Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить конституционно-праввой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
В процессе достижения определенной цели должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть становление института президентства РФ;
определить функции и полномочия Президента РФ;
выявить рейтинг доверия к Президенту РФ.

Работа состоит из  1 файл

президент РФ.docx

— 517.07 Кб (Скачать документ)

Полномочия  Президента России:

  • полномочия, связанные с его статусом как главы государства:
    • принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности в установленном Конституцией России порядке;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    • право использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
    • представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях;
  • полномочия, связанные с взаимодействием с органами исполнительной власти:
    • назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту — Председатель Правительства России);
    • право председательствования на заседаниях Правительства Российской Федерации (далее по тексту — Правительство России);
    • принятие решения об отставке Правительства России;
    • назначение по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;
    • право приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • полномочия, связанные с взаимодействием с органами судебной власти и прокуратуры:
    • представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, внесение предложения об освобождении его от должности;
    • назначение судей других федеральных судов;
  • полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:
    • формирование и возглавление Совета Безопасности Российской Федерации;
    • утверждение военной доктрины России;
    • назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации;
    • введение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • полномочия в области международных отношений:
    • назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
    • осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;
    • ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации;
    • подписание ратификационных грамот;
    • принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
  • полномочия, связанные с взаимодействием с органами законодательной власти:
    • назначение выборов Государственной Думы;
    • роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России;
    • внесение законопроектов в Государственную Думу;
    • подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов;
    • обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • иные полномочия:
    • назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
    • введение на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
    • формирование Администрации Президента Российской Федерации;
    • представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и постановка вопроса об освобождении его от должности;
    • решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища;
    • награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
    • осуществление помилования;
    • издание Указов и распоряжений.

Не смотря на то, что Президент  России не входит в Правительство Российской Федерации, он имеет широкие полномочия по определению состава Правительства России, руководства его деятельностью. Кроме того, в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649, Президент России осуществляет непосредственное руководство деятельностью следующих федеральных министерств и ведомств.

Рассмотрим теперь особенности  каждого направления полномочий Президента Российской Федерации.

Основные полномочия Президента связаны с его статусом как  главы государства. «Конституция РФ дает Президенту право принимать  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности. Перечень мер в названной  норме не устанавливается, но принимать  их Президент РФ вправе в порядке, закрепленном Конституцией РФ. Это  означает, что подобные меры должны иметь конституционные корни. Речь может идти о приостановлении  действий актов органов исполнительной власти, обращении в суд, назначении полномочных представителей Президента РФ, об утверждении и организации  реализации программ социально-экономического развития регионов, введении чрезвычайного  или военного положения».

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства  вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции  Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется  в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка  деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим  и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие  поручения Правительству и федеральным  органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в  Правительство бюджетные послания.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений  внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент  играет активную роль в определении  основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства  по вопросам внутренней политики государства  находят свое выражение в заключениях  на проекты федеральных конституционных  законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент  может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный  закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать  за закон еще раз, но квалифицированным  большинством.

В рамках имеющихся в его  распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент  ежегодно выступает перед членами  Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение  основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как  парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных  работ, определении позиций депутатов  по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние  на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в  иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве  главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных  полномочий по определению внутренней политики при главе государства  создан Государственный совет –  постоянно действующий консультативный  орган.

«Президенту Российской Федерации  даны широкие права по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной  арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России»[10, с. 123].

Президент назначает и  отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или  комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные  договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть  российской правовой системы.

По сложившейся практике основные направления внешней политики Президент формулирует в ежегодных  Посланиях Федеральному Собранию, в  иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве  главы государства.

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и  гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция  отводит Президенту. Слова об обязанности  защищать Конституцию, уважать и  охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Большими полномочиями обладает Президент Российской Федерации  в сфере исполнительной власти, где его решения и указания имеют приоритетный и императивный характер. Согласно ст. 83 Конституции РФ, он: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от этой должности; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; формирует Администрацию Президента РФ. Президент РФ определяет по представлению Председателя Правительства систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право отменить постановления и распоряжения федерального Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85). Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85). Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей в регионах РФ, специальное Положение о которых утверждено Указом Президента РФ в июле 1997 г.

«Президент Российской Федерации  имеет право при определенных обстоятельствах вводить в целом  в стране или в отдельных ее местностях военное положение или  в отдельных ее местностях особые правовые режимы... Режим военного положения  определяется федеральным конституционным  законом».

Полномочия Президента РФ в области  осуществления судебной и прокурорской власти достаточно ограничены, поскольку  он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83).

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения Президент  может передать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего суда.

«Президент РФ, помимо сказанного, осуществляет помилование.

Участие Президента РФ в сфере судебной власти проявляется также в рассмотрении по запросам Президента РФ Конституционным  Судом, в частности дел о соответствии Конституции РФ и нормативных актов Президента РФ».

Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами. «Военная доктрина определена как совокупность официальных  взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические  основы обеспечения военной безопасности страны. В ней  конкретизируются применительно к военной сфере  положения Концепции национальной безопасности страны».

Военная доктрина России носит оборонительный характер. Это означает, что наша страна поддерживает готовность к ведению  войн и участию в вооруженных  конфликтах исключительно в целях  предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной  безопасности России и ее союзников  в соответствии с международными договорами.

Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 года Президенту предоставлено  право определения основных направлений  военной политики страны. Речь идет о принципиальных вопросах организации  Вооруженных Сил РФ и международного сотрудничества с армиями других стран.

Информация о работе Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года