принимать меры по дальнейшему
укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической
интеграции, механизма содействия реализации
крупных водноэнергетических, инфраструктурных,
промышленных и иных совместных проектов;
всемерно развивать Организацию
Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ) в качестве ключевого инструмента
поддержания стабильности и обеспечения
безопасности на пространстве СНГ, делая
акцент на адаптации ОДКБ как многофункциональной
интеграционной структуры к меняющейся
обстановке, на надежном обеспечении способности
государств - членов ОДКБ к своевременным
и эффективным совместным действиям, на
превращении ОДКБ в стержневой институт
обеспечения безопасности в зоне ее ответственности.
Россия продолжит активно
содействовать мирному разрешению
конфликтов на пространстве СНГ
на основе международного права,
уважения достигнутых ранее договоренностей
и поиска согласия между вовлеченными
в них сторонами, ответственно реализуя
свою посредническую миссию в переговорном
процессе и миротворчестве.
Отношение России к субрегиональным
образованиям и иным структурам без
российского участия на пространстве
СНГ определяется исходя из оценки их
реального вклада в обеспечение добрососедства
и стабильности, их готовности на деле
учитывать законные российские интересы
и уважать уже существующие механизмы
сотрудничества, такие как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС,
а также Шанхайская организация сотрудничества
(ШОС).
В этом русле будут выстраиваться
подходы России к развитию
всестороннего практического взаимодействия
в Черноморском и Каспийском
регионах на основе сохранения
индивидуальности Организации Черноморского
экономического сотрудничества и укрепления
механизма сотрудничества Прикаспийских
государств.
Главной целью российской
внешней политики на европейском
направлении является создание
по-настоящему открытой, демократической
системы общерегиональной коллективной
безопасности и сотрудничества, обеспечивающей
единство Евро-Атлантического региона
- от Ванкувера до Владивостока, не допуская
его новой фрагментации и воспроизводства
прежних блоковых подходов, инерция которых
сохраняется в нынешней европейской архитектуре,
сложившейся в эпоху "холодной войны".
Именно на это направлена инициатива заключения
Договора о европейской безопасности,
старт разработке которого можно было
бы дать на общеевропейском саммите.
Россия выступает за достижение
подлинного единства Европы, без разделительных
линий, путем обеспечения равноправного
взаимодействия России, Европейского
союза и США. Это способствовало бы укреплению
позиций государств Евро-Атлантического
региона в глобальной конкуренции. Россия,
как крупнейшее европейское государство
с многонациональным и многоконфессиональным
обществом и многовековой историей, готова
сыграть конструктивную роль в обеспечении
цивилизационной совместимости Европы,
гармоничной интеграции религиозных меньшинств,
в том числе с учетом тенденций в сфере
миграции.
Россия выступает за укрепление
роли Совета Европы в качестве
самостоятельной универсальной
общеевропейской организации, определяющей
уровень правовых стандартов
во всех государствах - членах
Совета Европы без дискриминации и привилегий
для кого бы то ни было, важного инструмента
устранения разделительных линий на континенте.
Россия заинтересована в
том, чтобы ОБСЕ добросовестно
выполняла возложенную на нее
функцию - форума для равноправного
диалога государств - участников ОБСЕ
и коллективной выработки консенсусных
решений на основе всеобъемлющего и основывающегося
на балансе интересов подхода к безопасности
в ее военно-политическом, экономическом
и гуманитарном аспектах. Полноценная
реализация этой функции возможна через
перевод всей работы ОБСЕ на прочную нормативную
базу, обеспечивающую верховенство прерогатив
коллективных межправительственных органов.
В военно-политической сфере
Россия будет добиваться исправления
дисбалансов, сложившихся в области
ограничения обычных вооружений и вооруженных
сил в Европе, и принятия новых мер доверия.
Российская Федерация будет
развивать отношения с Европейским
союзом как с одним из основных
торгово-экономических и внешнеполитических
партнеров, выступать за всемерное
укрепление механизмов взаимодействия,
включая последовательное формирование
общих пространств в сферах экономики,
внешней и внутренней безопасности, образования,
науки, культуры. Долговременным интересам
России отвечает согласование с Европейским
союзом Договора о стратегическом партнерстве,
устанавливающего особые, максимально
продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного
сотрудничества с Европейским союзом
во всех областях с перспективой выхода
на безвизовой режим.
Российская Федерация заинтересована
в укреплении Европейского союза, развитии
его способности выступать с согласованных
позиций в торгово-экономических, гуманитарных,
внешнеполитических областях и в сфере
безопасности.
Развитие взаимовыгодных двусторонних
связей с Германией, Францией,
Италией, Испанией, Финляндией, Грецией,
Нидерландами, Норвегией и некоторыми
другими государствами Западной Европы
является важным ресурсом продвижения
национальных интересов России в европейских
и мировых делах, содействия переводу
российской экономики на инновационный
путь развития. Россия хотела бы, чтобы
в этом же русле использовался потенциал
взаимодействия с Великобританией.
Россия развивает поступательное
практическое взаимодействие со
странами Северной Европы, включая
реализацию в рамках многосторонних
структур совместных проектов по сотрудничеству
в Баренцевом/Евроарктическом регионе
и Арктике в целом, учитывая при этом интересы
коренных народов.
Россия открыта для дальнейшего
расширения прагматичного, взаимоуважительного
сотрудничества с государствами Центральной,
Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом
реальной готовности к этому каждого из
них.
Российская Федерация настроена
на взаимодействие с Латвией,
Литвой и Эстонией в духе
добрососедства, на основе обоюдного
учета интересов. Принципиальное
значение для России сохраняют вопросы
соблюдения прав русскоязычного населения
в соответствии с принципами и нормами
общеевропейского и международного права,
а также вопросы жизнеобеспечения Калининградской
области.
Реально оценивая роль НАТО,
Россия исходит из важности поступательного
развития взаимодействия в формате Совета
Россия - НАТО в интересах обеспечения
предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом
регионе, максимального использования
потенциала политического диалога и практического
сотрудничества при решении вопросов,
касающихся реагирования на общие угрозы,
- терроризм, распространение оружия массового
уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик,
природные и техногенные катастрофы.
Россия будет выстраивать
отношения с НАТО с учетом степени
готовности альянса к равноправному партнерству,
неукоснительному соблюдению принципов
и норм международного права, выполнению
всеми его членами взятого на себя в рамках
Совета Россия - НАТО обязательства не
обеспечивать свою безопасность за счет
безопасности Российской Федерации, а
также обязательств по военной сдержанности.
Россия сохраняет отрицательное отношение
к расширению НАТО, в частности к планам
приема в члены альянса Украины и Грузии,
а также к приближению военной инфраструктуры
НАТО к российским границам в целом, что
нарушает принцип равной безопасности,
ведет к появлению новых разъединительных
линий в Европе и противоречит задачам
повышения эффективности совместной работы
по поиску ответов на реальные вызовы
современности.
Россия выстраивает отношения
с США с учетом не только
их огромного потенциала для
взаимовыгодного двустороннего
торгово-экономического, научно-технического
и иного сотрудничества, но и
их ключевого влияния на состояние
глобальной стратегической стабильности
и международной обстановки в целом. Россия
заинтересована в эффективном использовании
существующей разветвленной инфраструктуры
взаимодействия, включая постоянный диалог
по проблемам внешней политики, безопасности
и стратегической стабильности, который
позволяет находить взаимоприемлемые
решения на основе совпадающих интересов.
Для этого необходимо перевести
российско-американские отношения
в состояние стратегического
партнерства, перешагнуть барьеры
стратегических принципов прошлого
и сосредоточиться на реальных
угрозах, а там, где между Россией и США
сохраняются разногласия, работать над
их урегулированием в духе взаимоуважения.
Россия последовательно выступает
за достижение новых договоренностей
с Соединенными Штатами в сфере
разоружения и контроля над вооружениями
в интересах сохранения преемственности
этого процесса, укрепления мер доверия
и транспарентности в области космической
деятельности и противоракетной обороны,
а также по вопросам нераспространения
оружия массового уничтожения, безопасного
развития мирной ядерной энергетики, наращивания
сотрудничества в сфере противодействия
терроризму и другим вызовам и угрозам,
урегулирования региональных конфликтов.
Россия заинтересована в
том, чтобы действия США на
мировой арене строились в
соответствии с принципами и нормами
международного права, прежде всего Устава
ООН.
Долгосрочные приоритеты российской
политики на американском направлении
- подведение под отношения с
США солидного экономического
фундамента, обеспечение совместной
выработки культуры управления разногласиями
на основе прагматизма и соблюдения баланса
интересов, что позволит обеспечить большую
стабильность и предсказуемость российско-американских
отношений.
Важным элементом сбалансированной
политики России на североамериканском
направлении являются отношения с Канадой,
которые традиционно носят стабильный
характер и мало подвержены воздействию
политической конъюнктуры. Россия заинтересована
в дальнейшем наращивании динамики двусторонних
торгово-экономических связей и инвестиционного
сотрудничества, во взаимодействии в Арктике.
В контексте многовекторной
внешней политики Российской
Федерации важное и всевозрастающее
значение имеет Азиатско-Тихоокеанский
регион, что обусловлено принадлежностью
России к этому динамично развивающемуся
району мира, заинтересованностью в использовании
его возможностей при реализации программ
экономического подъема Сибири и Дальнего
Востока, необходимостью укрепления регионального
сотрудничества в сфере противодействия
терроризму, обеспечения безопасности
и налаживания диалога между цивилизациями.
Продолжится активное участие России
в основных интеграционных структурах
Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме
"Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество", механизмах партнерства
с Ассоциацией государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), включая региональный форум
АСЕАН.
Особое место отводится дальнейшему
укреплению ШОС, продвижению ее
инициативы по созданию сети
партнерских связей между всеми
интеграционными объединениями
в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Важнейшим направлением российской
внешней политики в Азии является
развитие дружественных отношений
с Китаем и Индией. Россия будет
наращивать российско-китайское
стратегическое партнерство во
всех областях на основе совпадения
принципиальных подходов к ключевым
вопросам мировой политики в качестве
одной из базовых составляющих региональной
и глобальной стабильности. Главной задачей
в области двусторонних связей является
приведение объема и качества экономического
взаимодействия в соответствие с высоким
уровнем политических отношений.
Углубляя стратегическое партнерство
с Индией, Россия проводит принципиальную
линию на упрочение взаимодействия
по актуальным международным
проблемам и всемерное укрепление
взаимовыгодных двусторонних связей
по всем направлениям, особенно
на обеспечение существенного подъема
в торгово-экономической сфере.
Россия разделяет заинтересованность
Китая и Индии в налаживании
эффективного внешнеполитического
и экономического взаимодействия
в трехстороннем формате Россия
- Индия - Китай.
Российская Федерация выступает
за отношения добрососедства
и созидательного партнерства
с Японией в интересах народов
обеих стран. Унаследованные от
прошлого проблемы, над общеприемлемым
решением которых работа будет
продолжена, не должны становиться
препятствием на этом пути.
Россия настроена и далее
развивать отношения с Турцией,
Египтом, Алжиром, Ираном, Саудовской
Аравией, Сирией, Ливией, Пакистаном
и другими ведущими региональными
государствами в двустороннем
и многостороннем форматах.
Российская внешняя политика
направлена на наращивание позитивной
динамики отношений с государствами
Юго-Восточной Азии, прежде всего
на развитие стратегического
партнерства с Вьетнамом, а
также многопланового сотрудничества
с Индонезией, Малайзией, Таиландом,
Филиппинами, Сингапуром и другими странами
региона.
Принципиальное значение для
России имеет общее оздоровление
ситуации в Азии, где сохраняются
источники напряженности и конфликтов,
увеличивается опасность распространения
оружия массового уничтожения.
Усилия будут сосредоточиваться на деятельном
участии России в поисках политического
решения ядерной проблемы Корейского
полуострова, на поддержании конструктивных
отношений с КНДР и Республикой Корея,
на поощрении диалога между Пхеньяном
и Сеулом, на укреплении безопасности
в Северо-Восточной Азии.