Для лиц, впервые принимаемых
на муниципальную службу, в том
числе и по конкурсу, а также
для муниципального служащего при
переводе на должность другой группы
или иного профиля устанавливается
испытание (со стажировкой) от трех до
шести месяцев, а для младших
служащих - от одного до трех месяцев. В
срок испытания не засчитывается
период, когда муниципальный служащий
отсутствовал на службе. При неудовлетворительном
результате испытания муниципальный
служащий может быть переведен с
его согласия на прежнюю или другую
должность, а при отказе от перевода
уволен с муниципальной службы. Если
срок испытания истек, а муниципальный
служащий продолжает службу, он считается
выдержавшим испытание. Порядок
и условия испытания устанавливаются
нормативными правовыми актами муниципальных
образований в соответствии с
федеральным законодательством
и законодательством субъектов
РФ.
При поступлении на муниципальную
службу представляются следующие
документы:
- заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
- собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- паспорт;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
- документ об образовании;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
- сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации
Прекращение муниципальной
службы. Общими основаниями прекращения
служебных отношений являются: 1)
отставка служащего; 2) его увольнение;
3) признание в установленном порядке
безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ
устанавливает, что если в течение
одного года в месте жительства лица
нет сведений о его местопребывании,
он может быть признан безвестно
отсутствующим судом по заявлению
заинтересованных лиц); 4) смерть служащего.
Муниципальный служащий имеет
право на расторжение договора и
увольнение с замещаемой должности
муниципальной службы по собственной
инициативе, предупредив об этом руководство
органа местного самоуправления в письменной
форме за две недели.
В случае, когда заявление
муниципального служащего об увольнении
с замещаемой должности муниципальной
службы по его инициативе обусловлено
невозможностью продолжения им исполнения
должностных обязанностей и прохождения
муниципальной службы, орган местного
самоуправления обязан расторгнуть служебный
договор в срок, указанный в заявлении
муниципального служащего.
Договор может быть расторгнут
и по инициативе органа местного самоуправления.
Муниципальный служащий может быть уволен
с замещаемой должности муниципальной
службы в случаях:
1) несоответствия муниципального
служащего замещаемой должности
вследствие: состояния здоровья (в
соответствии с медицинским заключением),
недостаточной квалификации, подтвержденной
результатами аттестации;
2) неоднократного неисполнения
муниципальным служащим без уважительных
причин должностных обязанностей,
если он имеет дисциплинарное
взыскание;
3) однократного грубого
нарушения муниципальным служащим
должностных обязанностей: а) прогула
(отсутствия на рабочем месте
без уважительных причин более
четырех часов подряд в течение
служебного дня); б) появления
на службе в состоянии алкогольного,
наркотического или иного токсического
опьянения; в) разглашения охраняемой
федеральным законом тайны (государственной,
служебной или иной), ставшей известной
муниципальному служащему в связи
с исполнением им должностных
обязанностей; г) совершения по месту службы
хищения (в том числе мелкого) чужого имущества,
растраты, умышленного его уничтожения
или повреждения, установленных вступившим
в законную силу приговором суда или постановлением
органа, уполномоченного на применение
административных взысканий; д) нарушения
требований по охране профессиональной
служебной деятельности (охраны труда),
если это нарушение повлекло за собой
тяжкие последствия (несчастный случай
на службе, авария, катастрофа) либо заведомо
создавало реальную угрозу наступления
таких последствий;
4) совершения виновных
действий муниципальным служащим,
непосредственно обслуживающим
денежные или товарные ценности,
если эти действия дают основания
для утраты доверия к нему
со стороны органа местного
самоуправления или должностного
лица;
5) совершения муниципальным
служащим грубого нарушения требований
служебного поведения;
6) принятия необоснованного
решения муниципальным служащим,
замещающим должность муниципальной
службы категории "руководители",
и т.д.
Конкретный перечень оснований
увольнения устанавливается законодательством.
7. Аттестация муниципальных
служащих
Аттестация служащих имеет важнейшее
значение практической деятельности
служащих. Совершенствование прохождения
муниципальной службы невозможно
без периодической аттестации
служащих. Аттестация проводится
с целью проверки и оценки
профессиональных, деловых и личных
качеств служащего, установления
его служебно-должностного соответствия
предъявляемых требованиям к
службе занимаемой должности
муниципальной службы. А также
для решения вопросов о присвоении
муниципальному служащему квалификационного
разряда. Аттестация решает и
другие задачи, связанные с соблюдением
принципов муниципальной службы;
выявление потенциальных возможностей
муниципального служащего с целью
повышения его по службе; поддержание
стабильности муниципальной службы
и т.д. Данные задачи являются
общими.
Аттестацию можно характеризовать
как общую и персональную, очередную,
внеочередную. Иногда проводятся
аттестации для достижения весьма
конкретной цели и решения
четко поставленной задачи.
Продвижение по муниципальной
службе осуществляется путем
назначения на высшую должность,
объявления конкурса на замещение
вакантной должности муниципальной
службы, а также присвоения более
высокого квалификационного разряда.
Право на продвижение по муниципальной
службе реализуется при условии
успешного и добросовестного
выполнения муниципальным служащим
своих обязанностей.
Аттестация служащих является
правовым средством расширения
демократических начал в кадровой
политике и в управлении муниципальной
службой, средством обеспечения
формирования и реализации целенаправленной
и предсказуемой кадровой политики
в органах местного самоуправления.
Аттестация муниципальных служащих
выполняет определенные функции:
функцию оценки, контроля, политическую
функцию, информирования и т.д.
Содержание и сущность аттестации
раскрывается в принципах аттестации.
Они вырабатываются аттестационной
практикой органов местного самоуправления.
Аттестация муниципальных служащих строится
на следующих основных принципах: внепартийность,
всеобщность, гласность, периодичность,
объективность, коллективность, обязательность.
Механизм аттестации представляет
собой способ организации и
осуществления аттестационной деятельности,
содействующий реализации функций
аттестации, достижению ее эффективного
воздействия на совершенствование кадровой
функции муниципального управления.
Право – важнейший компонент
механизма аттестации, придающий
ей государственно-правовую значимость,
общеобязательность, устойчивость
и эффективность. Правовая регламентация
аттестации муниципальных служащих
осуществляется с помощью системы
нормативных актов, решений по
этим вопросам органов местного
самоуправления.
Следует отметить, что в отдельных
органах могут проводиться персональные
аттестации муниципальных служащих
с целью представления их к
присвоению специального звания.
Особенность таких аттестаций
состоит в том, что они проводятся
только в отношении отдельных
служащих и связаны с подготовкой
важных для конкретного служащего
решения. Такая аттестация является
фактором изменения реального
правового статуса муниципального
служащего.
Муниципальный служащий вправе
обратиться в соответствующий
орган или в суд для разрешения
споров, связанных с муниципальной
службой, в том числе по вопросам
проведения аттестации, ее результатов,
содержания выданных аттестационных
характеристик.
Заключение
Муниципальная служба - профессиональная
деятельность граждан, которая осуществляется
на постоянной основе на должностях муниципальной
службы, замещаемых путем заключения
трудового договора (контракта).
Модель местного самоуправления,
принятая в современной России и
закрепленная в Конституции России
1993 года, исходит из того, что его
органы не являются структурными подразделениями
государственного управления.
Муниципальным служащим является
гражданин, исполняющий в порядке,
определенном муниципальными правовыми
актами в соответствии с федеральными
законами и законами субъекта Российской
Федерации, обязанности по должности
муниципальной службы за денежное содержание,
выплачиваемое за счет средств местного
бюджета
На муниципальную службу
вправе поступать граждане, достигшие
возраста 18 лет (дееспособные), владеющие
государственным языком Российской
Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям, установленным
в соответствии с ФЗ №25 для замещения
должностей муниципальной службы, при
отсутствии обстоятельств, указанных
в ст. 13 того же ФЗ в качестве ограничений,
связанных с муниципальной службой.
Им могут присваиваться классные чины,
они должны проходить аттестацию раз в
три года. Они несут ответственность за
совершение коррупционных правонарушений.
Для них действуют ограничения коммерческой
деятельности. Кстати, ФЗ № 273 от 25. 12. 2008
«О противодействии коррупции» не делает
различий в коррупционной ответственности
между государственными и муниципальными
служащими.
В заключении остается отметить,
что реформирование местного самоуправления
призвано оживить важнейший демократический
институт – институт местного самоуправления,
являющийся одной из основ конституционного
строя современной России. Без
эффективно работающего местного самоуправления
невозможно формирование гражданского
общества в нашей стране. Четкая
регламентация всех сторон деятельности
муниципальной администрации, установленная
Законом «О муниципальной службе
в РФ», позволит повысить качество публичных
услуг, предоставляемых гражданам
муниципальными органами, более действенно
бороться с проявлениями чиновничьего
произвола и коррупцией. Стаж муниципальной
службы.
Список литературы:
Нормативно правовые акты:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.02.2007)
- ФЗ от 8.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»
- Закон Тюменской области от 05.07.2007 N 10(ред. От 20.02.2012) « О муниципальной службе в Тюменской области»
- ФЗ от 6.12.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Решение Тюменской городской Думы от 22.05.1997 N 109 (ред. от 27.12.2001) «Об утверждении временного положения о муниципальной службе в г. Тюмени»
Учебники и учебные пособия:
- Муниципальное право России. (Учебник) Отв. ред. Авакьян С.А. (2009, 544с.
- Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2011.
- Курсовая работа студента гр. 225 Уральской юридической академии Иванова А.А. по теме «Муниципальная служба»
- Муниципальное право России. Учебник Кокотов А.Н, Саломаткин А.С, 2005. – 384 с.
- Кудилинский М. Н., Шевелева И. А. Муниципальное право России: Учебник. -СПб.:Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 224с.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997, с. 499.