Методы и функции политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:47, доклад

Описание

Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 85.88 Кб (Скачать документ)

       Лоббизм  как  полноценный   институт  появляется  тогда,   когда   уже

существуют два  необходимых условия.

1. Возникает   большое  многообразие  интересов   в  обществе  вследствие  его

  социальной  дифференцации

2. Расширяется доступ  к  власти  на  основе  политического   плюрализма,  что

  характерно, прежде  всего,  для демократических режимов.  В связи с тем, что

  власть объективно  не в состоянии  удовлетворить   одновременно  и  наиболее

  полно  все   интересы,  возникает  проблема  очередности,   приоритета   их

  осуществления.  Отсюда следует закономерность  стремления различных групп   и  слоев  общества  воздействовать   на   поведение   государства   в   целях

  переориентации  политики  в  свою  пользу,  стимулировать  его   принимать

  выгодные для  них управленческие решения.

       Для того чтобы процесс лоббирования  пошел активно, необходимо знать  и

умело использовать  наиболее  применяемые  в  мировой  практике  средства  и

методы достижения целей.  Например,  в  США,  где  он  широко  используется,

выделяют следующие  формы лоббистской деятельности:

       1.Выступление на слушаниях в  комитетах Конгресса с изложением  позиций

заинтересованных  сторон

       2.Составление проектов законов  и  предложений  для  внесения  их   на

обсуждение Парламента

       3.  Организация  пропагандистских  компаний  в  пользу   или   против

готовящегося решения  и кампании «давления с мест» (потоки писем,  телеграмм,

телефонных звонков  в адрес законодателей, личные визиты влиятельных  местных избирателей к своим депутатам)

       Для наиболее эффективной реализации  целей лоббизма в  США   существуют развитые  материальные  структуры.  Все  крупные  корпорации,   предприятия, союзы,    профессиональные    ассоциации,    общественные    и     различные специализированные организации имеют в своем  составе  особые,  занимающиеся только лоббизмом, подразделения. Они насчитывают до нескольких  десятков,  а то и сотен человек, как правило, бывших советников,  сенаторов,  чиновников, юристов.

       Заинтересованные  группы,  особенно  монополии,  активно   пользуются

услугами наемных  лоббистов, в роли которых чаще всего  выступают  влиятельные юридические,  пропагандистские  и  консультативные  фирмы  или  их   ведущие сотрудники.     Наконец,     нередко     создаются     организации      типа предпринимательских,  профессиональных  или общественных,  по  членству   и другим признакам, но целиком или полностью лоббистские по назначению.

       Предприниматели ставили своей  целью формирование политического  лобби, которое, придя к власти, в законодательных структурах  защищало  бы  свободу частной  собственности  и  торговли.  В  связи  с  этим  здесь   принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти органы  являются  основной мишенью для лоббистов.

       Продавливание интересов в области  судопроизводства тоже имеет   место.

По данным прессы, лоббисты принимают самое живое  участие в  слушания  60-70% дел, которые рассматриваются в Верховном Суде США.

       Условно  тут  можно  говорить  и  о  лоббизме  в  средствах   массовой

информации, которые  связаны с  мощным воздействием на сознание  и  поведение людей в сфере политики обоснованиях считаются «четвертой ветвью власти».

       В зависимости от того, в   каком  управленческом  решении   достигаются

цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое  (через  акты

применения права) и  правоинтерпретационное (через акты  толкования  права).

В  зависимости  от   характера   интереса   можно   выделить   политическое,

социальное, экономическое, финансовое, правовое  и  другое  лоббирование.  В

зависимости от времени  действия бывает «одноразовый» и  постоянный  лоббизм.

В зависимости от уровня  –  классификация  на  федеративном  уровне  (высшие

органы исполнения власти и управления) и местные (республиканские,  краевые, областные органы).

       Ведомственный   лоббизм   министерств,   ведомств,    государственных

комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.

       Регион лоббирование воздействие  на власть со  стороны  представителей

республик,  краев,  областей,  регионов  крайнего  севера,  Сибири,   Урала,

Дальнего Востока.

       Иностранное лоббирование – влияние  зарубежных «групп  давления»   либо

национальных общин  на те или иные  органы  с целью добиться  определенных решений.  Так  значительное  место  в  структурах   американского   общества занимает национальные лобби – еврейское, польское, арабское. Все они в  силу своих возможностей пытаются «толкать» интересы национальных общин  и  стран, выходу которых являются.

6.  Типология политической культуры.

Политическая культура любой общности формируется под  воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.

Интегрированная политическая культура

Фрагментарная политическая культура

Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем  конфликтного и политического насилия;

преобладание гражданских  процедур в разрешении конфликтов;

лояльность по отношению  к существующему политическому  режиму

Отсутствие согласия граждан относительно политического  устройства общества;

расхождение в вопросах понимания власти;

§ социальная разобщенность;

отсутствие доверия  между отдельными группами;

отсутствие лояльности к государственным структурам;

высокая степень  конфликтности;

применение насилия;

нестабильность  правительств


Особое влияние  на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические  факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального  благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной»  политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние  два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

культура  высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

подданническая  политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

Одним из критериев  типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

рыночная  политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и  другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.

Демократическая политическая культура

Авторитарная  политическая культура

Тоталитарная  политическая культура

Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы;

правовое государство;

гражданское общество;

свободное участие  в политике;

идеологический, политический, экономический плюрализм;

приоритет прав человека и гражданина;

богатый политический язык

Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе;

соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней;

государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп;

к основным ценностям  относятся единая идеология, порядок  и единство, поддержка государственной политики

Направляемые и  контролируемые государством формы  участия людей в политике;

жестко идеологизированные стереотипы поведения;

лояльная ориентированность  на официальные институты и символы;

политический язык формализован и идеологически жестко определен


Особые типы представляют политические культуры, в которых  построение теоретических моделей  связано с человеком, проживающим  в соответствующей культурно-цивилизационной  среде. В этой связи можно представить  сравнительный анализ основных характеристик  западной и восточной культур.

Западная  политическая культура

Восточная политическая культура

Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия

Основные элементы политики – индивиды, различные  политические объединения

Устойчивые традиции политической демократии

Индивид во многом «пресыщен» политикой

Западная религия  формирует открытый тип участия  в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики

Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества

Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с  одной доминирующей нацией

Консенсус между  государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного  среднего класса, высокий материальный уровень

Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура

Существенный элемент  политики – общность (клановая, этническая, семейная)

Устойчивые традиции авторитарного правления

Индивид недостаточно приобщен к политике

Восточные религии  формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

Основополагающая  роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими

Приоритет государства  над формирующимся гражданским  обществом; значительный имущественный  разрыв между элитами и массами


Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие  граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями  жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской  конфессий.

Информация о работе Методы и функции политологии