Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:31, курс лекций
Политология – новое название политической науки, утвердившееся в 60-е – 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства – краткость и понятность. В становлении всего обширного комплекса знаний о политике выделяются три последовательно опосредующие друг друга системы или уровни интеллектуального освоения политической практики.
Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая, восемнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Лекция девятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Лекция двадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Лекция двадцать первая
ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция двадцать вторая
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Лекция двадцать третья
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
в) вследствие того, что голосование происходит не за конкретного кандидата, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями может быть весьма слабой;
г) поскольку при пропорциональной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своих партий и их руководства, что связывает руки парламентариям и может отрицательно сказаться на процессе обсуждения и принятия важных законодательных актов.
Мажоритарная избирательная система – это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов плюс 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании (в некоторых странах – от списочного состава электората). При мажоритарной системе возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно, и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. При этой системе на выборах побеждают кандидаты более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.
Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двухпартийных или многопартийных систем. Ее достоинства – возможность формирования эффективно работающего и стабильного правительства; позволяет хорошо организованным, крупным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Недостатки:
а) имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов, в то время как голоса, отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и пропадают;
б) значительная часть избирателей страны остается не представленной в парламенте;
в) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
г) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.
Смешанная избирательная система включает элементы обеих вышеуказанных систем. В современной России половина депутатов Государственной думы избирается в соответствии с пропорциональной системой, другая половина – мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что должно способствовать формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы, что способствует лучшему отражению соотношения политических сил в стране.
III. Избирательный процесс и избирательная кампания. Проведение выборов в органы государственной власти всегда связно с тем, что на политической сцене той или иной страны разворачиваются разнообразные события: проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, политические лидеры выступают с критическими заявлениями и позитивными программами в СМИ, на улицах появляются рекламные плакаты и т.п. Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в государственные органы, можно обозначить понятием “избирательный процесс”. Вместе с тем каждый кандидат или избирательный блок, вступая в предвыборную борьбу, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого определенные усилия.
Проводимую им или ими избирательную кампанию можно определить как совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения их предвыборных целей. Избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом выступают потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат (победа, только “раскрутка”, завоевание части голосов, чтобы ослабить шансы на победу основного кандидата и т.д.). Весь избирательный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество, ожесточенная борьба между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к властным ресурсам.
В зависимости от временной последовательности и особенности решаемых задач, избирательный процесс делится на несколько этапов:
- подготовительная стадия, характеризующая ту общественно-политическую почву, из которой “вырастают” выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;
- выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;
- агитационно-пропагандистская кампания;
- голосование и поведение итогов выборов.
Избирательная кампания начинается, как правило, с выдвижения кандидатов. Сам этот термин применяется как по отношению ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором случае – систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.
IV. Избирательные технологии. Рассматривая избирательную кампанию как разновидность политического процесса, следует учитывать:
во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать “правила игры”, то есть создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия;
во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей. В этой связи совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать голоса за определенного кандидата принято называть избирательной технологией.
В
настоящее время во многих странах
появились люди, чьей профессией стала
организация предвыборных кампаний,
сформировались агентства, специализирующиеся
в этой области. В 1968 г. в Париже была
создана Международная
Структурные звенья избирательной кампании современного типа представляют собой:
- анализ предвыборной ситуации, в ходе которого организаторы избирательной кампании получают тот необходимый минимум знаний, который позволяет им строить избирательную стратегию не вслепую, полагаясь исключительно на собственную интуицию, а рационально, опираясь на объективные данные. Здесь выделяются два направления исследования – всесторонний анализ ситуации в округе накануне выборов и обеспечение информационно-аналитической поддержки начавшейся избирательной кампании;
- стратегия избирательной кампании, которая представляет собой совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет починена вся избирательная кампания. Стратегические темы в ходе избирательной кампании должны получить информационное подкрепление в виде соответствующих аргументов, фактов, распространяемых по различным коммуникационным каналам. Этот процесс можно сравнить с разветвлением растущего дерева, когда от ствола (тема) начинают отрастать многочисленные ветви (сюжеты). Например, если одна из тем предвыборной кампании - честность кандидата, то разработка сюжетной лини означает поиск или создание конкретных примеров, подтверждающих указанное его качество;
- привлечение
в поле своего влияния людей,
принадлежащих к разным
а) активно поддерживающие, то есть “твердый” электорат, который при любых условиях проголосует за своего кандидата или за свою партию;
б) пассивно поддерживающие, которые могут и не придти на выборы из-за факторов, которые не имеют никакого отношения к политике – занятость на работе, дачные заботы, семейные обстоятельства и т.д.;
в) занимающие нейтральную позицию, то есть люди, чаще всего не имеющие четко выраженной политической позиции, их мало интересует предвыборная борьба, они не определились в том, за кого будут голосовать или вообще пойдут на выборы;
г) настроенные недоверчиво. Обычно этот слой составляют люди, симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам или люди с оформившимся предубеждением ко всем политикам. С уверенностью можно сказать, что такие люди в лучшем случае просто не придут на выборы, в других же – отдадут голоса другим кандидатам;
д) настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники;
- создание имиджа кандидата. Центральное место в избирательной кампании всегда занимает кандидат, ибо от того, какие у избирателей сложатся представления, оценки, мнения о нем зависят, в конечном счете, успех или провал избирательной кампании. Именно поэтому столь важное внимание уделяется формированию имиджа кандидата. Прежде всего, определяется его типаж, то есть совокупность наиболее важных его черт, создающих впечатление о целостности его натуры. Известный российский политический технолог А. Максимов отмечал, что на политическом рынке России конца 90-х годов ХХ века основными типажами были следующие:
- гуманитарий (ученый, преподаватель, экономист – Г. Явлинский, Г. Селезнев, С. Федоров);
- хозяйственник (Ю. Лужков, В. Стародубцев);
- борец (В. Анпилов, С. Ковалев, В. Жириновский, А. Макашов);
- человек власти (вождь нации, крупный чиновник – Б. Ельцин, Е. Примаков, М. Шаймиев);
- силовик (А. Лебедь, Р. Аушев, А. Руцкой);
- технократ (менеджер западного типа – А. Чубайс, С. Кириенко);
- бизнесмен (Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой);
- экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта – И. Кобзон, А. Чилингаров).
После выбора типажа имиджмейкеры приступают к детальной разработке имиджа кандидата. Она начинается, как правило, с “создания биографии”, когда продумывается содержание и форма подачи реальных событий из жизни кандидата с тем, чтобы сделать его образ более привлекательным в глазах избирателей. Подчеркиваются те факты биографии, которые “работают” на избранный типаж, сомнительные моменты или замалчиваются, или трактуются как следствие складывавшейся неоднозначной ситуации. В процессе конструирования имиджа кандидата нет мелочей: любая оплошность, малейший промах в этом деле могут быть использованы для его дискредитации. Вхождение в образ и его поддержание на публике требуют от кандидата больших внутренних усилий, так что далеко не каждый человек может выдержать подобное психологическое напряжение.
V. Избирательная система Российской Федерации. Под избирательной системой России понимается установленный законодательными актами порядок выборов президента, депутатов Государственной Думы, а также выборов в иные федеральные государственные органы. Избирательная система РФ и избирательное право обеспечиваю свободное волеизъявление граждан на выборах. Она основана на демократических принципах реализации представителями народа своих суверенных прав.
В России используется территориальный принцип организации выборов. Это означает. Что выборы проводятся по избирательным округам. Согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Разница в количестве избирателей в избирательных округах не должна превышать 10% от средней нормы представительства, в труднодоступных и отдаленных местностях – не более 15%. Для проведения голосования и подсчета голосов в округах создаются избирательные участки из расчета не более 3000 избирателей на каждом из них. В округах и участках создаются избирательные комиссии, на которые возлагается ответственность за организацию, проведение и подведение итогов голосования на выборах избирателей. Всю систему окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий возглавляет Центральная избирательная комиссия РФ. Она состоит из 15 членов, 5 из которых назначает Государственная Дума, 5% - Совет Федерации и 5 – президент РФ.
Расходы
избирательных комиссий по подготовке
и проведению выборов соответствующего
уровня производятся за счет средств,
выделяемых из бюджета (федерального,
субъекта Федерации, местного). Кандидаты
создают собственные
- собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
- добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;
- средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку после регистрации кандидата (списка кандидатов).
Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны:
- иностранных государств, предприятий, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%;