Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить конституционно-праввой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
В процессе достижения определенной цели должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть становление института президентства РФ;
определить функции и полномочия Президента РФ;
выявить рейтинг доверия к Президенту РФ.

Работа состоит из  1 файл

президент РФ.docx

— 517.07 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность анализ института президентства в системе государственной власти России является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента Актуальна задача повышения эффективности института президентства как ключевого элемента политической системы, улучшения его нормотворческой и правоприменительной практики, а также совершенствование процесса выбора Президента Российской Федерации. Институт президентской власти (в его нынешнем качестве) функционирует в России всего лишь около восемнадцати лет. Поэтому актуальность данной темы обусловлена также относительной новизной института президентства для России и особым местом Президента в системе государстве иной власти.

Степень научной разработанности. В области данной темы можно отметить такие работы как О. Зазнаев «Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее» говорит о формах правления современной России: авторитарные риски или неоспоримые преимущества; Л.А. Окуньков «Правительство и Президент» в своей работе говорит о функциях и полномочиях президента и взаимодействиях с правительством; О.А. Снежко «Президент РФ – гарант прав и свобод граждан» говорит о полномочиях президента РФ.

Объектом является президент РФ.

Предметом является характеристика полномочий президента РФ.

Цель  работы – определить конституционно-праввой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.

 В процессе достижения определенной цели должны быть решены следующие задачи:

    • рассмотреть становление института президентства РФ;
    • определить функции и полномочия Президента РФ;
    • выявить рейтинг доверия к Президенту РФ.

Теоретическая основа исследования. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. «Конституционное право России» [8]; Зазнаев О. «Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее» [9]; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» [11]; Окуньков Л.А. «Правительство и Президент (грани взаимодействия)» [13]; Снежко О.А. «Президент РФ – гарант прав и свобод граждан» [15].

Методологическую  основу исследования составили принципы объективности и научности, системный подход.

Методы  исследования – метод анализа теоретического и практического материала.

Эмпирической  базой стали повторные результаты социологического исследования, проводившиеся ФОМом, Левада Центром.

Научная новизна состояла в разработке рекомендаций в руководстве РФ.

 

1 Глава правительства РФ

 

1.1 Становление института Президента Российской Федерации

 

 

 «Выбор формы правления в  Российской Федерации не был  единовременным актом. Ему предшествовала  серия политических событий начала 1990-х годов: создание института  президентства в СССР, борьба  между Б.Н. Ельциным и М.С.  Горбачевым, создание института  президентства в России, противостояние  между Президентом и парламентом,  октябрьские события 1993 года в  Москве. Возникновение формы правления  с сильным Президентом было  вполне закономерно: скоротечный  крах советской государственности,  всеобщий хаос, нарастание разного  рода конфликтов придавали институту  президентства характер оплота  стабильности»[6, с 65].

 Институт Президента РФ был  введен в 1991 году по итогам  Всероссийского референдума 17 марта  1991 года. В настоящее время –  это принципиально новый институт  при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались  за введение института президента, а затем избрали Президента  России как высшее должностное  лицо и главу исполнительной  власти страны. Такой статус в  основе своей воспринимал модель  функций  американского президента. Однако с самого начала в  отличие от США российский  Президент непосредственно не  руководил деятельностью Правительства.  Сохранение должности Председателя  Совета Министров принципиально  меняло содержание функции Президента  по руководству Правительством. Президент США является главой  Правительства, руководит им и  отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета  Министров РФ давал возможность  Президенту РФ дистанцироваться  от деятельности российского  Правительства. Тем не менее,  до принятия Конституции 1993 года  Президент РФ юридически был  самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции  по представительству государства.

 «24 сентября 1993 года Президент  РФ издал Указ «О поэтапной  реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление  функций Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих  органов. А после того, как они  выразили свое несогласие с  подобным решением, были насильственным  путем ликвидированы в начале  октября 1993 года. Кроме того, Указ  Президента назначал выборы в  Государственную Думу Федерального  Собрания РФ – палату нового  Парламента»[7, с. 87].

 Конституция РФ 1993 года принципиально  изменила функции Президента  РФ, отведя ему особое место  в государственном механизме.  «Президент в России, обладая  реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную  власть, вообще не входит ни  в одну ветвь власти, а занимает  особое место»[8, с. 44].

 Многоплановая и сложная  природа института Президента, определение  его как главы государства  обусловливают его специфический  конституционно-правовой статус, особенности  его функций и полномочий. Выделим  некоторые наиболее важные черты,  сообщающие Президенту специфическую  функциональную роль и отличающие  данный государственный орган  от других федеральных органов  государственной власти.

 Во-первых, Президент и Правительство  в соответствии с Конституцией  РФ (ч.4 ст.78) обеспечивают осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории  Российской Федерации. 

 Во-вторых, Президент РФ (п.2 ст.80) обеспечивает согласованное взаимодействие  органов государственной власти.

 В-третьих, Президент активно  участвует в осуществлении законодательной,  исполнительной и судебной власти.

    1. Функции и полномочия Президента Российской Федерации

 

 

Самая общая характеристика статуса  Президента РФ состоит в том, что, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, он является «главой государства», что более полно и точно отражает положение, место и роль президентской власти в демократической республике, нежели бытовавшие до этого формулы «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Это не означает ни то, что президентская власть как власть главы государства представляет какую-то особую четвертую ветвь власти, ни то, что наличие такой власти представляет собой отказ от принципа разделения властей. Но это означает, что роль президента как главы государства не может быть сведена лишь к роли главы исполнительной власти, хотя особенно тесная и непосредственная связь президентской власти именно с исполнительной ветвью власти совершенно очевидна в любой президентской и полупрезидентской республиках. С одной стороны, президент, его власть как главы государства распространяется в той или иной мере и на область законодательствования, и на область судопроизводства; а с другой - он призван осуществлять и такие полномочия, которые не укладываются ни в одну из трех ветвей государственной власти.

Таким образом, Президент РФ занимает особое, весьма своеобразное место в системе органов государственной власти страны. Это своеобразие состоит в том, что президентская власть неотделима от трех ветвей власти и в то же время не может быть растворена в них; она выступает гарантом основных государственных и общественных устоев, координатором и арбитром во взаимоотношениях различных ветвей власти и вместе с тем не стоит над ними, не подчиняет их себе.

Функции Президента связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства  и общества. Рассмотрим основные функции:

  1. Президент – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать  вывод, что он обязан гарантировать  права и свободы каждому и  защищать их всеми доступными ему  средствами.

«Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами  власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции  РФ, он «...обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти»  по защите прав и свобод».

Содержание правозащитной  функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «...Клянусь  уважать и охранять права и  свободы человека и гражданина, соблюдать  и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент  обязуется постоянно следить  за положением дел в стране с правами  и свободами и своевременно реагировать  на их нарушения. Для этой цели он наделен  разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную  функцию.

Глава российского государства  выступает с законодательной  инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Сегодня  в России есть необходимость, чтобы  Президент Российской Федерации, осуществляя  свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

  1. Президент – гарант суверенитета Российской Федерации.

Вспомним  слова из клятвы Президента: «Клянусь... защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Таким образом, именно Президент принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделен особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).

  1. Президент – гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы  человека и гражданина, Президент  опирается на всю систему органов  государственной власти. Функции  гаранта прав и свобод человека и  гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу  их компетенции.

  1. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Эти направления политики формируются  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не могут  им противоречить. О том, какую политику будет проводить Президент, можно  узнать еще из его предвыборной программы. Но жизнь, конечно, корректирует действия Президента, вот почему Конституция  обязывает его направлять ежегодные  послания Федеральному Собранию, в  которых и освещаются основные направления  внутренней и внешней политики страны.

  1. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент выполняет представительскую  функцию внутри страны, которая связана  с его деятельностью во взаимоотношениях с субъектами РФ: республиками, краями, областями, городами, автономной областью, автономными округами. Это комплекс сложных и многогранных отношений  со своей спецификой. Что касается представительства Президента в  международных отношениях, то это  чрезвычайно актуальный и ответственный аспект. С этой стороной связан, прежде всего, рост международного влияния и авторитета России.

Итак, рассмотрев все основные функции  Президента России можно сделать  вывод, что они характеризуют  его как высшего представителя  государства, связывающего государство  и общество. В систему основных функций Президента входят следующие  направления его деятельности: определение  основных направлений внутренней и  внешней политики, государственное  управление, участие в законодательном  процессе, консолидация общества и  государства, представительство государства.

Наряду с функциями главы  государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие - с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

Информация о работе Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года