Курсовая работа: Мировая политическая
система
Содержание
Введение
1. Сущность мировой политической
системы
1.1 Основные концептуальные подходы
к анализу мировой политики
1.2 Основные черты современного
этапа мировой политики
1.3 Мировой политический процесс
в исследованиях зарубежных ученых
1.4 Основные тенденции современного
мирового политического процесса
2. Геополитическое положение современной
России
3. Внешняя политика Российской
Федерации
3.1 Современный мир и внешняя
политика Российской Федерации
3.2 Приоритеты Российской Федерации
в решении глобальных проблем
3.2.1 Формирование нового мироустройства
3.2.2 Верховенство права в международных
отношениях
3.2.3 Укрепление международной безопасности
3.2.4 Международное
экономическое и экологическое сотрудничество
3.2.5 Международное
гуманитарное сотрудничество и
права человека
3.2.6 Информационное
сопровождение внешнеполитической
деятельности
3.3 Региональные
приоритеты
3.4 Формирование и реализация
внешней политики Российской
Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Понятие "мировая политика"
принадлежит к числу наиболее
употребимых и одновременно наименее
ясных в политической науке.
Одна из главных проблем, связанных
с мировой политикой, это именно
проблема ее идентификации как объективно
существующего феномена. Действительно,
как отличить мировую политику от международных
отношений? Вопрос тем более непростой,
что само понятие "международные отношения"
является достаточно неопределенным и
до сих пор вызывает дискуссии между исследователями
относительно его содержания. Нередко
приходится встречаться с точкой зрения,
согласно которой мировая политика в целом
— не более чем абстракция, выражающая
взгляд политолога на международные отношения,
условно выделяющего в них политическую
сторону, политическое измерение ,
Гораздо больше ясности в
рассматриваемую проблему вносит
иной подход, высказанный А. Бовиным
и разделяемый В. Лукиным: "„Мировая
политика"— это деятельность,
взаимодействие государств на
международной арене; "международные
отношения"— это система реальных связей
между государствами, выступающих и как
результат их действий, и как своего рода
среда, пространство, в котором существует
мировая политика. Кроме государств, субъектами,
участниками мирового общения выступают
различные движения, организации, партии
и т. п. Мировая политика — активный фактор,
формирующий международные отношения.
Международные отношения, постоянно изменяясь
под воздействием мировой политики, в
свою очередь, влияют на ее содержание
и характер".
Такая позиция облегчает
понимание происходящего на мировой
арене и вполне может быть
принята в качестве исходной
в анализе мировой политики. Вместе
с тем было бы полезно внести
некоторые уточнения. Взаимодействие
государств на мировой арене,
двусторонние и многосторонние связи
между ними в различных областях, соперничество
и конфликты, высшей формой которых являются
войны, сотрудничество, диапазон которого
простирается от спорадических торговых
обменов до политической интеграции, сопровождающейся
добровольным отказом от части суверенитета,
передаваемого в "общее пользование",—
все это точнее отражается термином "международная
политика". Что же касается понятия
"мировая политика", оно смещает акцент
именно на ту все более заметную роль.
которую играют в формировании международной
среды нетрадиционные акторы, не вытесняющие,
однако, государство как главного участника
международных общений.
Очевидно, различия существуют
не только между мировой политикой
и международными отношениями,
но и между внешней и международной
политикой: внешняя политика той или иной
страны представляет собой конкретное,
практическое воплощение министерством
иностранных дел (или соответствующим
ему внешнеполитическим ведомством) основных
принципов международной политики государства,
вырабатываемых в рамках его более широких
структур и призванных отражать его национальные
интересы. Что касается негосударственных
участников международных отношений,
то для многих из них ( например для многонациональных
корпораций, международных мафиозных
группировок, конфессиональных общностей,
принадлежащих, скажем, к католической
церкви или исламу) международная политика
чаще всего не является "внешней"
(или по крайней мере не рассматривается
в качестве таковой). Вместе с тем подобная
политика выступает одновременно как:
а) "транснациональная"— поскольку
осуществляется помимо того или
иного государства, а часто
и вопреки ему
б) "разгосударствленная"—
поскольку ее субъектами становятся
группы лидеров, государственная
принадлежность которых носит,
по сути, формальный характер (впрочем,
феномен "двойного гражданства" нередко
делает излишней и такую формальность).
Разумеется, внешняя и международная
политика государства тесно связана
не только друг с другом, но
и с его внутренней политикой,
что обусловлено, в частности, такими факторами,
как единая основа и конечная цель, единая
ресурсная база, единый субъект и т. п.
(именно этим, кстати говоря, объясняется
и то обстоятельство, что анализ внешнеполитических
решений возможен лишь с учетом расстановки
внутриполитических сил). Вместе с тем,
как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным,
феномены "транснациональной" и даже
"разго-сударствленной" политики
все чаще становятся свойственными и межгосударственному
общению.
Действительно, как показывает
швейцарский исследователь Ф. Брайар,
внешняя политика все в меньшей степени
является уделом только министерств иностранных
дел. В силу возросшей необходимости сообща
управлять все более сложными и многочисленными
проблемами она становится достоянием
большинства других государственных ведомств
и структур. Различные группы национальных
бюрократий, имеющие отношение к международным
переговорам, часто стремятся к непосредственному
сотрудничеству со своими коллегами за
рубежом, к согласованным действиям с
ними. Это приводит к развитию внутрибюрократических
связей и интересов, выходящих за рамки
государственных принадлежностей и границ,
что делает внутреннюю и международную
сферы еще более взаимопроницаемыми.
1. Сущность мировой политической
системы
1.1 Основные концептуальные подходы
к анализу мировой политики
Следует подчеркнуть, что
в специальной литературе, как
правило, не проводится различий
между терминами "мировая политика",
"международная политика" и
"международные отношения", которые
рассматриваются чаше всего как взаимозаменяемые.
Тем не менее мы можем попытаться проследить
с учетом вышеприведенного разграничения
терминов (которое, естественно, является
достаточно условным) общее и особенное
в понимании содержания мировой политики
сторонниками различных научных школ
и теоретических направлений
— политического реализма
и неореализма, неомарксизма и
транснационализма, институционализма
и теории международных режимов.
Прежде всего следует отметить,
что, предлагая разные подходы
к анализу проблемы, большинство
из них привержены (правда, в различной
степени) системному подходу. Так, Г. Моргентау
— один из отцов-основателей политического
реализма, остающегося и поныне наиболее
влиятельным теоретическим направлением,—
писал о том, что международные отношения
представляют собой настолько же древнюю,
насколько и самостоятельную политическую
систему. С позиций К. Уолца — родоначальника
школы неореализма — истинная теория
международных отношений должна исходить
не из частностей, а из целостности мира,
делая своим отправным пунктом существование
глобальной системы, а не государств, которые
являются ее элементами. При этом принципиальное
значение придается структуре межгосударственных
взаимодействий, рассматриваемой как
их побочный результат. который неожиданно
для носителеи (субъектов) этих взаимодействий
ставит их поведение в определенные рамки,
подчиняет своим правилам, зачастую не
имеющим ничего общего с целями и задачами
самих субъектов.
Без самостоятельного онтологического
статуса структура межгосударственных
отношений не может не приниматься в расчет
ни одним государством, включая и великие
державы. Так, например, все государства
вынуждены нести военные расходы, хотя
это неразумная трата ресурсов. Структура
межгосударственной системы навязывает
всем странам такую линию поведения в
той или иной сфере политики, которая может
противоречить их общественным интересам.
Структура позволяет понять и предсказать
линию поведения государств на мировой
арене. Наподобие того как в экономике
состояние рынка определяется влиянием
нескольких крупных фирм, формирующих
олигополистическую структуру, мировая
политика определяется влиянием великих
держав, конфигурацией соотношения их
сил 7.
Сторонники неомарксизма, ставя
в центр своего анализа мировой
политики так называемый мир-системный
подход, придерживаются другой точки зрения
на ее сущность. Так. согласно И. Валлерстайну,
в основе целостности мира, представляющего
собой глобальную империю, лежат законы
капиталистического способа производства
—"миро-экономика". "Центр
империи"— небольшая группа экономически
развитых государств,— потребляя ресурсы
"мировой периферии", является производителем
промышленной продукции и потребительских
благ, необходимых для существования составляющих
ее слаборазвитых стран. Таким образом,
мировая политика предстает как постоянная
борьба между "центром" и "периферией"
мир-системы, выступая следствием несимметричной
взаимозависимости государств и народов
в условиях второй половины XX века. При
этом развитые страны заинтересованы
в сохранении такого состояния (которое,
по сути, представляет собой состояние
зависимости), тогда как страны "периферии",
напротив, стремятся изменить его, установить
новый мировой экономический порядок.
В конечном счете основные интересы тех
и других лежат в сфере мировой политики
и внешнеполитических действий, от успеха
которых зависит их внутреннее благополучие.
В свою очередь, сторонники
школы транснационализма считают,
что в наши дни основой мировой
политики уже не являются отношения
между государствами. Многообразие
участников (межправительственные и неправительственные
организации, предприятия, социальные
движения, различного рода ассоциации
и отдельные индивиды), видов (культурное
и научное сотрудничество, экономические
обмены, родственные отношения, профессиональные
связи) и "каналов" (межуниверситетское
партнерство, конфессиональные связи,
сотрудничество ассоциации и т. п.) взаимодействия
между ними вытесняют государство из центра
международного общения, способствуют
трансформации такого общения из "интернационального"
(т. е. межгосударственного, если вспомнить
этимологическое значение этого термина)
в "транснациональное" (т. е. осуществляющееся
помимо и без участия государств). Для
новых акторов, число которых практически
бесконечно, не существует национальных
границ. Поэтому на наших глазах возникает
глобальный мир, в котором разделение
политики на внутреннюю и внешнюю теряет
всякое значение. Существенное влияние
на подобный подход оказали выдвинутые
еще в 1969 году Дж. Розенау идеи о взаимосвязи
между внутренней жизнью общества и международными
отношениями, о роли социальных экономических
и культурных факторов в объяснении международного
поведения правительств, о "внешних"
источниках, которые могут иметь "чисто
внутренние", на первый взгляд, события,
и т. п.
С позиций сторонников институционального
подхода к рассмотрению мировой
политики, обитатели современного
мира связаны общими нитями
мировой экономики; их объединяют,
с одной стороны, сопоставимые
идеалы и ценности, а с другой
— общие вызовы и проблемы;
наконец,— и это главное — они представлены
в международных институтах и организациях,
совместно созданных ими в целях управления
взаимозависимостью и регулирования отношений
друг с другом. Хотя члены глобального
международного общества остаются суверенными
и независимыми, отношения между ними
регулируются определенными правилами
и соглашениями, в совокупности составляющими
международное право.
В 80-е годы эта идея не
только получила дальнейшее развитие,
но и оформилась в теорию
международных режимов, согласно
которой участники международных отношений,
и в первую очередь государства, сталкиваются
в своих действиях со все более значительными
ограничениями, что связано с правилами
игры, на установление которых они вынуждены
идти под давлением необходимости. Результатом
является определенная "интернационализация"
политического авторитета. Один из представителей
этой теории — американский исследователь
С. Краснер — определяет международные
режимы как совокупность писаных и неписаных
принципов, норм, процедур и соглашений,
регулирующих международные отношения.
1.2 Основные черты современного
этапа мировой политики
Резюмируя происходящие сегодня
изменения в международных отношениях
с учетом рассмотренных выше
позиций, можно сформулировать
несколько предварительных выводов,
касающихся содержания мировой политики.
Во-первых, мировая политика
является результатом глубокой
трансформации международных связей
и взаимодействий, возникновения
целого ряда общих проблем,
решение которых уже не может
быть найдено в рамках национально-государственных
границ. Поэтому государства в своих отношениях
друг с другом вынуждены конфликтовать
или идти на переговоры и сотрудничество
уже не только по вопросам, которые традиционно
рассматривались как сфера "высокой",
или "большой", политики ( к которой
относят вопросы дипломатии, государственной
безопасности и т. п.), но также, и все в
большей степени, по вопросам, которые
прежде относились к сфере "малой политики"
(торговые обмены, технические, культурные
и т. п. проблемы). Этот феномен приобрел
тем более важное значение, что государства,
столкнувшись с трансформацией существовавших
ранее ценностных систем и необходимостью
реагировать на вытекающие из этого ожидания
и потребности общества, вынуждены брать
на себя новую ответственность социального,
экономического, технического и культурного
характера. Иначе говоря, они оказались
перед необходимостью открыться взаимозависимости.
А эволюция ценностных систем, проявляющаяся
в возрастании удельного веса прежде всего
таких ценностей, как социальное и экономическое
благосостояние, личное благополучие
и безопасность, неотчуждаемость основных
прав и свобод человека, все чаще приводит
к тому, что государство должно отдавать
им приоритет над традиционными ценностями
своей внешней политики.