Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:47, доклад
Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.
Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).
Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.
7. Понятие и содержание политической социализации.
Начало процесса познания
категории «социализация» берет свое
начало с 20-х гг. ХХ столетия. А в 50-60-е гг.
ХХ в. это понятие уже прочно вошло в обиход
западных политологов благодаря работам
Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигеля, Д.Истона,
Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена и др. В конце
60-х - начале 70-х гг. ХХ в. термин нашел отражение
и в трудах отечественных ученых Б.Ананьева,
А.Дмитриева, А.Федосеева и др.
Социализация - это процесс наделения
людей социальными свойствами, освоение
ими системы социальных норм, ценностей,
элементов культуры, выработка на этой
основе установок, ценностных ориентаций,
социальных потребностей и реальное их
включение в общественную жизнь.
Термин «политическая социализация»
был введен в политическую науку в 1959 г.
американским политологом Г.Хайменом.
Политической социализацией называется
многоуровневый процесс усвоения человеком
ценностей и норм, ведущих к формированию
у него качеств и свойств, позволяющих
ему адаптироваться в конкретной политической
системе и выполнять политические роли
и функции.
Ставшая впоследствии классической теория
политической социализации, разработанная
американскими учеными под руководством
Д.Истона, трактовала ее как процесс обучения
человека специальным ролям, которые ему
необходимо выполнять в сфере политики.
Таким образом, в современной политологии
понятие политическая социализация употребляется
для: обозначения процессов политического
созревания индивида, формирования его
политического «Я»; развития собственных
политических ориентаций; передачи политических
взглядов, идей и норм от одного субъекта
к другому.
В природе существуют два уровня формирования
политической социализации - индивидуальный
и общественный.
Индивидуальный уровень предполагает
формирование политического «Я» личности,
которое способствовало бы его политическому
самовыражению и соответствовало бы установленным
в данном обществе образцам политического
поведения. На этом уровне работает социально-психологический
фактор (политические ценности передаются
индивиду большими и малыми социальными
группами, к которым он принадлежит), и
внутриличностный фактор (в качестве механизмов
политической социализации выступают
психические особенности субъекта - мотивы,
ценностные ориентации, установки, которые
управляют поведением личности в политике).
Общественный уровень предполагает политическое
формирование личности старшими по возрасту
субъектами при определяющем воздействии
социально-экономических и политических
факторов, доминирующих в обществе, которое
осуществляется тремя путями: поддержание
и сохранение существующей политической
культуры; преобразование и переработка
как предшествующей, так и настоящей политической
культуры; создание новой политической
культуры. Американский политолог Т.Парсонс
отмечал, что приход каждого нового поколения
можно сравнивать с нашествием варваров,
и только процесс социализации может обеспечить
усвоение норм общежития этим «пришельцам».
Основными функциями политической социализации
являются информационная, ценностно-ориентировочная
и установочнонормативная:
- информационная функция осуществляет
передачу человеку определенных политических
знаний, необходимых ему для развития
его политического кругозора, политического
мышления, правильной ориентации в вопросах
социальной жизни, а также удовлетворение
потребности и интересов развитой личности
в политических сведениях, освещающих
происходящие в мире события, явления,
процессы;
- ценностно-ориентировочная функция
приобщает человека к системе исторически
сложившихся в данном обществе политических
отношений, ценностей и ориентации, вырабатывает
у него определенный аппарат политического
мышления, свою собственную систему ценностных
ориентации с тремя слоями: когнитивнопознавательным,
эмоциональным и поведенческим;
- установочно-нормативная функция направляет
формирующуюся личность на выработку
определенных установок на: восприятие
и потребление политической информации;
отношение к происходящим политическим
событиям и явлениям, действиям других
лиц в сфере политики, а также на выбор
своего стиля и направленности поведения
в политических отношениях.
Итоговой целью реализации функций политической
социализации является достижение личностью
умения ориентироваться в политической
системе, осознанно выполнять определенные
политические функции.
В основе современной концепции раскрытия
сущности политической социализации лежат
два подхода: первый исходит из модели
«подчинения» и рассматривает политическую
социализацию как процесс добровольного
принятия человеком ценностей и стандартов
политического поведения, которые предлагает
ему политическая система на различных
этапах его жизни; второй базируется на
теориях конфликта и трактует политическую
социализацию как процесс взаимодействия
власти и индивида, когда последний является
активным объектом воздействия политической
системы.
Как и всякий социальный процесс, политическая
социализация человека проходит под воздействием
внешних и внутренних факторов и в определенных
условиях, в частности это: внешние объективные
условия и факторы, косвенно влияющие
на процесс формирования качеств личности
(историческая обстановка, экономическая
ситуация и т.д.); широкая социальная среда
(общественнополитическое сознание и
организация общества); непосредственная
социальная среда (конкретная ситуация,
ближайшее окружение индивида); природно-географические
условия; социальный статус индивида и
др.
Политическая социализация, как и любое
политическое явление, имеет свои, присущие
только ей особенности.
Во-первых, процесс социализации протекает
непрерывно на протяжении всей жизни индивида
(по мере накопления социального опыта
происходит видоизменение или упрочение
жизненных позиций человека).
Во-вторых, политическая социализация
независимо от ее разновидностей осуществляется
в двух формах: прямой (при этом содержание
приобретаемых человеком ориентаций носит
всегда явно выраженный политический
характер) и косвенной (в этом случае человек
вырабатывает такие ориентации, которые
сами по себе не являются политическими,
но в то же время влияют на его политическое
поведение в будущем). При этом к основным
методам прямой политической социализации
обычно относят подражание, предвосхищение,
политическое обучение и политический
опыт, а к основным методам косвенной политической
социализации - межличностную передачу,
участие в неполитических организациях
и обобщение.
В-третьих, политическая социализация
бывает вертикальной и горизонтальной.
Под вертикальной политической социализацией
подразумевают передачу политико-культурных
ценностей от старшего поколения к младшему,
от дедов к отцам и сыновьям. В случае горизонтальной
политической социализации данный процесс
осуществляется в пределах одного поколения
(братья, сестры, одноклассники, равные
по возрасту друзья и т.д.).
Таким образом, политическая социализация
- это усвоение каждым индивидом норм и
культурных кодов, определяющих его отношения
с политикой, его действия в политической
сфере.
8. Авторитаризм: понятие, черты, перспективы.
Одним из наиболее распространенных
в истории типов политических систем является
авторитаризм. По своим характерным чертам
он занимает как бы промежуточное положение
между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией – наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
В целом же авторитарной политической
системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое
число носителей власти. Ими могут быть
один человек (монарх, тиран) или группа
лиц (военная хунта, олигархическая группа
и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность
гражданам. При этом власть может править
с помощью законов, но она их принимает
по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на
силу. Авторитарный режим может не прибегать
к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоев населения.
Однако он обладает достаточной силой,
чтобы в случае необходимости по своему
усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение
политической оппозиции и конкуренции.
Присущее этому режиму определенное политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных
запретов и противодействия со стороны
властей. Нередко оно объясняется неготовностью
общества к созданию политических организаций,
отсутствием у населения потребности
к этому, как это было, например, в течение
многих веков в монархических государствах.
При авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов
и других организаций, но при условии их
подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом,
невмешательство или ограниченное вмешательство
во внеполитические сферы и, прежде всего,
в экономику. Власть занимается главным
образом вопросами собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней
политикой, хотя она может влиять и на
стратегию развития, проводить достаточно
активную социальную политику, не разрушая
при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической элиты
путем кооптации, назначения сверху, а
не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма,
его можно определить как неограниченную
власть одного лица или группы лиц, не
допускающих политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности и общества
во внеполитических сферах. При авторитарной
политической системе запрещаются лишь
определенные, главным образом политические
формы деятельности, в остальном же граждане
обычно свободны. Авторитаризм вполне
совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то же время
в условиях авторитаризма граждане не
имеют каких-либо институциональных гарантий
своей безопасности и автономии (независимый
суд, оппозиционные партии и т.д.).
Авторитарные политические системы очень
разнообразны. Это монархии, деспотические
диктаторские режимы, военные хунты, популистские
системы правления и др. Авторитарные
правительства могут добиваться признания
не только силой с помощью массового истребления,
но и более гуманными средствами. На протяжении
тысячелетий они опирались главным образом
на традиционный и харизматический способы
легитимации. В XX веке в целях легитимации
широко используется националистическая
идеология. Большинство авторитарных
режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали свое существование необходимостью
национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные
политические системы очень часть используют
некоторые демократические институты
– выборы, плебисциты и т.п. – для предания
себе респектабельности в глазах международного
сообщества и собственных граждан, уклонения
от международных санкций. Так, например,
неконкурентные или полуконкурентные
выборы использовались авторитарными
или полуавторитарными режимами в Мексике,
Бразилии, Южной Корее, Казахстане, России
и многих других государствах. Отличительной
чертой таких выборов является ограниченная
или лишь видимая конкурентность (когда
все кандидаты угодны властям), полная
или частичная контролируемость властям
их официальных итогов. При этом у властей
существует много способов обеспечить
себе формальную победу: монополия на
средства массовой информации, отсеивание
неугодных лиц еще на стадии выдвижения
кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней
или результатов голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и,
особенно, в последние десятилетия авторитарный
политический строй чаще всего носит переходный
характер и ориентируется, хотя бы формально
на переход к демократии.
В современных условиях постсоциалистических
стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся
на активную массовую поддержку и некоторые
демократические институты, едва ли может
быть инструментом прогрессивного реформирования
общества и способен превратится в криминальный
диктаторский режим личной власти, не
менее разрушительный для страны, чем
тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных
и демократических элементов, сильной
власти и ее подконтрольность гражданам
– важнейшая практическая задача на пути
конструктивного реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные
режимы не долговечны. Их реальной перспективой
является более устойчивый в современных
условиях тип политической системы –
демократия.
9. Современные теории элит.
В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:
элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.
Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например,ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.
Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.
Политическая элита делится
на две основные категории. К первой
принадлежат чиновники
Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.
Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.
В целом же элита является
необходимым элементом в
Существуют три основных метола выявления политической элиты:
позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.
Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос
10. Предпосылки и условия формирования в России гражданского общества.
Формирования гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного российского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.
Другая линия, куда более
энергично декларируемая и
С учетом сказанного, анализ
сущности гражданского общества, его
признаков и свойств, выявление
объективных предпосылок и
И в традициях классической
социально-философской
Вместе с тем институт частной собственности, не дает, на наш взгляд, оснований говорить о «рабовладельческом гражданском обществе» или о «феодальном гражданском обществе». Точно так же вряд ли оправданно интерпретировать факт контраверсивности общества и государства как сформировавшуюся область гражданских отношений. Институт частной собственности, очевидно, является необходимым, но недостаточным условием формирования гражданского общества. И при рабовладении, и при феодализме имущественные отношения и их регламентация осуществляются в крайне суженных параметрах упорядоченных взаимоотношений собственников и государства, когда оба эти института существует как взаимопересекающиеся и не всегда различимые. В этой шкале отсчета и современное российское общество может быть признано гражданским, имея в виду, что узкие финансово-экономические группы и государство отправляют некоторым образом упорядоченно соответствующие имущественные, правовые и политические отношения.
Очевидно, институт частной собственности и вся система имущественных отношений могут стать детерминантой формирования гражданского общества лишь тогда, когда в этой системе связей и отношений появляется возможность для локализации интересов основной массы населения. Такой предпосылкой становится преодоление внеэкономических форм принуждения, которое К. Маркс определял как принципиальный и существенный шаг к свободе. Именно в этих условиях в системе упорядоченных отношений собственности формируются предпосылки локализации экономических интересов и собственника, и наемного работника, с одной стороны, и реальное пространство функционирования ответственных субъектов экономической деятельности, с другой. С этой локализованности экономических интересов индивидов, очевидно, только и формируется содержательно насыщенное экономическое пространство их жизнедеятельности, и лишь в его рамках — ответственные субъекты экономической деятельности, готовые и способные декларировать и отстаивать свои интересы посредством всех доступных политических, правовых и иных институциональных форм и способов. Эти условия являются необходимыми предпосылками формирования гражданского общества, и они не могут быть восполнены институированием десятков или сотен общественных ассоциаций и форм диалога с ними.