Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:41, курсовая работа
Цель работы – определить конституционно-праввой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
В процессе достижения определенной цели должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть становление института президентства РФ;
определить функции и полномочия Президента РФ;
выявить рейтинг доверия к Президенту РФ.
Полномочия Президента России:
Не смотря на то, что Президент России не входит в Правительство Российской Федерации, он имеет широкие полномочия по определению состава Правительства России, руководства его деятельностью. Кроме того, в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649, Президент России осуществляет непосредственное руководство деятельностью следующих федеральных министерств и ведомств.
Рассмотрим теперь особенности каждого направления полномочий Президента Российской Федерации.
Основные полномочия Президента
связаны с его статусом как
главы государства. «Конституция РФ
дает Президенту право принимать
меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
При этом по Конституции
Президент определяет не весь комплекс
ближайших, среднесрочных и долгосрочных
целей и задач в сфере
Императивность действий
Президента в проведении внутренней
политики наиболее полно проявляется
в его взаимоотношениях с Правительством.
Президент наделен полномочиями
по определению состава и порядка
деятельности Правительства. Будучи главой
государства, Верховным Главнокомандующим
и председателем Совета Безопасности,
Президент вправе председательствовать
на заседаниях Правительства, давать соответствующие
поручения Правительству и
Более сложна и многопланова
взаимосвязь основных положений
внутренней политики, определяемых Президентом,
применительно к Федеральному Собранию.
Как и Правительство, парламент
играет активную роль в определении
основных направлений внутренней политики:
он принимает федеральные законы,
постановления палат, заявления, декларации.
Принципиальные позиции главы государства
по вопросам внутренней политики государства
находят свое выражение в заключениях
на проекты федеральных
В рамках имеющихся в его
распоряжении конституционно-правовых
полномочий Президент определяет основные
направления внутренней политики также
через нормотворческую и организационно-
Начиная с 1994 года Президент
ежегодно выступает перед членами
Совета Федерации и депутатами Государственной
Думы с изложением своей оценки ситуации
в различных сферах общественной
жизни, формулирует свое видение
основных направлений политики государства.
Обозначенные в Послании приоритеты
- важные ориентиры для Федерального
Собрания и Правительства. Заявленные
главой государства позиции по вопросам
внутренней политики учитываются как
парламентом, так и Правительством
при составлении планов законопроектных
работ, определении позиций депутатов
по законопроектам. Сформулированные
в Послании Президента оценки и приоритеты
оказывают серьезное влияние
на формирование общественного мнения
по ключевым направлениям внутренней
политики. По сложившейся практике
основные направления внутренней политики
Президент формулирует не только
в указах и посланиях, но и в
иных публичных выступлениях. Их тексты
размещаются на официальном интернет-
Для содействия Президенту
в реализации его конституционных
полномочий по определению внутренней
политики при главе государства
создан Государственный совет –
постоянно действующий
«Президенту Российской Федерации
даны широкие права по проведению
внешнеполитического курса
Президент назначает и
отзывает дипломатических представителей
России в иностранных государствах
и международных организациях. Этим
назначениям предшествуют консультации
с соответствующими комитетами или
комиссиями палат Федерального Собрания.
Президент подписывает
По сложившейся практике
основные направления внешней политики
Президент формулирует в
В соответствии с Конституцией
права и свободы человека и
гражданина определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность
всех органов государственной
Большими полномочиями обладает Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти, где его решения и указания имеют приоритетный и императивный характер. Согласно ст. 83 Конституции РФ, он: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от этой должности; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; формирует Администрацию Президента РФ. Президент РФ определяет по представлению Председателя Правительства систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право отменить постановления и распоряжения федерального Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85). Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85). Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей в регионах РФ, специальное Положение о которых утверждено Указом Президента РФ в июле 1997 г.
«Президент Российской Федерации
имеет право при определенных
обстоятельствах вводить в
Полномочия Президента РФ в области осуществления судебной и прокурорской власти достаточно ограничены, поскольку он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83).
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
«Президент РФ, помимо сказанного, осуществляет помилование.
Участие Президента РФ в сфере судебной
власти проявляется также в
Президент утверждает военную доктрину,
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами. «Военная доктрина
определена как совокупность официальных
взглядов (установок), определяющих военно-политические,
военно-стратегические и военно-экономические
основы обеспечения военной
Военная доктрина России носит оборонительный
характер. Это означает, что наша
страна поддерживает готовность к ведению
войн и участию в вооруженных
конфликтах исключительно в целях
предотвращения и отражения агрессии,
защиты целостности и
Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 года Президенту предоставлено право определения основных направлений военной политики страны. Речь идет о принципиальных вопросах организации Вооруженных Сил РФ и международного сотрудничества с армиями других стран.