Макиавелли и макиавеллизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:12, реферат

Описание

Со времен существования организованного общества многие пытались
давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и
подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие
века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об
этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти
немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.
Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды.

Содержание

1. Введение
2. Биография Никколо Макиавелли
3. Политический опыт прошлых веков
4. Роль религии в политике
5. Политика и мораль
6. Макиавелли и макиавеллизм
7. Заключение
8. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

От позора Флоренцию  спас народный гнев - итогом восстания  стало изгнание Медичи. И хотя французские  войска в качестве союзников республиканского правительства все-таки вошли во Флоренцию, неприкрытая неприязнь, выказываемая жителями города, довольно скоро заставила их его покинуть, прихватив заодно сокровища семьи Медичи. В это непростое для Флоренции время безвластия на ее политической сцене появился новый персонаж - монах-доминиканец Джироламо Савонарола, ставший в конечном итоге правителем республики.  

В результате шести  лет его правления город раскололся на две враждующие части. Сторонники неистового Савонаролы, получившие название "плаксы", яростно защищали своего кумира, противники - "беснующиеся", не желающие больше жить в обстановке тотального запрета на все и вся, требовали его устранения. Ситуация накалилась до предела. Решением Папы Александра VI Савонарола был отлучен от церкви, но поддерживавшая его городская Синьория не собиралась чинить ему препятствий. Но после призыва к свержению Папы Савонарола был арестован и приговорен к смерти.  

А за несколько  месяцев до этого события в  обстановке все больше накалявшегося  противостояния сторонников и противников  неистового монаха во Флоренции прошли выборы в правительство Республики. В феврале 1498-го Макиавелли, баллотировавшийся на пост секретаря Второй канцелярии, был опережен кандидатом от партии Савонаролы. Но после свершившейся казни, в конечном итоге победив кандидата от партии Медичи, в июне того же года он был утвержден секретарем Второй канцелярии республики, а в июле - секретарем канцелярии комиссии Десяти.  

В структуре  Флорентийской республики существовало две канцелярии - канцелярия Синьории и подчиненная ей Вторая канцелярия. Во главе первой, ведавшей международными вопросами, стоял Первый секретарь, или канцлер, Вторую же, ведавшую внутренними делами республики, возглавлял секретарь Синьории. Еще один секретарь Синьории находился при комиссии Свободы и мира, или комиссии Десяти, в которую входили 10 человек, занимавшихся военной политикой.  

Никколо Макиавелли переизбирался на эту должность 14 лет подряд, за все эти годы ему  пришлось составить сотни тысяч  дипломатических писем, донесений, военных приказов и правительственных распоряжений, проектов государственных законов. Он совершил 13 дипломатических и военно-дипломатических вояжей к другим государям Италии и правительствам республик, к Папе Римскому, к императору Священной Римской империи. Четыре раза его направляли к французскому королю для урегулирования военно-политических вопросов. А в качестве секретаря комиссии Десяти Макиавелли приходилось не единожды организовывать военные кампании, а также участвовать в них. Помимо этого, он был инициатором и создателем республиканского ополчения.  

Несмотря на столь серьезную и ответственную  работу, исключительную занятость и  непомерную загруженность, Макиавелли вовсе не являл собой классический образчик чопорного служаки. Природа  наделила его удивительной жизнерадостностью, легкостью нрава и общительностью. В компаниях друзей и коллег именно он, с его неподражаемым юмором и готовностью к веселью, становился душой общества. Явной его слабостью была хорошая одежда, и объяснялась эта слабость не только профессиональной необходимостью безупречно выглядеть на бесконечных дипломатических встречах и раутах - Макиавелли просто любил хорошо одеваться и никогда не жалел на это денег, даже если находился порой в стесненных обстоятельствах.  

Вся его жизнь  в то время так или иначе была подчинена одному - его работе и тем результатам, которые она приносила или, что случалось реже, не приносила. Внешняя легкость его нрава отнюдь не затмевала собой постоянной внутренней работы его ума, получавшего более чем обильную пищу для размышлений и анализа. Калейдоскоп стран, городов, людей, наблюдения за их характерами, манерой поведения, достоинствами и пороками, закономерности взаимоотношений и многое, многое другое, увиденное и услышанное им за годы его государственной службы, - все это он неизменно доверял бумаге. Макиавелли - мыслитель, утверждение столь же неоспоримое, сколь и Макиавелли - писатель. Но и одно, и другое для него стояло на втором месте, на первом же была необходимость действия. Он так и говорил: "... сначала жить, потом философствовать".  

В том же 1502 году во Флоренции была установлена должность  пожизненного гонфалоньера, заменившая собой существовавшую ранее практику избрания и смены каждые 2 месяца гонфалоньера справедливости. Этим единоличным  пожизненным правителем Флоренции стал Пьеро Содерини, брат того самого епископа Содерини, с которым Макиавелли был вместе в Урбино. Будучи наделенным правом законодательной инициативы и вмешательства в судебные дела, Пьро Содерини был блестящим оратором, но ни выдающимися политическими талантами, ни необходимой на подобном посту энергией наделен не был. И вскоре судьба распорядилась так, что приязнь, выказываемая главой флорентийского правительства к Макиавелли, переросла едва ли не в абсолютное к нему доверие. Его советы, предложения, замечания и выводы ложились в основу всех важнейших государственных решений. Но даже крайняя необходимость постоянно иметь около себя столь незаменимого человека не могла освободить Макиавелли от выполнения важнейших дипломатических миссий. В 1503-м он отправляется в расположение войск Чезаре Борджиа, вознамерившегося подчинить себе Перуджу, Ассизи и замки Сиены, чуть позже он в срочном порядке прибыл в Рим, где после смерти Александра VI должно было состояться избрание нового Папы, которым стал Юлий II. В 1504 году Макиавелли в который уже раз прибывает во Францию, имея при себе новые инструкции для флорентийского посла при короле Людовике XII. В 1505-м он от имени Республики доводит до сведения воинственного Папы Юлия II, который, лично возглавив свои войска, направлялся на захват Перуджи и Болоньи, что союзная Флоренция вряд ли сможет ему помочь. В 1507-м с новыми инструкциями, теперь уже для другого флорентийского посла, едет в Тироль, затем в Мантую для уплаты денежного взноса Республики императору Максимилиану, потом, в 1511-м, - еще две поездки во Францию, одна - по поводу переговоров о совместной борьбе против Венецианской республики, другая - в связи с проведением церковного Собора, созванного Людовиком XII, вступившим в конфликт с Папой Юлием II.  

Редкий человек  мог выдержать подобный ритм жизни, но для Макиавелли таких проблем  не существовало, более того, именно такая жизнь была для него единственно  приемлемой. Тем ужаснее стала  полнейшая бездейственность, обрушившаяся на него после падения Флорентийской республики. 11 апреля 1512 года после ожесточеннейшей битвы под Равенной между французскими войсками и объединенными силами "Священной Лиги", созданной все тем же Папой Юлием II для изгнания французов из Италии, Франция была вынуждена покинуть Ломбардию. Результатом этих событий являлось спешное бегство Пьеро Содерини из Флоренции и восстановление там власти Медичи. Макиавелли не только лишился должности, но и был выслан из города. Через год был раскрыт заговор против власти Медичи, в числе прочих был заподозрен и Макиавелли. В марте 1513-го он оказался в тюрьме, где его подвергли пыткам. Заточение длилось несколько месяцев, освобожден он был в результате амнистии, объявленной по причине избрания Джованни Медичи Римским Папой, нареченным Львом X.  

Но разрешения жить во Флоренции Макиавелли так  и не получил, поэтому ему пришлось перебраться в свое небольшое  имение Сант-Андреа, находящееся недалеко от города. Полнейшая невостребованность приводила его в бешенство: "Так  долго продолжаться не может, такая бездеятельная жизнь подтачивает мое существование, и если бог не сжалится надо мною, то в один прекрасный день я покину свой дом и сделаюсь репетитором или писарем у какого-нибудь вельможи". Но сделать что-то для улучшения своей участи он так и не смог. Медичи не намерены были доверить бывшему секретарю Республики ни одного государственного поручения, и это угнетало его больше всего: 15 лет находиться в самой гуще важнейших политических событий, приобрести неоценимый опыт и остаться не у дел. Лишь с 1516 года он получил разрешение изредка навещать своих друзей во Флоренции.  

В 1522-м раскрывается новый заговор против Медичи, и  Макиавелли с трудом удается избежать обвинений в причастности к нему. Надежды на получение должности  хотя бы от Лоренцо II Медичи, правившего во Флоренции с конца 1513 года после отъезда Джованни Медичи в Рим, не оправдались. Ему предлагали стать секретарем кардинала Просперо Колонна в 1522 году, но он отказался - слишком сильна была его неприязнь к церковникам. Звали его и во Францию, но это для Макиавелли было исключено - он не желал покидать Флоренцию. Позже он сказал по этому поводу: "Предпочитаю умереть с голоду во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло".  

В 1525 году Макиавелли приехал в Рим, чтобы вручить  Папе Клименту VII, по заказу которого он писал "Историю Флоренции", первые ее восемь книг.  

В 1526-м над  Италией нависла угроза испанского вторжения, в связи с этим Макиавелли предложил городским властям  проект укрепления городских стен, который было необходимо произвести в случае возможной обороны города. Этот проект был не просто принят - Никколо Макиавелли назначили секретарем и проведитором коллегии Пяти, специально созданной для проведения работ по укреплению города. Макиавелли, не взирая на тяжесть ситуации, чувствовал себя окрыленным. Дальнейшие события только укрепляют его надежду на то, что он еще сможет найти себе применение на политическом поприще.  

4 мая 1527 года  немецкими ландскнехтами был  захвачен и беспощадно разграблен  Рим, Флоренция практически сразу же "отреагировала" на это событие настоящим восстанием против дома Медичи, в результате чего Республика была восстановлена. Почувствовав возможность продолжить государственную службу, Макиавелли выдвигает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики и с трепетом ждет решения своей участи. 10 мая того же года вопрос о его избрании был поставлен на Большом Совете республики, специально созванном по случаю выборов. Заседание Совета, гораздо более походившее на суд, чем на демократические прения, кончилось тем, что Макиавелли был обвинен в чрезмерной учености, склонности к ненужному философствованию, самонадеянности и богохульстве. За кандидатуру Макиавелли было подано 12 голосов, против - 555. Это решение явилось для 58-летнего, все еще полного сил, человека последним ударом, дух его был сломлен и жизнь потеряла всяческий смысл. Спустя несколько недель, 21 июня 1527 года, Никколо Макиавелли покинул этот мир.  

В "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия", завершенных  Макиавелли в 1516 году, и обращенных к эпохе всю жизнь почитаемых им античных классиков, есть такие слова: "... я выскажу смело и открыто  все то, что я знаю о новых  и древних временах, чтобы души молодых людей, которые прочтут написанное мною, отвернулись бы от первых и научились подражать последним... Ведь долг каждого честного человека - учить других тому добру, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными в этом".  

Хотите - верьте, хотите - нет...  

             Политический опыт прошлых веков 
 

    В  мире Макиавелли нет места  если не для божественного  присутствия  (бог

отождествлен  у него с  Фортуной  и Необходимостью),  то  для божественного

вмешательства.  Подобно  тому  как  Леонардо  да  Винчи   рассматривал   вне

божественного  вмешательства  мир  природы,   его   земляк   и   современник

флорентийский секретарь фактически исключил бога из  сферы  своего  трезвого

анализа общественной жизни, истории и  политики.  Как  у  Леонардо  объектом

изучения является  подчиненный  естественной  закономерности  мир  природных

явлений, так  и для Макиавелли таким  объектом  становится  мир  человеческих

отношений и  поступков, прежде всего история  и ход образования, возвышения  и

гибели государств.

    Подобный  анализ  становится  возможен  потому,  что  мир   людей   для

Макиавелли  столь  же  неизменен,  как  и   мир   природы.   За   постоянной

изменчивостью, за непрестанными изменениями государственного устройства,  за

переходом владычества  от одних держав к другим, за возвышением  и  крушением

властителей  просматриваются,   согласно   философии   истории   Макиавелли,

постоянство  и  неизменность  человеческой  природы,   а   стало   быть,   и

постоянство и  неизменность тех  закономерностей,  которые  движут  людьми  и

государствами и которые именно  потому  и  могут   -   и  должны   -   стать

предметом трезвого анализа.

    В   политическом  учении  Никколо  Макиавелли  на  смену   средневековой

христианской  теологии истории, согласно  которой  человечество  движется  от

сотворения Адама, грехопадения, к  искуплению  и  Страшному  суду,  приходит

представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и  постоянства

законов, по  которым  живут  люди  и  государства:  «Размышляя  о  ходе  дел

человеческих, я  прихожу  к  выводу,  что  мир  всегда остается  одинаковым,

- утверждает  автор «Рассуждений на первую  декаду Тита Ливия», - что  в   мире

этом  столько  же  дурного,  сколько  и  хорошего,   но  что  зло  и   добро

перекочевывают  из  страны  в  страну.   Это  подтверждают  имеющиеся  у  нас

Информация о работе Макиавелли и макиавеллизм