Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:12, реферат
Со времен существования организованного общества многие пытались
давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и
подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие
века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об
этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти
немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.
Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды.
1. Введение
2. Биография Никколо Макиавелли
3. Политический опыт прошлых веков
4. Роль религии в политике
5. Политика и мораль
6. Макиавелли и макиавеллизм
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Уральский Государственный университет им А.М. Горького
Факультет
журналистики
Реферат по политологии
«Макиавелли и макиавеллизм»
Выполнила: Вашкевич Анастасия, 302гр.
Проверил: Парамонов Ю.И.
Екатеринбург
1. Введение
2. Биография Никколо Макиавелли
3. Политический опыт прошлых веков
4. Роль религии в политике
5. Политика и мораль
6. Макиавелли и макиавеллизм
7. Заключение
8. Список использованной
литературы
Со времен существования организованного общества многие пытались
давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и
подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие
века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об
этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти
немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.
Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились
новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам
политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения
мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности,
идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время
существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на
практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно
ненужные качества.
У истоков общества стояли выработанные скорее природой, а не
планомерной человеческой мыслью, правила подчинения физической силе,
организации вертикали власти с позиции примитивного, но действенного
вождизма. Социальная дифференциация, расслоение общества, выделение знати,
как основы единоличной власти или управленческого аппарата – всё это
способствовало постепенному и закономерному формированию, укреплению и
перерастанию в традицию (впрочем, не всегда себя оправдывавшую)
монархической власти. Лидер, вождь, деспот, тиран, царь или король, обладая
практически безграничными возможностями в своем государстве, мог вести
любую политику и вершить дела по личному усмотрению, не опираясь при этом
ни на многочисленных советников, которых всегда хватало при дворе
обличенных властью; ни на народ, пребывавший в постоянном страхе перед
наказанием, неминуемым за неподчинение. По повелению Его Величества
начинались и заканчивались войны, строились и разрушались города, рождались
и умирали люди. Из века в век наука управлять передавалась потомкам
великих, храня традиции и добавляя что-то новое.
Но что же такое наука управлять государством? Многие задумывались над
этим. В древней Греции, где полис стал основой общества, осью
государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической
мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу
людям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамки
определения представительной демократии, снова отдавая исполнительную
власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, как
основы существования государства, признавали все политики и государственные
деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего
времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже
анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно
долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно
придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе
все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых,
рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и
практические знания всей истории существования государств, был Никколо
Макиавелли.
Его
труды по-разному
нашего времени, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса к себе и
не утратили актуальности. Управлять ли государством с позиции силы или
использовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней политике,
общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, как
процветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности – все эти
аспекты чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работах
Макиавелли. В современном мире эти вопросы, безусловно, уже хорошо
проработаны и имеют вид вполне определенный с позиций устоявшихся
политических норм. Однако для того чтобы понять, что есть государство
теперь и каким оно было, какие эволюционные ступени госаппарата оставили
четкие следы в устройстве современных государств, нужно знать труды
Макиавелли.
Биография Никколо Макиавелли
"Как художнику,
когда он рисует пейзаж, надо
спуститься в долину, чтобы охватить
взглядом холмы и горы, и подняться
в гору, чтобы охватить взглядом
долину, так и здесь: чтобы постигнуть
сущность народа, надо быть государем,
а чтобы постигнуть природу государей,
надо принадлежать к народу". Эти слова
практически завершают небольшое вступление,
предваряющее трактат "Государь",
который Никколо Макиавелли преподнес
в дар правителю Флоренции Лоренцо II Медичи.
С того времени прошло без малого 500 лет,
так и не сумевших стереть из памяти людской
имя человека, который написал учебник
для монархов всех времен и народов.
Он был неимоверно
честолюбив, прагматичен и циничен.
Это общеизвестно. Но многие ли знают о
том, что этот "злодей", утверждавший,
что "цель оправдывает средства",
был человеком честным, трудолюбивым,
наделенным поразительной интуицией и
умением радоваться жизни. Вероятно, и
этот факт мог бы стать вполне очевидным,
не заканчивайся знакомство с личностью
Макиавелли чтением и цитированием отдельных
фрагментов его скандально известного
"Государя". А жаль, ведь этот человек
заслуживает гораздо большего внимания,
он интересен уже тем, что ему довелось
родиться во Флоренции времен эпохи Возрождения.
История пребывания
семьи Макиавелли во Флоренции берет
свое начало в первой половине XIII века,
когда предки будущего возмутителя
общественного спокойствия
Семилетнего Никколо
определили в школу магистрата Маттео,
где он начал изучать грамматику,
то есть учился читать латинские тексты.
Через год его перевели в городскую
школу, где также преподавали
литературу латинских классиков, через
три года последовало изучение счета,
а когда Никколо исполнилось 12, он погрузился
в курс латинской стилистики. Книги латинских
и греческих античных авторов, не переводившиеся
в родительском доме, были для него не
только предметом обязательного изучения,
а являлись его главными друзьями и советчиками.
"Немалое время и с великим усердием
обдумывал я длительный опыт современных
событий, проверяя его при помощи постоянного
чтения античных авторов", - напишет
он позже в "Государе". Не чужд он
был и классиков раннего Возрождения,
Данте и Петрарки. Никколо изучал их язык,
стиль, сравнивал, анализировал и невольно
проводил аналогии между теми людьми,
которые "жили" в книгах великих поэтов,
и теми, с кем рядом жил он. Впрочем, не
только образы, созданные Данте и Петраркой,
творивших относительно недавно, рассматривались
им с точки зрения исследования человеческой
натуры. Он тщательно и скрупулезно изучал
тех героев, которые вышли из-под пера
Аристотеля и Плиния, Тита Ливия и Птолемея,
Цицерона и Овидия, и постепенно начал
осознавать, что за тысячи лет суть человека,
его поступки и стремления, а также пути
достижения целей практически не изменились.
Из-за стесненности
в средствах, имевшихся на отцовском
счету, в университет ему поступить
не удалось. Кто-то из исследователей сетует
на то, что не получил-де Макиавелли классического
образования, кто-то, напротив, приветствует
это обстоятельство, объясняя тем, что
схоластическая формалистика, присущая
высшим учебным заведениям того времени,
только загубила бы самобытную оригинальность,
свойственную его разуму и перу, а иные
утверждают, что эту его самобытную оригинальность
вряд ли что-нибудь могло изменить.
Так или иначе,
его образование, довершенное знакомством
с музыкой, которую, судя по его переписке,
он любил и знал, было блестящим. Это обстоятельство
сыграло далеко не последнюю роль в его
назначении секретарем Флорентийской
республики, последовавшем в 1498 году.
Флоренция никогда
не была образцом спокойствия, но в
последнее десятилетие XV века на нее
обрушилась целая лавина потрясений. В
1492 году умер Лоренцо Медичи, или, как его
называли, Лоренцо Великолепный. Он был
третьим из рода Медичи, который правил
Флоренцией. Но если его дед, Козимо Медичи,
подчинив ее в 1434 году своему влиянию,
пусть формально, но сохранил республиканский
институт, Лоренцо предпочел стать полновластным
правителем. А спустя два года его сын,
Пьеро Медичи, после вторжения в Италию
французских войск, ведомых королем Карлом
VIII, унизился до того, что бросился вдогонку
монарху-победителю, двигавшемуся в сторону
Тосканы, и согласился на все условия капитуляции.