Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:47, доклад
Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.
С этой точки зрения, в
современной России институт частной
собственности все еще не сформирован.
Два существенных признака дореформенного
состояния отношений
Сложившийся в стране механизм
распоряжения средствами производства
и ресурсами на основе частного интереса,
очевидно, не тождественен институту
частной собственности. Последний
имманентно заключает в себе и
механизм ответственности за результаты
управления собственностью. Существующий
способ распоряжения собственностью точнее
определять как механизм манипулирования
собственностью в частных интересах,
причем безотносительной к конечным
результатам этого
В подобной экономической
системе связей с неизбежностью
начинают доминировать не факторы экономической
эффективности и
Кроме того, в неупорядоченной
системе отношений
Это деформированное содержание
экономических и политических отношений
трансформируется и в социальной
сфере жизнедеятельности
индивида устойчиво
То есть, в данной анонимной
системе отношений
Все социальное пространство
жизнедеятельности и общества, и
индивида в таких условиях оказывается
крайне размытым и исключающим какие-либо
упорядоченные и
В этом ряду самыми неотложными задачами общества являются, безусловно, последовательное доведение до логического завершения начатых экономических реформ в части упорядочения отношений собственности, конкретизации субъекта собственности и формирования экономического пространства, мобилизующего творчество и инициативу ответственного субъекта экономической деятельности. Но эта задача окажется незавершенной без того, чтобы отстоять и логику социально-политических реформ в обществе. Здесь главные элементы состоят в самой широкой демократизации общественной жизни, надежной защите свободы слова, законности, формировании и утверждении адекватных времени мировоззренческих парадигм, идеологии и культуры плюрализма и толерантности, совершенствовании и развитии новых форм и способов социального дискурса.
Эти факторы должны рассматриваться
как основные и безусловные предпосылки
формирования гражданского общества.
Вне формирования этих предпосылок
невозможно сегодня рассматривать
ни вопросы общественной безопасности,
ни проблемы предупреждения гуманитарной
катастрофы, грозящей российскому обществу
в результате социального распада.
Все эти факторы, как представляется,
должны рассматриваться как
11. Политическое
содержание и механизм
По ходу развития цивилизации перед человечеством
неоднократно возникали сложные проблемы,
порою планетарного характера. Но все
же это была далекая предыстория, своего
рода “инкубационный период” современных
глобальных проблем. В полной мере эти
проблемы проявились уже во второй половине
и, в особенности, в последней четверти
XX века, то есть на рубеже двух веков и,
даже, тысячелетий.
Ведь никогда прежде человечество не возрастало
количественно в 2,5 раза при жизни только
одного поколения. Никогда человечество
не вступало в период НТР, не доходило
до постиндустриальной стадии развития,
не открывало дороги в космос. Никогда
прежде для его жизнеобеспечения не требовалось
такого количества природных ресурсов,
и возвращаемые им в окружающую среду
отходы тоже не были столь велики. Никогда
не возникало такой глобализации мировой
экономики, такой единой мировой информационной
системы. Наконец, никогда прежде холодная
война не подводила все человечество так
близко к рубежу самоуничтожения. Все
это привлекло внимание к глобальным проблемам
политику и науку.
Термин “глобальные проблемы” в научной
литературе начал употребляться с конца
60-х годов нашего века, когда вышли в свет
первые доклады Римскому клубу. На территории
бывшего СССР глобалистика начала развиваться
в 80-е годы и, в особенности, с началом периода
перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих
ценностей.
Глобальные проблемы нашей эпохи – закономерное
следствие всей современной глобальной
ситуации, сложившийся на земном шаре.
Для правильного понимания происхождения,
сущности и возможности их решения необходимо
видеть в них результат предшествующего
всемирно-исторического процесса во всей
его объективной противоречивости. Глобальные
проблемы современности порождены, в конечном
счете, именно неравномерностью развития
мировой цивилизации.
Главное значение в выделении критерия
глобальности проблем приобретают признаки
содержательного плана, и, прежде всего
вопросы сохранения всей цивилизации.
Исходя из этого, глобальными следует
считать только такие проблемы, которые
сдерживают общественный прогресс человечества,
а при определенных условиях ставят под
сомнение существование нашей цивилизации.
Данное определение является довольно
общим, но на его основе можно сформулировать
наиболее характерные черты глобальных
проблем.
К характерным чертам глобальных проблем
относятся:
1. они имеют общечеловеческий характер,
т. к. затрагивают интересы всех стран
и народов, а в перспективе - будущее всего
человечества;
2. имманентно сопутствуют человеческому
обществу на всем протяжении его истории,
хотя до определенного этапа они не проявляют
всей своей остроты и их развитие не всегда
даже заметно;
3. в современных условиях приобретают
всемирный характер, ибо сферой их действия
впервые стала вся планета;
4. имеют комплексный, системный характер,
и для их успешного решения необходимы
совместные усилия всех стран и народов;
5. постоянно развивается во времени и
пространстве, в результате появляются
новые глобальные проблемы, а некоторые
могут и исчезать;
6. противоречивы с точки зрения пределов
своего решения, т. к. полностью глобальные
потребности удовлетворимы только в большой
исторической перспективе, а в современных
условиях они получают частичное, промежуточное
решение при условии активного международного
сотрудничества;
7. имеют смешанную социоприродную сущность
и по причинам возникновения и по характеру
проявления.
Таким образом, глобальные проблемы - это
совокупность социоприродных проблем,
от решения которых зависит социальный
прогресс человечества и сохранение цивилизации,
это проблемы, которые характеризуются
динамизмом, возникают как объективный
фактор развития общества и для своего
решения требуют объединенных усилий
всего человечества.
Глобальные проблемы современности представляют
собой небывалое обострение и углубление
в современных условиях существовавших
ранее противоречий в системе “человек
- общество - природа” и поэтому для более
детального их анализа необходимо остановиться
на выяснении тех факторов, которые способствовали
их актуализации. Прежде всего, в основе
их обострения лежат два взаимосвязанных
процесса. С одной стороны, это результат
совершенствования и развития производительных
сил и производственных отношений, результат
развития материальной культуры общества.
С другой - возникновение и углубление
глобальных проблем является результатом
социального прогресса. Эти две основные
причины возникновения глобальных проблем
обусловили и их углубление. Если на первых
ступенях развития человеческой истории
эти два процесса носили локальный, затем
региональный характер, то в современных
условиях они приобрели глобальный характер.
Кроме того, развитие современной цивилизации
идет под знаком усиления всемирного характера
многих важных процессов и явлений.
Серьезной причиной обострения глобальных
проблем является углубление противоречий,
которые в предшествующих антагонистических
формациях определяются хищническим отношением
к человеку и природе.
Бесконтрольное и все более интенсивное
использование природных ресурсов, усиление
неблагоприятных последствий человеческой
деятельности по отношению к природе поставили
общество перед угрозой экологической
катастрофы.
Небывалый в истории уровень и размах
научных знаний, ускоренное развитие НТР
способствовало динамичному развитию
отношений в системе “человек - общество
- природа”, которые далеко не всегда развиваются
гармонично, а иногда способствуют обострению
глобальных противоречий в данной системе.
Значительное влияние на углубление глобальных
противоречий оказало совпадение во времени
бурного развития научно-технической
революции с крупнейшими социальными
переменами в мире.
Переворот в военном деле, создание оружия
массового уничтожения в количествах,
угрожающих существованию человеческой
цивилизации, с небывалой остротой поставил
проблемы сохранения и выживания этой
цивилизации в изменившихся условиях.
Таковы основные причины обострения глобальных
проблем в современную эпоху, которые
связаны с развитием общества, его производительных
сил, с бурным развитием научно-технической
революции и социальным прогрессом.
Неотъемлемой чертой, характеризующей
современные глобальные проблемы, является
их динамизм, что означает возможность
увеличения или уменьшения глобальных
проблем, а также снижение или увеличение
остроты той или иной проблемы.
Система глобальных проблем не остается
неизменной во времени, количество и характер
глобальных проблем находится в постоянном
динамичном развитии. И закономерно, что
уже в начале 3-го тысячелетия человечество
окажется перед необходимостью искать
решения совершенно иной по составу и
характеру системы глобальных проблем,
чем та, с которой человечество столкнулось
сейчас.
Все глобальные проблемы находятся в неразрывной
взаимообусловленной связи друг с другом.
Каждая глобальная проблема выступает
не сама по себе, а как “элемент” структуры
всей системы глобальных проблем. Системность
глобальных проблем современности предполагает
их комплексное исследование одновременно
всеми тремя главными ветвями науки и
рассмотрение их в неразрывной связи друг
с другом.
Огромное значение для успешного решения
глобальных проблем приобретает опережающий
научный расчет и прогноз.
Возникнув стихийно, глобальные проблемы
требуют планомерно направленных действий
людей для их решения. И здесь нельзя полагаться
на стихийное формирование общественного
сознания под воздействием общественного
бытия; необходимо сознательно и целенаправленно
создавать и развивать глобалистику, как
новую целостную систему знания, решающую
вопросы сохранения цивилизации на нашей
планете.
Ведущее место в глобалистике, как новой
отрасли научного знания, принадлежит
методу глобального моделирования и прогнозирования.
Его использование является необходимым
при проведении крупномасштабных исследований,
каковыми являются глобальные проблемы.
Решение глобальных проблем в современных
условиях стало предпосылкой дальнейшего
прогресса во всех сферах человеческой
деятельности. Человечество должно предотвратить
возможные негативные последствия, угрожающие
существованию и развитию нынешнего и
будущих поколений. Это необычайно сложная
и ответственная задача. Сложность ее
решения усугубляется тем, что наряду
с прогрессивными тенденциями, которые
лежат в основе поступательного развития
цивилизации, существуют, и в ряде случаев
усугубляются трудности и противоречия,
стоящие на пути такого развития.
Трудность решения глобальных проблем
обусловлена также их двойственной сущностью.
Они одновременно являются и естественно-природными
и социальными по своему характеру.
Разорвать эти две стороны глобальных
проблем практически невозможно. Следовательно,
и для их решения необходимо учитывать
научно-технические (или естественно-природные)
и социально-политические аспекты.
Планетарный характер глобальных проблем
предопределил и широкий диапазон подходов,
мнений, теорий. Среди этого множества
концепций можно выделить как взаимодополняющие,
так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия
решения глобальных проблем с неизбежностью
должна соединить в себе научный, социальный
и гуманистический подходы к этим проблемам.
Следует отметить, что до сих пор в среде
западных ученых не выработано единого
понимания глобальных проблем. Однако,
несмотря на множество различных подходов
к трактовке глобальных проблем, можно
выделить основные отличия буржуазной
глобалистики от марксистской. Разрывая
естественно-природную и социально-политическую
стороны или характеристики глобальных
проблем, большинство буржуазных ученых
придает им фатальный характер. Подобный
подход существенным образом усложняет
объективное рассмотрение глобальных
проблем и путей их решения.
Обострение глобальных проблем во второй
половине XX века по-новому заставило взглянуть
на проблему предсказания будущего развития
глобальных проблем. На волне “бума прогнозов”
в 60 - 70-е годы возникает так называемая
футурология (наука о будущем). В проектах
решения глобальных проблем можно выделить
четыре основные позиции рассмотрения
роли и значения научно-технического прогресса:
Концепции, которые связывают решение
глобальных проблем только с достижениями
научно-технической революции, совершенно
не учитывая их социальной направленности.
Концепции , которые полностью отрицают
достижения научно-технического прогресса,
выступают за остановку роста производства
и прекращение деятельности по развитию
науки, техники, освоению и преобразованию
природы.
Концепции, которые игнорируют НТП в связи
с решением глобальных проблем, но, не
отрицая его в обществе; основной упор
делается на изменение духовной жизни
людей.
Концепции , опирающиеся на марксистско-ленинскую
методологию в решении глобальных проблем,
предусматривающие необходимость соединения
достижений научно-технического и социального
прогресса общества.
Остановимся более подробно на сущности
наиболее известных конкретных концепций.
Представляют интерес близкие друг к другу
теории так называемого “технологического
оптимизма” и индустриализации, возникновение
которых обусловлено бурным развитием
научно-технического прогресса в 60-е годы
нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт,
Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.).
Основной теоретической посылкой индустриализма
в 60-е годы является определение уровня
социально-экономического развития страны
не общественно-экономической формацией,
а уровнем развития ее промышленно-технического
потенциала. Предполагалось, что в дальнейшем
развитии комплексной механизации, автоматизации,
кибернетизации общественного производства
будет наблюдаться значительный рост
валового национального продукта на душу
населения. И в результате этого от “индустриального
общества” окажется возможным переход
к “постиндустриальному”, в котором будет
создано “общество изобилия”. Непродолжительный
период популярности идей “индустриализма”
объяснялся, прежде всего, тем, что их идеологи
игнорировали реальные тенденции социально-экономического
развития человечества и сводили общественный
прогресс только лишь к техническому развитию.
Подъем второй волны “технологического
оптимизма” приходится на вторую половину
70-х годов; она пришла на смену “экологического
пессимизма”, но, по сути, является продолжением
теорий “индустриализма”. На этом этапе
идеи не получили широкого распространения.
Новый подъем идей “индустриализма”
приходится на начало 80-х годов и связан
с работами Г. Кана, в которых он предлагает
модели новой “супериндустриальной”
цивилизации и отстаивает теорию “неограниченного
роста”. Не получив широкого распространения,
оба эти подхода сменяются обращением
взглядов к новой категории “качество
жизни”, которая наряду с материальными
его показателями включает и его духовные
аспекты. И вот духовной-то стороне “качества
жизни” и отдается предпочтение. Огромное
значение придавалось в данных концепциях
развитию личности, совершенствованию
ее мировоззрения. И здесь на первый план
выдвигалась наука, религия, право, мораль.
Позиции сторонников “экологического
пессимизма” были наиболее ярко выражены
в проектах и прогнозах Римского клуба,
начиная от концепции “нулевого роста”,
и далее в концепции “органического роста”.
Неверие в возможности НТП по преодолению
глобального кризиса, отказ от прогрессивного
общественного развития, углубление социального
пессимизма сделали невозможным реализацию
этой программы на практике и дальнейшее
ее теоретическое развитие.
Безусловно, подобные проекты оптимального
разрешения глобальных проблем содержат
определенные конструктивные элементы.
Но, провозглашая соответствующие действительности
лозунги, ставя перед собой довольно определенные
цели, теории “качества жизни” остаются
на позициях абстрактного гуманизма.
Стремление решить глобальные проблемы
современности, опираясь только на духовные
преобразования в жизнедеятельности человечества,
довольно четко и однозначно прослеживается
и в разработках проблем религиозными
идеологами. Церковь, активно включаясь
в разработку глобальных проблем современности,
всеми силами и возможностями стремится
сохранить и расширить свое влияние на
все слои населения. Для этих целей создаются
различного рода “теологии природы”,
“экотеологии”, “глобальные стратегии
выживания” и т.д.
Религиозные идеологи в поисках путей
решения глобальных проблем сосредоточивают
внимание на борьбе за превосходство духа
над материей. Признание превосходства
духовности, моральности является условием
успешного контроля над развертыванием
глобальных проблем, над развитием технической
цивилизации. Научно-технический прогресс
признается силой, чуждой общественному
прогрессу и содержит в своем развитии
опасность порабощения человека, его духовной
сущности. Поэтому лишь первенство религии
и этики перед техникой будет способствовать
разрешению глобальных проблем. Имея схожие
позиции в главном и основном, религиозные
идеологи, конкретизируя общие тезисы,
вырабатывают свои специфические проекты
решения глобальных проблем.
Несмотря на имеющиеся определенные различия
в подходах к анализу глобальных проблем
среди исследователей-марксистов, их объединяет
общий концептуальный подход, который
основывается прежде всего на признании
объективности их возникновения. Отсюда
и подлинное их разрешение возможно при
формировании определенных материальных
и социальных предпосылок. Научно-технических
прогресс как раз и призван создавать
в обществе материальные, технико-технологические
основы для преодоления глобального кризиса,
которые, однако, сами по себе не могут
привести к его разрешению. Для этого необходимы
еще и определенные социальные условия,
при которых достижения НТР будут использованы
только на благо человека, условия, при
которых человечество сможет сознательно
регулировать свои отношения в обществе
и взаимодействие с природой.
И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду
с социально-экономическим переустройством
общества все большее значение приобретает
формирование нового глобального сознания.
Под влиянием научной мысли и труда стихийные
формы взаимодействия человека с природой
должны уступить место разумно организованным
в соответствии с законами функционирования
и развития биосферы. На смену господству
технических и биологических законов
взаимодействия общества и природы должны
прийти социальные (разумные) законы. И
этот переход на новую ступень развития,
на новый уровень осмысления законов взаимодействия
общества с природой В.И. Вернадский называет
этапом формирования ноосферы. Формирование
ноосферы - это длительный, сознательно
организованный и направляемый процесс,
который сегодня находится еще на этапе
своего становления. А формирование нового
глобального сознания - это одна из его
важнейших составляющих.
Главной отличительной особенностью научного
подхода к анализу путей разрешения глобальных
проблем является то, что формирование
ноосферы рассматривается в тесной связи
с необходимостью разработки и практической
реализации технико-технологических мероприятий,
направленных на преодоление глобального
кризиса.
И здесь огромную роль имеет развитие
международного научно-технического сотрудничества,
совместная борьба с загрязнением окружающей
природной среды. Но первостепенное значение
придается таким формам сотрудничества,
которые не ограничиваются периодическими
контактами, взаимным ознакомлением с
результатами и обменом информацией, а
позволяет активно вести постоянные совместные
научные исследования.
Важное место в развитии международного
сотрудничества имеет осуществление международных
исследовательских проектов, связанных
с глобальными проблемами современности,
проводимые под эгидой ООН и ее специализированных
учреждений.
12. Мировой политический
процесс, его сущность, структура
и тенденции развития.
Анализ политики как сложного и многогранного
явления может считаться полным лишь в
том случае, когда он ведется не только
на внутриполитическом уровне, но и на
уровне международном.
Под международными отношениями обычно
понимают системную совокупность политических,
экономических, социальных, дипломатических,
правовых, военных и гуманитарных связей
и их отношений между основными субъектами
мирового сообщества. Такими субъектами
выступают действующие в нем народы, государства,
общественные силы, движения и организации.
Ведущая роль политики в международных
отношениях обусловлена следующим.
Во-первых, международные политические
отношения теснейшим образом связаны,
а подчас и переплетены с международными
экономическими отношениями. Убедительным
примером тому могут служить международные
политические и экономические отношения
периода холодной войны, когда по политическим
соображениям над созданием средств разрушения,
а не созидания работало более половины
ученых и технической интеллигенции планеты.
Во-вторых, политические отношения включают
в себя наиболее мощные рычаги управления
как собственно политическими, так и неполитическими
международными процессами. К ним относятся:
деятельность ООН, внешнеполитическая
деятельность суверенных государств,
общественных группировок, объединений,
союзов.
В-третьих, международные политические
отношения имеют ярко выраженную тенденцию
к глобализации, что требует совершенно
нового механизма для их регулирования.
В-четвертых, международные политические
отношения оказывают существенное влияние
на формирование международного и мирового
порядка, т.е. на обеспечение
нормального функционирования государств
и других международных институтов. При
этом мировой порядок как систему политических
отношений, значимых для всех государств
мира, не следует путать с идеологическими
схемами типа либерально-демократического,
«нового мирового порядка» и т.п.
Сегодня никого не удивляет термин «мировая
политика», основные направления которой
во многом определяют облик современного
мира. Центры социально-политического
или экономического напряжения привлекают
внимание всех народов. С другой стороны,
политические события в любой, самой маленькой
стране могут породить столкновения главных
политических сил планеты.
В мировом политическом процессе выражены
реалии, которые структурно выглядят так:
- политически значимая деятельность ООН
и других легитимных международных органов,
организаций и учреждений;
- политические акции институтов регионального
и субрегионального, т.е. межгосударственного,
национального характера, а также соответствующих
общественных группировок, объединений
и союзов;
- внешнеполитическая деятельность суверенных
государств, составляющая живую ткань
мировой политики, международных отношений
и связей.
Весь мир расчленен сегодня на зоны политического
влияния тех или иных группировок, блоков,
в сложном взаимодействии которых и формируется
мировой политический процесс.
Доминантой международного политического
процесса 1980—1990 годов является проблема
укрепления международной безопасности,
устранения феномена из жизни человечества.
Важным направлением международной безопасности
является нераспространение ядерного
оружия. Возникновение идеи нераспространения
относится к концу 50-х — началу 60-х годов,
когда международное сообщество стало
сознавать бесперспективность ядерного
противостояния, опасность угрозы неконтролируемого
расползания смертоносного оружия. Договор
о нераспространении ядерного оружия
был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне
и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141
государство). Ядро договора составили
встречные обязательства государств,
в соответствии с которыми государства,
обладающие ядерным оружием, взяли на
себя обязательства не передавать кому
бы то ни было ядерное оружие и другие
ядерные устройства, а государства, не
обладающие таким оружием, — не производить
и не приобретать его или другие ядерные
устройства.
Контроль за выполнением обязательств
государств был возложен на Международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Несмотря на эффективность договора, за
его пределами находятся две ядерные державы
— КНР и Франция, группа «околоядерных»
стран — ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия,
Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности
не сводится к чисто военной, военно-технической
стороне. Она выступает в гораздо больших
масштабах — безопасности всех сфер человеческой
жизнедеятельности. Речь идет в первую
очередь о создании условий для нормального:,
эффективного функционирования человека
как ценностного начала, ядра отношений
Все человечество оказалось в одной лодке,
раскачивание которой одним из субъектов
международных отношении к неминуемой
катастрофе всех в ней находящихся. Уходят
в прошлое в этих условиях политические
амбиции, реализация которых проходила
под девизом завоевания «жизненного пространства»
(«места под солнцем»), мир расстанется
с существованием последних империй, военного
противоречия и соперничества. И дело
не столько в сути конкретных перемен,
сколько в логике общечеловеческой эволюции,
обозначившей новое качество и новый этап
в истории нашей планеты.
Все большее значение приобретает разрешение
такого противоречия мирового развития,
как растущее разнообразие мира и функционирующих
в нем социально-экономических и политических
систем и одновременно всего существующего
разнообразия в интересах человечества
как единого целого. Основу такого единения
составляет цивилизаторский подход к
этапам и содержанию общественного развития,
пришедший на смену противопоставлению
капитализма и социализма. Единение человечества
означает вместе с тем углубление свободы
человеческой практики, свободы выбора
и ориентации в направлении прогресса.
Необходимо подчеркнуть тот факт, имеющий
особое звучание при рассмотрении его
в экономическом аспекте, что современная
мировая политика представляет собой
не что инoe, как процесс управления международными
отношениями, что делает ее особенно близкой
по инструментарному приложению к мировой
экономике.
Сложность и специфичность международных
отношений как объекта социально-экономического
управления обусловили включение рассмотрения
данной проблемы в курсе политологии для
экономистов.