления централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших, начальников. Поэтому этической нормой политической культуры восточного типа стали обычаи, а не закон, мнение руководства, а не конституция. Данные обстоятельства утвердили в качестве основных ценностных ориентаций восточной политической культуры:

- убеждение в необходимости  обязательного посредника (гуру, учителя, старшего) между простым человеком и властью;

- понимание политической  власти как сферы божественного  правления; 

- исключение свободы,  плюрализма, состязания из мира  политики;

- признание главенствующей  роли элит при отсутствии не  только намерений, но и потребности в контроле их деятельности;

- предписание простому  человеку сугубо исполнительских  функций.

Противоположность базовых ориентиров западного и  восточного типов политической культуры имеет устойчивый характер, который  не могут поколебать даже серьезные политические реформы. В некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, технологический рывок Японии и ее вхождение в клуб ведущих индустриальных держав, а также последствия американской оккупации страны после второй мировой войны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Для современного мира характерны процессы не только вестернизации, но и ориентализации.

IV. Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием факторов, не утративших своего влияния и в настоящее время. К ним в первую очередь можно отнести геополитические обстоятельства (размер территории, климат, ландшафт, сопредельные народы). Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общинные формы организации жизни россиян, геополитическая срединность России по отношению к Востоку и Западу, постоянная ориентация государства на чрезвычайные методы управления. Длительное и противоречивое влияние различных факторов привело к возникновению внутренне расколотой, горизонтально и вертикально поляризованной политической культуры, в которой ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым ориентирам. Основные слои населения тяготеют в разных пропорциях к ценностям и западной, и восточной политической культуры. Для России и сегодня характерны:

- историческая склонность к централизации государственной власти, доминированию государства над обществом;

- историческая выдержка и стойкость, готовность к сплочению и консолидации только в переломные, кризисные, судьбоносные эпохи и политическая индифферентность, апатия, конформизм – в остальные периоды государственной жизни;

- отрицание прошлого политического опыта каждой вновь пришедшей к управлению государством властной группировкой;

- предпочтительность революционных  действий по сравнению с реформаторскими программами и стратегиями;

- ориентация на быстрые благоприятные  перемены в обществе, перманентная идея “большого скачка”;

- неумение учиться на чужих  достижениях и ошибках, бездумное копирование зарубежного социального и политического опыта;

- широчайший разброс политических  предпочтений значительных групп населения (от монархизма до анархизма), что крайне затрудняет выработку общенациональных идей и стратегий.

Уровень различий и противостояния между  субкультурами в России чрезмерно  высок. Если, к примеру, традиционалисты мифологизируют особость России, то либералы – ее чрезмерное цивилизационное отставание. Первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличает непоколебимая уверенность в правоте “своих” принципов, отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству. Вместе с тем российскому обществу для обретения стабильности и политического единства необходимы последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в контроль над управляющими с тем, чтобы сложились современные массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважения, демократические формы взаимодействия человека и власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПЕРЕМЕНЫ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И  ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Политический процесс  – форма функционирования политической системы общества; определенная совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации прав и прерогатив в политической сфере, по осуществлению специфических функций (дисфункций) в сфере власти и, в конечном результате, обеспечивающих развитие (или распад) данной политической системы.

Политическая  энциклопедия, т.II

 

I. Политические перемены, политический процесс и политическое развитие. Все живое, наделенное разумом, непременно движется, изменяясь во времени и пространстве. Изменение – естественная форма бытия всех объектов и явлений, представляющая собой постоянный переход из одного состояния в другое. Изменение в широком смысле включает в себя все эволюционные процессы, а также возникновение новых явлений в мире, поэтому категории политического изменения и политического развития тесно взаимосвязаны и обычно рассматриваются в паре. Эти понятия принадлежат к числу наиболее важных и часто употребляемых в современной политической науке.

Истоки  динамики политических систем заключаются  в диалектике развития, в разрешении внутренних противоречий и в ответах  на внешние воздействия. Возникающий при этом политический процесс можно и нужно объяснять как определенные перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства (становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень).

Термином процесс (от лат. processus - продвижение) обычно обозначают определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюций; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Если суммировать различные подходы к характеристике политического процесса, то можно выделить два его вида – более схематичный, простой и более комплексный, сложный. Первый из них определяет политический процесс как последовательную и продолжительную во времени смену состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внешних и внутренних условий жизни общества. Второй предполагает, что понятие политического процесса означает:

1) динамическое интегральное измерение политической жизни какого-либо общества, заключающее в себе воспроизводство компонентов его политической системы, а также определенные перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства;

2) совокупную политическую активность социальных и политических субъектов с последовательным развертыванием  в “реальном времени”  всего множества единичных политических действий и событий;

3) борьбу за контроль над средствами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.

Политический процесс  всегда тесно связан с такими тремя  формами существования политических явлений, как функционирование, развитие и упадок:

- функционирование политических явлений на уровне общества – это способ поддержания сложившейся политической системы, воспроизводства того равновесия сил, которое отражает их базовые отношения, продуцирования основных функций структур и институтов, форм взаимодействия элиты и электората, политических партий и органов местного управления. При таком способе изменений традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями;

- развитие характеризует такие модификации базовых параметров политических явлений, которые предполагают позитивный характер эволюции последних, то есть политика выводится на уровень, который позволяет властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями;

- упадок представляет собой такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу политической эволюции явления. По мысли П. Струве, упадок есть “регрессивная метаморфоза” политики. Упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности, например, падение политического режима.

Традиция анализа динамики политической жизни сложилась в  далеком прошлом. К примеру, Полибий еще во II веке до н.э. высказал идеи о целостном круговороте политической жизни, предполагающем закономерный переход государства в стадии становления, расцвета и упадка. Важной вехой в создании основ концепции политического процесса  в западной политологии явились работы К. Маркса и Ф. Энгельса, выдвинувших идеи чередования социально-экономических формаций и смены их политических надстроек. В. Парето разработал в “Трактате по общей социологии” концепцию циркуляции (круговорота) элит, что дало основание Й. Шумпетеру назвать его основоположником “социологии политического процесса”. Но настоящую революцию в теории политического процесса произвела книга А. Бентли “Процесс управления” (1908). Которой подробно была разработана концепция групп интересов и трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в соперничестве за государственную власть.

Преемником Бентли в разработке проблематики политического процесса, исходя из концепции групп интересов, стал Дэвид Трумэн, опубликовавший в 1951 г. книгу “Управленческий процесс”. Как и его предшественник, он под политическим процессом понимал борьбу социальных групп за власть и за контроль над распределением властных ресурсов. Однако придал этому процессу пространственно-временные характеристики в связи с тем, что групповая динамика, по его мнению, предстает как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия, к восстановлению старой модели баланса между группами или к созданию новой модели.

Лекции. Мунтян на англ..docx

— 288.38 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Политологии"